Введение
3
§ 1. Характеристика монологической речи как ключевого понятия темы.. ..7
§ 2.Анализ современных учебников в аспекте развития монологической
речи младших школьников 14
§ 3. Возможности метода проектов в развитии монологической речи 24
§ 4. Методика организации проектной деятельности в аспекте развития
монологической речи 33
§ 5. Анализ опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 1 66
Приложение 2 68
Приложение 3 69
Приложение 4 70
Приложение 5 72
Приложение 6 73
В практике обучения русскому языку до середины 90-х годов XX века внимание уделялось в большей степени изучению сведений о языке и правил правописания. Сегодня акцент направлен на формирование и совершенствование коммуникативных умений, т.е. умений пользоваться родным языком при восприятии речи (слушании и чтении) и создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах, формах и жанрах. Коммуникативные умения направлены на обеспечение сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуаций общения (А.А. Бодалев, Е.С. Бойко, Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Р. Львов). В связи с этим встал вопрос о поиске условий успешности развития речевой деятельности обучающихся в начальной школе. Этим условиям соответствует метод проектной работы. Мотивация определена самим проектом, а учащимся предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в реальных ситуациях.
Использование метода проектов направлено и на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры труда (субъект - объектных отношений) [16], и на развитие умственной, физической, учебнорепродуктивной и творческой деятельности. По мнению отечественных педагогов (Н.В. Белобородова, О.В. Брыковой, А.Б. Воронцова, Л.С. Выготского, Т.В. Громовой, Н.Ю. Пахомовой, И.Г. Саловой, М.С. Соловейчик), эффективность использования метода проектов, обусловлена позицией учителя, его ориентацией на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, стилем общения, речевыми формами взаимодействия с учениками. В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов» [28, с.127]. Главная задача педагога - вовлечь учеников в речевую деятельность, сделать так, чтобы у них возникла потребность в речевом общении (услышать и понять собеседника, рассказать ему о чем-то, спросить или объяснить) и была возможность эту потребность удовлетворить [30].
Метод проектов всегда предполагает определенную долю творчества и самостоятельности. Основной задачей проектной работы на уроках является развитие умения управлять своей деятельностью, то есть самостоятельно определять задачу и находить пути её решения, выбирать партнеров, планировать действия, реализовывать намеченный план на практике, защищать результат своей деятельности, обсуждать его и адекватно определять самооценку.
Ценность проектной работы заключается в том, что в процессе её выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Ребёнок, который получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и умозаключения, будет мобильным и более адаптированным к условиям будущей взрослой жизни, сможет правильно выбрать профессию и жить творческой жизнью.
Начальная школа закладывает основы коммуникативных навыков, которые необходимы ребёнку на протяжении не только всей его учебной деятельности, но в далеком будущем. Поэтому важность данной работы заключается в использовании метода проектов, как средства развития и совершенствования монологической речи младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, тема нашей выпускной квалификационной работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.
Объект исследования: процесс развития монологической речи младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика использования метода проектов для развития монологической речи.
Цель исследования: изучение теоретической основы и создание системы проектов, ориентированных на развитие монологической речи младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу, определить ключевые понятия темы.
2. Проанализировать современные учебники в аспекте развития монологической речи младших школьников.
3. Определить возможности метода проектов в развитии монологической речи.
4. Рассмотреть методики организации проектной деятельности в аспекте развития монологической речи.
5. Разработать и апробировать серию проектов на уроках русского языка в 4 «а» классе в аспекте развития монологической речи.
При проведении исследования мы использовали следующие методы: анализ психоло-педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме; анализ, синтез и обобщение полученной информации; проведение педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); подбор и
систематизация материала, направленного на развитие монологической речи младших школьников на основе проектной деятельности .
Значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, работниками образовательных учреждений, а также студентами педагогических специальностей при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
Структура работы: данная работа состоит из введения, где
определяются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования; основного содержания работы, состоящего из 5 параграфов; заключения; списка литературы, содержащего 57 наименований и 7 приложений.
В ходе исследования перед нами было поставлено несколько основных
задач. Для решения первой из них, мы проанализировали различные источники
и охарактеризовали ключевые понятия темы: речь, монологическая речь и её
уровни, монологическое высказывание, монолог, его виды и функции.
Для решения второй основной задачи нашего исследования мы
проанализировали современные учебники М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко,
В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной и
выяснили, что разновидности текста и жанры речи, основанные на
монологической речи, в данных учебниках практически отсутствуют.
При решении третей задачи, мы пришли к выводу о том, что метод
проектов активно влияет на всестороннее развитие личности учащегося.
В ходе решения четвёртой задачи, мы разработали кратковременные
проекты. Участник такой проектной деятельности на этапе защиты проекта
автоматически прибегает к необходимости использовать монолог, потому что
защита проекта без монологической речи просто не возможна.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы мы
получили положительные результаты у учащихся 4 «А» класса МБОУ СОШ г.
Пенза, т.е. использование метода проектов на уроках русского языка является
эффективным способом для развития монологической речи в начальной школе.
Но использование на уроках русского языка проектных заданий
предполагает определённые трудности: дополнительная подготовка для
учителя; отсутствие интереса у учащихся; непонимание и неумение ученика
уступать другим членам группы; неумение сотрудничать в группе, то есть
пассивное отношение к происходящему внутри группы и постановке учебной
задачи и др. Поэтому насколько это возможно, позволяйте самим ученикам
разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя.
На основании всего вышесказанного мы делаем вывод о том, что метод
проектов является эффективным средством развития монологической речи
учащихся начальных классов. Ведь именно во время выполнения проектной
работы совершенствуются сформированные ранее навыки общения и
закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего
образования. – М.: Просвещение, 2009. – 109с.
2. Антонов Е.С. Методика преподавания русского языка. – М.: Академия,
2014. – 102с.
3. Антонов Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. – М.:
Академия, 2014. – 64с.
4. Белобородов Н.В. Социально-творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006. – 168с.
5. Бойко Е.С. Русский язык в свете теории речевой деятельности. – М.:
Просвещение, 2008. – 112с.
6. Борищук Н.К. Развитие речи – Развитие личности школьника //
Начальная школа.– 2005. – №3. – С. 25-31.
7. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Методическое пособие
«Проектная деятельность в учебном процессе». СПб, 2012. – 60с.
8. Бунаков Н.Ф. Школьное дело. Избранные педагогические сочинения. –
М.: 2009. – 451с.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: учебник для 4 класса. В 2 ч. –
М.: Баласс, 2016. – 160с.
10. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – СПб., 2008. –
248с.
11. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. – 47с.
12. Виноградов В.В. Теория художественной речи. – М.: 2003. – 180с.
13. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для
учителя. М.: Просвещение, 2011. – 192с.
14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.:
2006. – 353с.
64
15. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому
исследованию. – Ростов на Дону, 2005. – 218с...57