Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование деятельности средств массовой информации

Работа №160009

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Сущность и роль СМИ в современном обществе 8
1.1 Понятие, виды и функции СМИ в современном обществе 8
1.2 Организационно-правовое регулирование деятельности СМИ в Российской
Федерации 13
2 Государственное регулирование деятельности СМИ 25
2.1 Государственная информационная политика и региональные СМИ 25
2.2 Деятельность Департамента информационной политики и средств массовой
информации в Пензенской области 33
2.3 Электронные средства массовой информации 44
2.4 Нормативно-правовое регулирование региональных СМИ 50
3 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования СМИ в Пензенской области 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения

В современном обществе средства массовой информации (СМИ) выполняют ряд социально-политических функций, а также, фактически, являются четвертой властью. Значительные изменения произошли в деятельности СМИ, начиная с прошлого века.
Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе
Актуальность темы подтверждает и то, что информационная деятельность СМИ позволяет людям объективно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией.
Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих реально оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
В демократическом обществе важнейшая политическая и социальная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства [24, с. 32].
С развитием информационных технологий и телекоммуникационных сетей увеличивается количество производимой и распространяемой информации, повышается ее наглядность и доступность, растет скорость ее доставки потребителю, многократно усиливаются процессы воздействия массовой информации на общество, значительно расширяется количество участников, занятых ее производством, распространением и потреблением.
Но не все так гладко в деятельности СМИ, данный период получает распространение такое явление как «информационная война», участниками которых как раз и являются международные СМИ.
Сам термин «информационная война» означает воздействие на граждан другого государства с целью донесения определенной информации. Можно отметить, что не раз наблюдалось ведение информационных войн в отношении РФ.
Зарубежные СМИ распространяли информацию, являющейся заведомо провокационной, с целью настроить иностранных граждан против России (информация относительно самолета над Украиной, особое преподнесение политики России на Украине, ситуация, связанная с Крымом, Евровидение 2017 и т.д.). Проблемой является то, что данное явление не контролируется государством и какими-либо международными актами и представляет большую опасность для внутренней стабильности государств.
Сложившаяся ситуация требует детального изучения деятельности СМИ, изучения нормативно-правовой базы. Итогом изучения станет выработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности СМИ и решению проблемных вопросов, которые существуют на сегодняшний день.
Теоретической и методологической основой исследования явились научные статьи и монографии политологов, социологов и юристов РФ, а также различные концепции ученых.
Теоретические основы функционирования деятельности СМИ разработаны в трудах Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.А. Голубок, М.А. Федотова. Анализу ограничения власти и свободы в деятельности СМИ посвящены труды В.Б. Смирнова и др. В трудах М.А. Федотова дается широкое определении и раскрывается сущность права массовой информации в Российской Федерации.
В связи с вышесказанным, целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ государственного регулирования деятельности СМИ. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-дать определение СМИ, определить их роль и функции в современном обществе;
-исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность современных СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях;
-раскрыть и исследовать происшедшие изменения в деятельности СМИ проанализировать экономическую, политическую базу для создания достойных условий функционирования и развития СМИ;
-проанализировать деятельность Департамента информационной политики и средств массовой информации в Пензенской области;
-выявить и изучить проблемы электронных СМИ;
-разработать рекомендации, направленные на совершенствование государственного регулирования деятельности СМИ в Пензенской области.
Объектом исследования явились государственные органы, регулирующие деятельность средств массовой информации в РФ.
В качестве предмета исследования выступает организационная и правовая деятельность государственных органов по регулированию работы средств массовой информации в РФ.
В процессе работы применялись системный, и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ работы государственных органов средств массовой информации в РФ.
При изучении поставленной проблемы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования явились данные общегосударственной и региональной статистики, а также нормативно- правовые акты Правительства РФ, Указы Президента РФ, Федеральное и региональное законодательство, Постановления Правительства Пензенской области.
Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы автор пришел к следующим выводам:
К сожалению, в настоящее время государственно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации не основано на четко выстроенной научной концепции и поэтому имеет целый ряд серьезных недостатков, прежде всего потому, что оно не предусматривает идею создания единого информатизационного комплекса.
В настоящее время следует отказаться от организационно-бюрократического понимания информатизационного комплекса и решать проблему его формирования исходя из диалектического понимания необходимости взаимосвязанного регулирования всех отраслей информации. Эта взаимосвязанность должна выражаться в корреспондировании законодательной базы отдельным составляющим информатизационного комплекса. Все принимаемые законы должны учитывать общность конечных целей функционирования отдельных его отраслей и секторов.
Анализ правового регулирования взаимоотношений государственной власти и СМИ в России показывает крайнюю противоречивость этого процесса:
Попытки обеспечить демократический подход к свободе прессы в РФ не имеют успеха, поскольку не сопровождаются подлинным общественным участием в обсуждении общих социальных норм, а также правил государственного регулирования и саморегулирования СМИ.
Недостаточно активная протекционистская политика государства по отношению к этому сегменту СМИ, способствует вытеснению региональной печати глобальными, национальными и региональными развлекательными медиапроектами, оказывающими преимущественно разрушительное воздействие на местный социум.
В настоящее время электронные СМИ обладают рядом проблем, на которые следует обратить внимание и от которых следует попытаться избавиться. Это:
1. Неразвитость правовой сферы;
2. Низкий уровень информатизации развивающихся стран и стран с переходной экономикой;
3. Массовость доступа к публикациям, как следствие, снижение уровня качества каждый отдельной публикации;
4. Отсутствие понятных механизмов регуляции поступающей информации;
5. Неотработанные механизмы получения этой прибыли в электронных СМИ.
В связи со всеми существующими проблема в деятельности СМИ автором было предложено следующие:
- Для того, чтобы региональные издания не воспринимались неустойчивым элементом общественной системы, необходимо постоянно убеждать государство и общество в способности журналистской корпорации самостоятельно регулировать свою деятельность и демонстрировать это умение. Усилия редакционных коллективов, вырабатывающих и выполняющих принципы и нормы корпоративного поведения, должны изучаться и широко транслироваться;
- Для активизации процессов саморегулирования региональной печати необходимо систематически повышать ее открытость, что становится возможным при постоянном и целенаправленном вовлечение ее деятельность аудитории, как локальной, так и глобальной, которая, которая в силу растущей интерактивности формулирует требования к медиаконтенту;
- Существенный вклад в развитие процессов регулирования может внести внутренний самоконтроль или саморефлексия как сотрудников редакций, так и аудитории. Решению этой задачи способствуют различные методики редакционного менеджмента, которые описывают не только особенности организации труда, но и различные парадигмы рациональности людей, включенных в сферу деятельности этого социального института;
- Предлагаем в комплекс мер государственного регулирования региональной печати включить следующие компоненты:
-совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий;
-развитие федеральной и региональной поддержки социально-значимых проектов в прессе;
-развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне;
-развитие системы медиаобразования для сотрудников органов власти;
-государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой;
-государственная поддержка проектов профессиональных общественных организаций, направленных на обсуждение процессов саморегулирования;
-активизация медиакритики через поддержку профильных журналов;
-увеличение финансирования региональных СМИ;
-предоставление большей самостоятельности относительно содержания изданий.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на существующие проблемы переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливает особую роль СМИ в жизни общества.
При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, тиражируемость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств коммуникаций. СМИ - канал информирования о деятельности власти и информирования власти и общества о его жизни и реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и необходимым объектом государственной информационной политики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но и в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощным средством воздействия на сознание людей.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.1994 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» - 2018
3. О защите прав человека и основных свобод: европейская конвенция от 4 ноября 1950 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.10.2002 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» - 2018
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.12.1998 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» - 2018
5. О средствах массовой информации в демократическом обществе: декларация 4-ой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникаций от 8 декабря 1994 г. // [Электронный ресурс] Дата обновления: 12.12.1994 г. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант Плюс» - 2018
6. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991. № 2124-1 // Российская газета. - 1991. - 29 декабря.
7. О связи: федеральный закон от 07 июля 2003. № 126-ФЗ //Российская газета. -2003. -15 июля.
8. О рекламе: федеральный закон от 13 марта 2006. № 38 // Собрание Законодательства РФ. - 2006. - № 27. - Ст. 1234.
9. О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям: постановление правительства Российской Федерации № 292 от 17 июня 2014 г. // Российская газета. - 2014. - 23 июня.
10. О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области и порядке осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 31 декабря 2009. № 1043-пП [Электронный ресурс] Режим доступа :http://minswaz.ru(дата обращения 20.03.2018)
11. О создании государственного автономного учреждения Пензенской области «Информационный центр Пензенская, правда» путем изменения типа, существующего государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Информационный центр «Пензенская правда»: постановление Правительства Пензенской области от 23 сентября 2011.№659-пП [Электронный ресурс] Режим доступа:http://minsvyaz.ru(дата обращения: 20.03.2018)
12. О создании государственных автономных учреждений Пензенской области путем изменения типа, существующих государственных бюджетных учреждений Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 27 сентября 2011.№670-пП [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minsvyaz.ru(дата обращения: 20.03.2018)
13. О Департаменте внутренней политики и массовой информации Пензенской области: постановление Правительства! Пензенской области от 4 февраля 26 января 2016 г. №39-пП [Электронный ресурс] Режим доступа: http://depsmi.pnzreg.ru(дата обращения: 20.03.2018)
14. О Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Пензенской области в Департаменте внутренней политики и массовой информации Пензенской области: приказ Департамента внутренней политики и массовых коммуникаций Пензенской области № 27 от 25 мая 2015 г.
[Электронный ресурс] Режим доступа:http://depsmi.pnzreg.ru(дата обращения: 20.03.2018)
15. Андреева Е. В. Роль средств массовой информации в терроризме XXI в. // Молодой ученый. - 2011. - №5. - С. 67-69.
16. Белов Г.В., Смирнов Е.Е. Системный анализ базовых актов в структуре информационного законодательства Российской Федерации // Сборник «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». — М.: Новая Правовая культура, 2003. - 236 с.
17. Бергер Н. В. О проблемах развития местных СМИ (из опыта анализа районной газеты) // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2015. - №4. - С. 23-27.
18. Гайтюкевич Н.И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций // ЗПУ. - 2011. - №2. - С. 45-48.
19. Голубок С. А. Конституционное право России. М.: - Норма, 2013. - 160 с.
20. Загидуллина М. В. Культуртрегерская деятельность СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2009. - №1 (3). - С. 32-34.
21. Заливанский Б.В., Чижова В.В. Проблемы правового регулирования
средств массовой информации в России // Портал научно-практических публикаций. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://portalKop.ru/2015/12/3083(дата обращения: 23.04.2018)
22. Информация о Департаменте информационной политики и средства массовой информации [Электронный ресурс] Режим доступа : http://smi.p№zreg.ru/( дата обращения: 20.03.2018)
23. Информация о Минкомсвязи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mi№svyaz.ru/ru/eve№ts/34682/(дата обращения: 21.03.2018)
24. История советской политической цензуры: Документы и комментарии . - М.: Вести, 1997. - 213 с.
25. Каптюхин Р.В., Романов А.А. Перспективы развития электронных средств массовой информации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - №33. - С. 56-58.
26. Киршин Б.Н. Государственные и частные СМИ: особенности информационной политики // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №5. - С. 32-40.
27. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркури. - 2012. - С. 96-97.
28. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. - М.: Юрист, 2014. - 587 с.
29. Кушнир И.В. Мишина Л.А. Связи с общественностью. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://be5.biz/eko№omika/m009/28.htm(дата обращения: 21.03.2018)
30. Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство, право. М.: Норма, 2010. - 326 с.
31. Машнинова Ю.В. СМИ: от печатных к электронным // Научная периодика: проблемы и решения. - 2011. - №2. - С. 12-15.
32. Мельник М. Г. Особенности правового регулирования современных средств массовой информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4681-4685.
33. НауменкоТ.В. Проблемы правовых норм регулирования деятельности российских СМИ // CREDO NEW теоретический журнал. - 2013. - №3. - С. 32¬35.
34. Нафталиева В. О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011.- №2. - С. 31-35.
35. Огородникова Е.С. Реклама как форма массовой коммуникации // Право. - 2009. - № 11. - С. 34-39.
36. Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2012. - №20 (279). - С. 23-26.
37. Отчет Департамента внутренний политики и средств массовой информации за 2016 г. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://depsmi.pnzreg.ru(дата обращения: 20.03.2018 )
38. Правовые и этические нормы в журналистике / Составитель Е.П. Прохоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 222 с.
39. Прохоров Е.П. Средства массовой информации // Учебник - 8-е изд.
- М.: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
40. Прудников А. С., Нурадинов Ш. М. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации // Вестник экономической безопасности. - 2014. - №4. - С.45-47.
41. Рамбплер Топ-100 по СМИ [Электронный ресурс] Режим доступа : http://top100.rambler.ru/(дата обращения: 12.03.2018г.)
42. Российская социологическая энциклопедия. // Под общ. Ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФА, 1999. - 672 с.
43. Россошанский А. В. Современные тенденции развития средств массовой коммуникации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2013. - №1. - С. 32-33.
44. Силаев П.О. Обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - №2. - С. 23-27.
45. Смирнов В.Б. Власть и свобода СМИ // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 34-38.
46. Смыслова, Т.М. Правовое регулирование рекламы и средств массовой информации. - СПб.: Питер, 2012. - 377 с.
47. Социология журналистики. / Под ред. Е. П. Прохорова. - М.: Изд. Московского Университета, 1981. - 232 с.
48. Средства массовой информации современной России // Юрист - 2015. - С. 180-182.
49. Тертычная М. А. Интернет как средство социальной рекламы // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №6 (101). - С. 101-105.
50. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М.: Глобус, 2012.- 120 с.
51. Федотов М.А. Правовые основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ