Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни 10
1.1. Понятие и обзор основных концепций проблемы психологического
благополучия личности в психологии 10
1.2. Теоретические подходы к понятиям «качество жизни» и
«субъективная оценка качества жизни» 19
1.3. Особенности психологического благополучия и субъективной
оценки качества жизни студентов 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2. Результаты исследования психологического благополучия и
субъективной оценки качества жизни студентов 42
2.3. Определение связи между психологическим благополучием и
субъективной оценкой качества жизни у студентов 52
Выводы 57
Заключение 61
Список используемых источников 64
Приложение 73
Актуальность исследования. Одной из важнейших движущих сил человеческого общества выступает стремление к благополучию, в том числе и психологическому. Вследствие этого проблема его получения и поддержки занимает важное место в психологических исследованиях. Психологическая практика стремится решить вопрос, связанный с оказанием помощи человеку в обретении ощущения психологического благополучия. Актуальность темы, определяется и тем, что психологическое благополучие относится к категории психологических феноменов, связанных со стремлением человека прийти к психологическому равновесию, ощущению счастья и удовлетворенностью жизни.
Психологическое благополучие связано с любой деятельностью человека и представляется на всех его жизненных этапах, пусть даже и с разной степенью выраженности. Поэтому нельзя сказать, что оно находится в ведении определенного времени и является преимуществом какого-то определенного возрастного периода развития человека. Однако очень важным является выявление особенностей проявления психологического благополучия на определенном возрастном этапе развития человека.
В рамках нашего исследования была предпринята попытка анализа психологического благополучия студенческой молодежи. Студенческий возраст является одним из важнейших этапов развития личности человека. Многие ученые и исследователи проявляют огромный интерес к студенческой молодежи, от которой зависит конкурентоспособность и состояние интеллектуального уровня нашей страны. Студенты, находясь в среде профессионального образования, получают сильные напряжения, связанные с проблемами проявления самостоятельности, освоения новых социальных ролей, выбора дальнейшего жизненного пути. Все это оказывает влияние на их психологическое благополучие.
Разработанность проблемы психологического благополучия представлена как в зарубежной, так и отечественной психологии. Исследованы факторы психологического благополучия личности (Бахаревой Н. К., Ворониной А. В., Дубовик Ю. Б., Елисеевой О. А., Шамионовым Р. М., Бочаровой Е. Е. М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман,), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К.Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева). Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается актуальным изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Проблема качества жизни является еще одним актуальным направлением психологической мысли на современном этапе развития науки. Данная проблема разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить Н. Бредбери, А. Кемпбелла, Ф. Конверса, В. Роджерса, Ф. Эндрюса, С. Утни и др. К отечественным исследователям относятся Г.М. Зараковский, Е.Е. Давыдова и А.А. Давыдов, В.А. Хащенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, К.А. Абульханова-Славская и др.
Таким образом, выше представленный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет определить противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны проблема психологического благополучия личности в психологической литературе активно разрабатывается, а с другой стороны не рассматриваются её прикладные характеристики, а именно, субъективная оценка качества жизни личности как фактор повышения её психологического благополучия.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления психологического благополучия у студентов и определении особенностей его связи с субъективной оценкой качества жизни.
Названная проблема определила выбор темы исследования: «Исследование связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов».
Цель исследования: изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов для использования диагностических данных в диагностической и консультативной работе педагога-психолога с представителями студенческой молодежи.
Объект исследования - психологическое благополучие как психологический феномен.
Предмет исследования -связь психологического благополучия с субъективной оценкой качества жизни студентов.
Гипотеза исследования: существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни в отечественной и зарубежной литературе;
- уточнить теоретические представления о психологическом благополучии и субъективной оценке качества жизни студентов;
- провести эмпирическое исследование по установлению связи между психологическим благополучием и субъективной оценкой качества жизни у студентов;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали: концепция психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д.Шевеленковой, О.С. Ширяевой; концепции и подходы к проблеме качества жизни и её субъективной оценке (Н.М. Бредберн, С. Маккол, К. Терюн, А. Мишел, Т. Логолетти, Р. Кантор, Н. Далки и Д. Рурк, Ф. Е. Конверс, У. Роджерс, А. Кемпбел, М. Абраме и др.)
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование, метод опроса;
- методы математической обработки результатов исследования (корреляционный анализ Спирмена).
В работе использовались следующие методики:
1. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Шевеленковой Т.Д. Фесенко П.П.);
2. «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера;
3. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;
4. «Шкала оценки качества жизни» Д. Эндикотт.
База исследования .ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий п. Лунино. Объем выборки составил 75 человек, из которых 40 юношей и 35 девушек в возрасте от 15 до 23 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019 гг.) анализ научной литературы по проблеме исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели; определение объекта, предмета и задач исследования; формулирование рабочей гипотезы; выбор методов исследования.
2 этап (сентябрь 2019 - июнь 2020 гг.) - подбор диагностического инструментария для исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов, проведение эмпирического исследования.
3 этап (сентябрь 2020 - январь 2021 гг.) -количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования; определение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов; оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается
1) в уточнении понятий «психологическое благополучие», «качество жизни», «субъективная оценка качества жизни»;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений о связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов;
3) в расширении научно-теоретических знаний по проблемам психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни . Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором опубликована статья: Анализ понятия «психологическое благополучие» и особенности психологического благополучия у студентов //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч. - практ. конф. (очно-заочная) (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под ред. И.А. Медведевой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. - С. 42-47.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Психологическое благополучие» -это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»;«самопринятие».
2. «Качество жизни» - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
3. Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
4. Существует связь между психологическим благополучием студентов и их субъективной оценкой качества жизни, проявляющаяся в том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает в себя введения, две главы, заключение, список литературы, включающий 97 источников, и 1 приложение. В тексте диссертации имеется 2 рисунка и 5 таблиц. Общий объем диссертации составляет 72 страницы без учета приложений.
В данной работе был осуществлён теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвящённой проблеме изучения связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретической аргументацией и апробацией методик на этапах исследования; репрезентативностью выборки; строгой логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами осуществляемой работы; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
Проделанная работа позволяет сделать ряд заключений, как теоретического, так и практического характера.
Психологическое благополучие - это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»; «самопринятие».
Качество жизни - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
В результате проведённого исследования наше предположение о том, что существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции, подтвердилось. Это отражают результаты эмпирического исследования.
Результаты математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяют говорить о том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание
Результаты могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб.пособие для студ. вузов. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с англ. М.: Академический проект, 2015. 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
5. Алмакаева, А.М. Субъективное восприятие качества жизни: теоретико-методологические и методические аспекты анализа: дис. канд. соц. наук. - Самара, 2007. - 143 с.
6. Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ.; 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 623 с.
7. Баранова, А. В. Экономико - психологические детерминанты субъективного качества жизни :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Баранова Анна Викторовна. - М., 2005. - 197 с.
8. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. № 1. С. 33-42.
9. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М.: Время, 2009. 192 с.
10. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2005. 26 с.
11. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99¬106.
12. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 2. С. 53-61.
13. Быкова Н.А. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей. Автореф.... дисс. канд. психол. наук. Самара, 2005. 95 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Просвещение, 1996. 206 с.
16. Головина, Г.М. Структура показателя общей удовлетворенности жизнью // Качество жизни: критерии, оценки. Отечественный и зарубежный опыт / Тезисы Международного научного семинара, г. Москва, 24 -25 октября. - М.: ВНИИТЭ, 2002. - С. 17-19 с.
17. Денисова Е.Г., Гомонова Е.Н., Ломакина О.В., Мирошниченко С.С. Исследование различий показателей ценностно-смысловой сферы студентов механического, психологического и экономического факультетов // Электронный сборник статей по материалам XII студенческой международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд. «МЦНО». № 5 (12). 2014. С. 131-137. [Электронный ресурс] URL: http ://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf(дата обращения: 19.11.2016).
18. Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни// Социальные науки и современное общество. N 2 (16). 2012. МАБиУ С. 54-67 с.
19. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: ИП РАН, 2013. 268 с.
20. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. С. 76-94.
21. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. «Шкала психологического благополучия К. Рифф» // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82¬93.
22. Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005. 448 с.
23. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 544 с.
24. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
25. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510 с.
26. Куликов Л. В. Психология настроения / Л. В. Куликов. - СПб. : Изд-во С. - Петерб. гос. ун-та, 1997. - 234 с. 89.
27. Куликов Л. В. Субъективное благополучие личности / Л. В. Куликов // Ананьевские чтения. - 1997. - С. 162-164.
28. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1999. 212 с.
29. Концепт душевного здоровья в человекознании / Отв. ред. О.И. Даниленко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 372 с.
30. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 119-133.
31. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1. № 2 (542). С. 148-153.
32. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2000. С. 476-510.
33. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2000. С. 33¬45.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
35. Леонтьев Д.А. Психология смысла. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
36. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000
37. Леонтьев, Д. А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова // Психологический журнал. - 1993. - №1 (14). - С. 150-155.
38. Лепешинский, Н. Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф / Н. Н. Лепешинский // Психологический журнал. - 2007. - №3. - С. 24-37.
39. Ломов, Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
40. Луков В.А. Теории молодежи. Междисциплинарный анализ. М.: Канон, РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.
41. Лукьянов, А. Ю. Обзор скандинавских исследований качества жизни / А. Ю. Лукьянов // «Вестник СПб Университета». - 2002. - С. 21.
42. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман. - Пер. с нем. И. Д. Газиева, под ред. Н. А. Головина. - СПб. : Наука, 2007. - 648 с.
43. Лютова, С. Н. Социальная психология личности. Теория и практика: курс лекций / С. Н. Лютова. - М. : Издательство МГИМО(У). - 2002. - 110 с.
44. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 77-85.
45. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
46. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
47. Михайлова О. В. Особенности коммуникативной компетентности студентов в поликультурной среде :автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Михайлова Ольга Васильевна. - СПб., 2009. - 22 с.
48. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 16-25.
49. Мурзина С.М. Психология и типология личности студента // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/psihologiya-i-tipologiya-lichnosti-studenta(дата обращения: 27.01.2017).
50. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - 25-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. - 1328 с.
51. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
52. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии6 Учеб. пособие / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 446.
53. Психология здоровья. Учебник для вузов. / Под ред. Г.С.
Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
54. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 245 с.
55. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 17 с.
56. Родевич Т.Н. Ценностно-потребностные ориентации молодежи как показатель духовно-нравственного развития личности // Сацыяльна- педагапчная работа. 2004. № 2. С. 39-49.
57. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
58. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
59. Селигман М. Новая позитивная психология / Пер. с англ. М.: София, 2006. 368 с.
60. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
61. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб.пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. C. 212-385.
62. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. - М. : Проспект, 2004. - 336 с.
63. Смолева Е.О., Морев М.В. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. 164 с.
64. Созонтов А.Е. http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-
bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=MARS_PRINT&P21DBN=M ARS&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullw_print&C21COM=S&S21CNR=& S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21 STR=%D0%A1%D0%BE%D0%B7%
D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,%20%D0%90.%20%D0%95.re донистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.
65. Судуткина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов СПО. Практико-ориентированный проект. Саранск, 2015. 75 с.
66. Терра Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости: дис. ...канд. психол. наук. СПб, 2010. 202 с.
67. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
68. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
69. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений /Пер. с англ.; сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
70. Чжао Ю., Левкова Т.В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 (61). С. 497-502.
71. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 464 с.
72. Шаминов Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. №4. 2003. С. 27-41.
73. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 с.
74. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности. Обзор основных концепций и методик исследования // Психологическая диагностика. №. 3. 2005. С. 95-129.
75. Эммонс Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности / Пер. с англ. М.: Смысл, 2004. 416 с.
76. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
77. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем.; 2-е изд. М.: Прогресс, 2006. 336 с.
78. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago, USA: Aldine Publishing Company, 1969.
79. Cohn M.A., Fredrickson, B.L., Brown S.L., Mikels J. A., Conway A.M. Happiness Unpacked. Positive Emotions Increase Life Satisfaction by Building Resilience // Emotion. 2009. № 9(3). Р. 361-368.
80. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life. Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. № 49. P. 71-75.
81. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. Р. 542-575.
82. Diener E., Horwitz, J., Emmons, R.A. Happiness of the very wealthy // Social Indicators Research. 1985. № 16. Р. 263-274.
83. Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E., & Smith, H.L. Subjective well¬being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. № 125. Р. 276¬302.
84. Haybron D.M. The pursuit of unhappiness: The elusive psychology of wellbeing. Oxford: OUP, 2010. P. 384.
85. Kahneman D., Deaton A. High income improves evaluation of life but not emotional well-being // PNAS. 2010. № 107 (38). Р. 16489-16493.
86. Michalos A.C. Multiple discrepancies theory (MDT) // Social Indicators Research. 1985. № 16 (4). P. 347-414.
87. Ryan, R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of Psychology,
2001. № 52.Р. 141-166.
88. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000. № 55. P. 68-78.
89. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journ. of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. Р. 1069-1081.
90. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. 99-104.
91. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. Р. 719-727.
92. Ryff C.D., Magee W.J., Kling K.C., Wing E.H. Forging macro-micro linkages in the study of psychological well-being // The Self and Society in Aging Processes/ ed. Ryff C.D., Marshall V.W. New York: Springer, 1999. Р. 247-278.
93. Ryff C.D., Keyes C.L.M., Shmotkin D. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Journ. of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. № 6.Р. 1007-1022.
94. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies.
2008. № 9. Р. 13-39.
95. Seligman M.E.P. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: Atria Books, 2011. P. 368.
96. Taylor T. E. The markers of wellbeing: A basis for a theory-neutral approach. // International Journal of Wellbeing. 2015. № 5(2). Р. 75-90.
97. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social psychology. 1993. № 64. P. 678-691.