Государственное регулирование деятельности средств массовой информации
|
Введение 4
1 Сущность и роль СМИ в современном обществе 8
1.1 Понятие, виды и функции СМИ в современном обществе 8
1.2 Организационно-правовое регулирование деятельности СМИ в Российской
Федерации 13
2 Государственное регулирование деятельности СМИ 25
2.1 Государственная информационная политика и региональные СМИ 25
2.2 Деятельность Департамента информационной политики и средств массовой
информации в Пензенской области 33
2.3 Электронные средства массовой информации 44
2.4 Нормативно-правовое регулирование региональных СМИ 50
3 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования СМИ в Пензенской области 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения
1 Сущность и роль СМИ в современном обществе 8
1.1 Понятие, виды и функции СМИ в современном обществе 8
1.2 Организационно-правовое регулирование деятельности СМИ в Российской
Федерации 13
2 Государственное регулирование деятельности СМИ 25
2.1 Государственная информационная политика и региональные СМИ 25
2.2 Деятельность Департамента информационной политики и средств массовой
информации в Пензенской области 33
2.3 Электронные средства массовой информации 44
2.4 Нормативно-правовое регулирование региональных СМИ 50
3 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования СМИ в Пензенской области 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения
В современном обществе средства массовой информации (СМИ) выполняют ряд социально-политических функций, а также, фактически, являются четвертой властью. Значительные изменения произошли в деятельности СМИ, начиная с прошлого века.
Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе
Актуальность темы подтверждает и то, что информационная деятельность СМИ позволяет людям объективно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией.
Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих реально оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
В демократическом обществе важнейшая политическая и социальная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства [24, с. 32].
С развитием информационных технологий и телекоммуникационных сетей увеличивается количество производимой и распространяемой информации, повышается ее наглядность и доступность, растет скорость ее доставки потребителю, многократно усиливаются процессы воздействия массовой информации на общество, значительно расширяется количество участников, занятых ее производством, распространением и потреблением.
Но не все так гладко в деятельности СМИ, данный период получает распространение такое явление как «информационная война», участниками которых как раз и являются международные СМИ.
Сам термин «информационная война» означает воздействие на граждан другого государства с целью донесения определенной информации. Можно отметить, что не раз наблюдалось ведение информационных войн в отношении РФ.
Зарубежные СМИ распространяли информацию, являющейся заведомо провокационной, с целью настроить иностранных граждан против России (информация относительно самолета над Украиной, особое преподнесение политики России на Украине, ситуация, связанная с Крымом, Евровидение 2017 и т.д.). Проблемой является то, что данное явление не контролируется государством и какими-либо международными актами и представляет большую опасность для внутренней стабильности государств.
Сложившаяся ситуация требует детального изучения деятельности СМИ, изучения нормативно-правовой базы. Итогом изучения станет выработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности СМИ и решению проблемных вопросов, которые существуют на сегодняшний день.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные статьи и монографии политологов, социологов и юристов РФ, а также различные концепции ученых.
Теоретические основы функционирования деятельности СМИ разработаны в трудах Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.А. Голубок, М.А. Федотова. Анализу ограничения власти и свободы в деятельности СМИ посвящены труды В.Б. Смирнова и др. В трудах М.А. Федотова дается широкое определении и раскрывается сущность права массовой информации в Российской Федерации.
В связи с вышесказанным, целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ государственного регулирования деятельности СМИ. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-дать определение СМИ, определить их роль и функции в современном обществе;
-исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность современных СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
-раскрыть и исследовать происшедшие изменения в деятельности СМИ проанализировать экономическую, политическую базу для создания достойных условий функционирования и развития СМИ;
-проанализировать деятельность Департамента информационной политики и средств массовой информации в Пензенской области;
-выявить и изучить проблемы электронных СМИ;
-разработать рекомендации, направленные на совершенствование государственного регулирования деятельности СМИ в Пензенской области.
Объектом исследования явились государственные органы, регулирующие деятельность средств массовой информации в РФ.
В качестве предмета исследования выступает организационная и правовая деятельность государственных органов по регулированию работы средств массовой информации в РФ.
В процессе работы применялись системный, и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ работы государственных органов средств массовой информации в РФ.
При изучении поставленной проблемы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования явились данные общегосударственной и региональной статистики, а также нормативно- правовые акты Правительства РФ, Указы Президента РФ, Федеральное и региональное законодательство, Постановления Правительства Пензенской области.
Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе
Актуальность темы подтверждает и то, что информационная деятельность СМИ позволяет людям объективно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией.
Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих реально оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
В демократическом обществе важнейшая политическая и социальная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства [24, с. 32].
С развитием информационных технологий и телекоммуникационных сетей увеличивается количество производимой и распространяемой информации, повышается ее наглядность и доступность, растет скорость ее доставки потребителю, многократно усиливаются процессы воздействия массовой информации на общество, значительно расширяется количество участников, занятых ее производством, распространением и потреблением.
Но не все так гладко в деятельности СМИ, данный период получает распространение такое явление как «информационная война», участниками которых как раз и являются международные СМИ.
Сам термин «информационная война» означает воздействие на граждан другого государства с целью донесения определенной информации. Можно отметить, что не раз наблюдалось ведение информационных войн в отношении РФ.
Зарубежные СМИ распространяли информацию, являющейся заведомо провокационной, с целью настроить иностранных граждан против России (информация относительно самолета над Украиной, особое преподнесение политики России на Украине, ситуация, связанная с Крымом, Евровидение 2017 и т.д.). Проблемой является то, что данное явление не контролируется государством и какими-либо международными актами и представляет большую опасность для внутренней стабильности государств.
Сложившаяся ситуация требует детального изучения деятельности СМИ, изучения нормативно-правовой базы. Итогом изучения станет выработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности СМИ и решению проблемных вопросов, которые существуют на сегодняшний день.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные статьи и монографии политологов, социологов и юристов РФ, а также различные концепции ученых.
Теоретические основы функционирования деятельности СМИ разработаны в трудах Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.А. Голубок, М.А. Федотова. Анализу ограничения власти и свободы в деятельности СМИ посвящены труды В.Б. Смирнова и др. В трудах М.А. Федотова дается широкое определении и раскрывается сущность права массовой информации в Российской Федерации.
В связи с вышесказанным, целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ государственного регулирования деятельности СМИ. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-дать определение СМИ, определить их роль и функции в современном обществе;
-исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность современных СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
-раскрыть и исследовать происшедшие изменения в деятельности СМИ проанализировать экономическую, политическую базу для создания достойных условий функционирования и развития СМИ;
-проанализировать деятельность Департамента информационной политики и средств массовой информации в Пензенской области;
-выявить и изучить проблемы электронных СМИ;
-разработать рекомендации, направленные на совершенствование государственного регулирования деятельности СМИ в Пензенской области.
Объектом исследования явились государственные органы, регулирующие деятельность средств массовой информации в РФ.
В качестве предмета исследования выступает организационная и правовая деятельность государственных органов по регулированию работы средств массовой информации в РФ.
В процессе работы применялись системный, и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ работы государственных органов средств массовой информации в РФ.
При изучении поставленной проблемы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования явились данные общегосударственной и региональной статистики, а также нормативно- правовые акты Правительства РФ, Указы Президента РФ, Федеральное и региональное законодательство, Постановления Правительства Пензенской области.
Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы автор пришел к следующим выводам:
К сожалению, в настоящее время государственно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации не основано на четко выстроенной научной концепции и поэтому имеет целый ряд серьезных недостатков, прежде всего потому, что оно не предусматривает идею создания единого информатизационного комплекса.
В настоящее время следует отказаться от организационно-бюрократического понимания информатизационного комплекса и решать проблему его формирования исходя из диалектического понимания необходимости взаимосвязанного регулирования всех отраслей информации. Эта взаимосвязанность должна выражаться в корреспондировании законодательной базы отдельным составляющим информатизационного комплекса. Все принимаемые законы должны учитывать общность конечных целей функционирования отдельных его отраслей и секторов.
Анализ правового регулирования взаимоотношений государственной власти и СМИ в России показывает крайнюю противоречивость этого процесса:
Попытки обеспечить демократический подход к свободе прессы в РФ не имеют успеха, поскольку не сопровождаются подлинным общественным участием в обсуждении общих социальных норм, а также правил государственного регулирования и саморегулирования СМИ.
Недостаточно активная протекционистская политика государства по отношению к этому сегменту СМИ, способствует вытеснению региональной печати глобальными, национальными и региональными развлекательными медиапроектами, оказывающими преимущественно разрушительное воздействие на местный социум.
В настоящее время электронные СМИ обладают рядом проблем, на которые следует обратить внимание и от которых следует попытаться избавиться. Это:
1. Неразвитость правовой сферы;
2. Низкий уровень информатизации развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
3. Массовость доступа к публикациям, как следствие, снижение уровня качества каждый отдельной публикации;
4. Отсутствие понятных механизмов регуляции поступающей информации;
5. Неотработанные механизмы получения этой прибыли в электронных СМИ.
В связи со всеми существующими проблема в деятельности СМИ автором было предложено следующие:
- Для того, чтобы региональные издания не воспринимались неустойчивым элементом общественной системы, необходимо постоянно убеждать государство и общество в способности журналистской корпорации самостоятельно регулировать свою деятельность и демонстрировать это умение. Усилия редакционных коллективов, вырабатывающих и выполняющих принципы и нормы корпоративного поведения, должны изучаться и широко транслироваться;
- Для активизации процессов саморегулирования региональной печати необходимо систематически повышать ее открытость, что становится возможным при постоянном и целенаправленном вовлечение ее деятельность аудитории, как локальной, так и глобальной, которая, которая в силу растущей интерактивности формулирует требования к медиаконтенту;
- Существенный вклад в развитие процессов регулирования может внести внутренний самоконтроль или саморефлексия как сотрудников редакций, так и аудитории. Решению этой задачи способствуют различные методики редакционного менеджмента, которые описывают не только особенности организации труда, но и различные парадигмы рациональности людей, включенных в сферу деятельности этого социального института;
- Предлагаем в комплекс мер государственного регулирования региональной печати включить следующие компоненты:
-совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий;
-развитие федеральной и региональной поддержки социально-значимых проектов в прессе;
-развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне;
-развитие системы медиаобразования для сотрудников органов власти;
-государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой;
-государственная поддержка проектов профессиональных общественных организаций, направленных на обсуждение процессов саморегулирования;
-активизация медиакритики через поддержку профильных журналов;
-увеличение финансирования региональных СМИ;
-предоставление большей самостоятельности относительно содержания изданий.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на существующие проблемы переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.
При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств коммуникаций. СМИ - канал информирования о деятельности власти и информирования власти и общества о его жизни и реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но и в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.
К сожалению, в настоящее время государственно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации не основано на четко выстроенной научной концепции и поэтому имеет целый ряд серьезных недостатков, прежде всего потому, что оно не предусматривает идею создания единого информатизационного комплекса.
В настоящее время следует отказаться от организационно-бюрократического понимания информатизационного комплекса и решать проблему его формирования исходя из диалектического понимания необходимости взаимосвязанного регулирования всех отраслей информации. Эта взаимосвязанность должна выражаться в корреспондировании законодательной базы отдельным составляющим информатизационного комплекса. Все принимаемые законы должны учитывать общность конечных целей функционирования отдельных его отраслей и секторов.
Анализ правового регулирования взаимоотношений государственной власти и СМИ в России показывает крайнюю противоречивость этого процесса:
Попытки обеспечить демократический подход к свободе прессы в РФ не имеют успеха, поскольку не сопровождаются подлинным общественным участием в обсуждении общих социальных норм, а также правил государственного регулирования и саморегулирования СМИ.
Недостаточно активная протекционистская политика государства по отношению к этому сегменту СМИ, способствует вытеснению региональной печати глобальными, национальными и региональными развлекательными медиапроектами, оказывающими преимущественно разрушительное воздействие на местный социум.
В настоящее время электронные СМИ обладают рядом проблем, на которые следует обратить внимание и от которых следует попытаться избавиться. Это:
1. Неразвитость правовой сферы;
2. Низкий уровень информатизации развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
3. Массовость доступа к публикациям, как следствие, снижение уровня качества каждый отдельной публикации;
4. Отсутствие понятных механизмов регуляции поступающей информации;
5. Неотработанные механизмы получения этой прибыли в электронных СМИ.
В связи со всеми существующими проблема в деятельности СМИ автором было предложено следующие:
- Для того, чтобы региональные издания не воспринимались неустойчивым элементом общественной системы, необходимо постоянно убеждать государство и общество в способности журналистской корпорации самостоятельно регулировать свою деятельность и демонстрировать это умение. Усилия редакционных коллективов, вырабатывающих и выполняющих принципы и нормы корпоративного поведения, должны изучаться и широко транслироваться;
- Для активизации процессов саморегулирования региональной печати необходимо систематически повышать ее открытость, что становится возможным при постоянном и целенаправленном вовлечение ее деятельность аудитории, как локальной, так и глобальной, которая, которая в силу растущей интерактивности формулирует требования к медиаконтенту;
- Существенный вклад в развитие процессов регулирования может внести внутренний самоконтроль или саморефлексия как сотрудников редакций, так и аудитории. Решению этой задачи способствуют различные методики редакционного менеджмента, которые описывают не только особенности организации труда, но и различные парадигмы рациональности людей, включенных в сферу деятельности этого социального института;
- Предлагаем в комплекс мер государственного регулирования региональной печати включить следующие компоненты:
-совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий;
-развитие федеральной и региональной поддержки социально-значимых проектов в прессе;
-развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне;
-развитие системы медиаобразования для сотрудников органов власти;
-государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой;
-государственная поддержка проектов профессиональных общественных организаций, направленных на обсуждение процессов саморегулирования;
-активизация медиакритики через поддержку профильных журналов;
-увеличение финансирования региональных СМИ;
-предоставление большей самостоятельности относительно содержания изданий.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на существующие проблемы переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.
При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств коммуникаций. СМИ - канал информирования о деятельности власти и информирования власти и общества о его жизни и реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но и в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.
Подобные работы
- Государственное регулирование средств массовой информации
Российской Федерации: региональный аспект
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Нормативно-правовое регулирование и практика применения законодательства о деятельности средств массовой информации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Нормативно-правовое регулирование и практика применения законодательства о деятельности средств массовой информации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР))
Курсовые работы, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Средства массовой информации как участники избирательных правоотношений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022 - Международно-правовые аспекты деятельности средств массовой информации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



