Исследование связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни 10
1.1. Понятие и обзор основных концепций проблемы психологического
благополучия личности в психологии 10
1.2. Теоретические подходы к понятиям «качество жизни» и
«субъективная оценка качества жизни» 19
1.3. Особенности психологического благополучия и субъективной
оценки качества жизни студентов 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2. Результаты исследования психологического благополучия и
субъективной оценки качества жизни студентов 42
2.3. Определение связи между психологическим благополучием и
субъективной оценкой качества жизни у студентов 52
Выводы 57
Заключение 61
Список используемых источников 64
Приложение 73
Глава 1. Теоретические основы изучения связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни 10
1.1. Понятие и обзор основных концепций проблемы психологического
благополучия личности в психологии 10
1.2. Теоретические подходы к понятиям «качество жизни» и
«субъективная оценка качества жизни» 19
1.3. Особенности психологического благополучия и субъективной
оценки качества жизни студентов 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование связи психологического
благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов 39
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2. Результаты исследования психологического благополучия и
субъективной оценки качества жизни студентов 42
2.3. Определение связи между психологическим благополучием и
субъективной оценкой качества жизни у студентов 52
Выводы 57
Заключение 61
Список используемых источников 64
Приложение 73
Актуальность исследования. Одной из важнейших движущих сил человеческого общества выступает стремление к благополучию, в том числе и психологическому. Вследствие этого проблема его получения и поддержки занимает важное место в психологических исследованиях. Психологическая практика стремится решить вопрос, связанный с оказанием помощи человеку в обретении ощущения психологического благополучия. Актуальность темы, определяется и тем, что психологическое благополучие относится к категории психологических феноменов, связанных со стремлением человека прийти к психологическому равновесию, ощущению счастья и удовлетворенностью жизни.
Психологическое благополучие связано с любой деятельностью человека и представляется на всех его жизненных этапах, пусть даже и с разной степенью выраженности. Поэтому нельзя сказать, что оно находится в ведении определенного времени и является преимуществом какого-то определенного возрастного периода развития человека. Однако очень важным является выявление особенностей проявления психологического благополучия на определенном возрастном этапе развития человека.
В рамках нашего исследования была предпринята попытка анализа психологического благополучия студенческой молодежи. Студенческий возраст является одним из важнейших этапов развития личности человека. Многие ученые и исследователи проявляют огромный интерес к студенческой молодежи, от которой зависит конкурентоспособность и состояние интеллектуального уровня нашей страны. Студенты, находясь в среде профессионального образования, получают сильные напряжения, связанные с проблемами проявления самостоятельности, освоения новых социальных ролей, выбора дальнейшего жизненного пути. Все это оказывает влияние на их психологическое благополучие.
Разработанность проблемы психологического благополучия представлена как в зарубежной, так и отечественной психологии. Исследованы факторы психологического благополучия личности (Бахаревой Н. К., Ворониной А. В., Дубовик Ю. Б., Елисеевой О. А., Шамионовым Р. М., Бочаровой Е. Е. М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман,), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К.Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева). Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается актуальным изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Проблема качества жизни является еще одним актуальным направлением психологической мысли на современном этапе развития науки. Данная проблема разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить Н. Бредбери, А. Кемпбелла, Ф. Конверса, В. Роджерса, Ф. Эндрюса, С. Утни и др. К отечественным исследователям относятся Г.М. Зараковский, Е.Е. Давыдова и А.А. Давыдов, В.А. Хащенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, К.А. Абульханова-Славская и др.
Таким образом, выше представленный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет определить противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны проблема психологического благополучия личности в психологической литературе активно разрабатывается, а с другой стороны не рассматриваются её прикладные характеристики, а именно, субъективная оценка качества жизни личности как фактор повышения её психологического благополучия.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления психологического благополучия у студентов и определении особенностей его связи с субъективной оценкой качества жизни.
Названная проблема определила выбор темы исследования: «Исследование связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов».
Цель исследования: изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов для использования диагностических данных в диагностической и консультативной работе педагога-психолога с представителями студенческой молодежи.
Объект исследования - психологическое благополучие как психологический феномен.
Предмет исследования -связь психологического благополучия с субъективной оценкой качества жизни студентов.
Гипотеза исследования: существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни в отечественной и зарубежной литературе;
- уточнить теоретические представления о психологическом благополучии и субъективной оценке качества жизни студентов;
- провести эмпирическое исследование по установлению связи между психологическим благополучием и субъективной оценкой качества жизни у студентов;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали: концепция психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д.Шевеленковой, О.С. Ширяевой; концепции и подходы к проблеме качества жизни и её субъективной оценке (Н.М. Бредберн, С. Маккол, К. Терюн, А. Мишел, Т. Логолетти, Р. Кантор, Н. Далки и Д. Рурк, Ф. Е. Конверс, У. Роджерс, А. Кемпбел, М. Абраме и др.)
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование, метод опроса;
- методы математической обработки результатов исследования (корреляционный анализ Спирмена).
В работе использовались следующие методики:
1. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Шевеленковой Т.Д. Фесенко П.П.);
2. «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера;
3. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;
4. «Шкала оценки качества жизни» Д. Эндикотт.
База исследования .ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий п. Лунино. Объем выборки составил 75 человек, из которых 40 юношей и 35 девушек в возрасте от 15 до 23 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019 гг.) анализ научной литературы по проблеме исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели; определение объекта, предмета и задач исследования; формулирование рабочей гипотезы; выбор методов исследования.
2 этап (сентябрь 2019 - июнь 2020 гг.) - подбор диагностического инструментария для исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов, проведение эмпирического исследования.
3 этап (сентябрь 2020 - январь 2021 гг.) -количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования; определение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов; оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается
1) в уточнении понятий «психологическое благополучие», «качество жизни», «субъективная оценка качества жизни»;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений о связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов;
3) в расширении научно-теоретических знаний по проблемам психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни . Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором опубликована статья: Анализ понятия «психологическое благополучие» и особенности психологического благополучия у студентов //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч. - практ. конф. (очно-заочная) (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под ред. И.А. Медведевой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. - С. 42-47.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Психологическое благополучие» -это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»;«самопринятие».
2. «Качество жизни» - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
3. Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
4. Существует связь между психологическим благополучием студентов и их субъективной оценкой качества жизни, проявляющаяся в том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает в себя введения, две главы, заключение, список литературы, включающий 97 источников, и 1 приложение. В тексте диссертации имеется 2 рисунка и 5 таблиц. Общий объем диссертации составляет 72 страницы без учета приложений.
Психологическое благополучие связано с любой деятельностью человека и представляется на всех его жизненных этапах, пусть даже и с разной степенью выраженности. Поэтому нельзя сказать, что оно находится в ведении определенного времени и является преимуществом какого-то определенного возрастного периода развития человека. Однако очень важным является выявление особенностей проявления психологического благополучия на определенном возрастном этапе развития человека.
В рамках нашего исследования была предпринята попытка анализа психологического благополучия студенческой молодежи. Студенческий возраст является одним из важнейших этапов развития личности человека. Многие ученые и исследователи проявляют огромный интерес к студенческой молодежи, от которой зависит конкурентоспособность и состояние интеллектуального уровня нашей страны. Студенты, находясь в среде профессионального образования, получают сильные напряжения, связанные с проблемами проявления самостоятельности, освоения новых социальных ролей, выбора дальнейшего жизненного пути. Все это оказывает влияние на их психологическое благополучие.
Разработанность проблемы психологического благополучия представлена как в зарубежной, так и отечественной психологии. Исследованы факторы психологического благополучия личности (Бахаревой Н. К., Ворониной А. В., Дубовик Ю. Б., Елисеевой О. А., Шамионовым Р. М., Бочаровой Е. Е. М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман,), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К.Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева). Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается актуальным изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Проблема качества жизни является еще одним актуальным направлением психологической мысли на современном этапе развития науки. Данная проблема разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить Н. Бредбери, А. Кемпбелла, Ф. Конверса, В. Роджерса, Ф. Эндрюса, С. Утни и др. К отечественным исследователям относятся Г.М. Зараковский, Е.Е. Давыдова и А.А. Давыдов, В.А. Хащенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, К.А. Абульханова-Славская и др.
Таким образом, выше представленный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет определить противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны проблема психологического благополучия личности в психологической литературе активно разрабатывается, а с другой стороны не рассматриваются её прикладные характеристики, а именно, субъективная оценка качества жизни личности как фактор повышения её психологического благополучия.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления психологического благополучия у студентов и определении особенностей его связи с субъективной оценкой качества жизни.
Названная проблема определила выбор темы исследования: «Исследование связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов».
Цель исследования: изучение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов для использования диагностических данных в диагностической и консультативной работе педагога-психолога с представителями студенческой молодежи.
Объект исследования - психологическое благополучие как психологический феномен.
Предмет исследования -связь психологического благополучия с субъективной оценкой качества жизни студентов.
Гипотеза исследования: существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблемы психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни в отечественной и зарубежной литературе;
- уточнить теоретические представления о психологическом благополучии и субъективной оценке качества жизни студентов;
- провести эмпирическое исследование по установлению связи между психологическим благополучием и субъективной оценкой качества жизни у студентов;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали: концепция психологического благополучия Н. Бредбёрна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д.Шевеленковой, О.С. Ширяевой; концепции и подходы к проблеме качества жизни и её субъективной оценке (Н.М. Бредберн, С. Маккол, К. Терюн, А. Мишел, Т. Логолетти, Р. Кантор, Н. Далки и Д. Рурк, Ф. Е. Конверс, У. Роджерс, А. Кемпбел, М. Абраме и др.)
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование, метод опроса;
- методы математической обработки результатов исследования (корреляционный анализ Спирмена).
В работе использовались следующие методики:
1. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Шевеленковой Т.Д. Фесенко П.П.);
2. «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера;
3. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;
4. «Шкала оценки качества жизни» Д. Эндикотт.
База исследования .ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий п. Лунино. Объем выборки составил 75 человек, из которых 40 юношей и 35 девушек в возрасте от 15 до 23 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (сентябрь 2018 - июнь 2019 гг.) анализ научной литературы по проблеме исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели; определение объекта, предмета и задач исследования; формулирование рабочей гипотезы; выбор методов исследования.
2 этап (сентябрь 2019 - июнь 2020 гг.) - подбор диагностического инструментария для исследования психологического благополучия и качества жизни у студентов, проведение эмпирического исследования.
3 этап (сентябрь 2020 - январь 2021 гг.) -количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования; определение связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов; оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается
1) в уточнении понятий «психологическое благополучие», «качество жизни», «субъективная оценка качества жизни»;
2) в экспериментальном подтверждении теоретических представлений о связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов;
3) в расширении научно-теоретических знаний по проблемам психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни . Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором опубликована статья: Анализ понятия «психологическое благополучие» и особенности психологического благополучия у студентов //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч. - практ. конф. (очно-заочная) (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под ред. И.А. Медведевой. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2020. - С. 42-47.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. «Психологическое благополучие» -это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»;«самопринятие».
2. «Качество жизни» - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
3. Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
4. Существует связь между психологическим благополучием студентов и их субъективной оценкой качества жизни, проявляющаяся в том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает в себя введения, две главы, заключение, список литературы, включающий 97 источников, и 1 приложение. В тексте диссертации имеется 2 рисунка и 5 таблиц. Общий объем диссертации составляет 72 страницы без учета приложений.
В данной работе был осуществлён теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвящённой проблеме изучения связи психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни у студентов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретической аргументацией и апробацией методик на этапах исследования; репрезентативностью выборки; строгой логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами осуществляемой работы; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
Проделанная работа позволяет сделать ряд заключений, как теоретического, так и практического характера.
Психологическое благополучие - это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»; «самопринятие».
Качество жизни - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
В результате проведённого исследования наше предположение о том, что существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции, подтвердилось. Это отражают результаты эмпирического исследования.
Результаты математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяют говорить о том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание
Результаты могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретической аргументацией и апробацией методик на этапах исследования; репрезентативностью выборки; строгой логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами осуществляемой работы; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
Проделанная работа позволяет сделать ряд заключений, как теоретического, так и практического характера.
Психологическое благополучие - это целостное переживание человека, выраженное в субъективном ощущении счастья, которое взаимосвязано с удовлетворенностью собственной жизнью в таких её аспектах, как: «позитивные отношения с другими»; «автономия»; «управление средой»; «личностный рост»; «цели в жизни»; «самопринятие».
Качество жизни - это интегральный показатель, который характеризует со всех сторон степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей и включает в себя качество образования, качество медицины, качества человека и качества взаимоотношений в обществе.
Субъективная оценка качества жизни - это субъективная интегральная оценка индивидом собственной жизни в целом, а также ее отдельных субъективно значимых аспектов, которые проявляются на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях.
В результате проведённого исследования наше предположение о том, что существует связь психологического благополучия с такими показателями субъективной оценки качества жизни студентов как: удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, работа, личные достижения, здоровье, общение, поддержка, оптимистичность, напряженность, самоконтроль, негативные эмоции, подтвердилось. Это отражают результаты эмпирического исследования.
Результаты математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяют говорить о том, что:
• испытуемые, для которых важную роль играют позитивные отношения с другими, которые несут в себе заботу и доверие ,которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, имеют высокий уровень удовлетворенности жизнью, в частности, процессом жизни, результативностью жизни и её осмысленностью; также для них характерна высокая оценка своего здоровья, удовлетворение общением с близкими людьми, ощущение внутренней и внешней поддержки и оптимистичность.
• испытуемые, для которых важную роль играет самостоятельность и независимость, которых отличает способность противостоять попыткам общества заставить их думать и действовать определенным образом, которые умеют управлять окружением, эффективно используют предоставляющиеся им возможности, открыты новому опыту, ощущают продуктивность прожитой жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и способностью контролировать свою жизнь ;также для них характерна удовлетворенность своей работой, личными достижениями, умение организовать свое время, а также самообладание
Результаты могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях, способствуя дальнейшей разработке проблемы исследования психологического благополучия и субъективной оценки качества жизни. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курса специализации на психологических факультетах.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Социальная безопасность региона как условие качества жизни
населения (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Качество жизни пациентов со специфическими расстройствами личности при разном социальном статусе (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками (Новосибирский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Взаимосвязь психологического благополучия и личностных особенностей подростков в зависимости от структуры семьи
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПЕРЕГРУЗОК НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



