Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной рекламы как способа
воздействия на общественное мнение 8
1.1. Роль социальной рекламы в современном обществе 8
1.2. История социальной рекламы в России и за рубежом 13
1.3. Функции и методы в социальной рекламе 15
Глава 2. Анализ методов воздействия на потребителя в социальной рекламе 37
2.1. Прикладной анализ образцов социальной рекламы 37
2.2. Разработка социального плаката пропагандирующего здоровый образ
жизни 59
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 73
Актуальность исследования выражена в том, что реклама прочно вошла в нашу жизнь, формируя те или иные ценности в обществе. Молодежь, как отдельная социальная группа, подвержена влиянию рекламы в большей степени, следовательно, реклама вносит свой вклад в формирование их социально-культурных представлений и ориентаций.
В настоящее время в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется социальной рекламе и ее роли в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в молодежной среде в стране повышает
значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития.
Социальная реклама - вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Во всем мире социальная реклама - важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества.
Одна из наиболее актуальных проблем общества - это здоровье. Все больше больных детей и подростков. По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3 - 4.
Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных школьников и студентов.
В наше время надо привлекать школьников и студентов к здоровому образу жизни. Спортивный человек - это здоровый человек.
Степень изученности проблемы.
Степень изученности социальной рекламы в России и за рубежом достаточно невысока. Из зарубежных авторов следует отметить У. Уэллса, С. Мориарти, описывающих историю возникновения и развития социальной рекламы. Ф. Брутон, С. Пру включают социальную рекламу в систему государственной информационной политики как инструмент оптимизации общественных отношений. Г. Ханнеман, П. Котлер, П. Блум, В. Мовелли рассматривают различные аспекты функционирования социальной рекламы за рубежом.
Проблематика социальной рекламы в последнее десятилетие стала объектом научного исследования ряда отечественных авторов, изучение сущности социальной рекламы, ее целей, направленности, функций проведено в работах М.И. Пискуновой, Л.П. Федотовой, О.О. Савельевой, И.М. Синяевой, С. Исаева и др.
История возникновения и развития, анализ современного состояния социальной рекламы в России содержится в публикациях А.С. Азаровой, 0.0. Савельевой, И. Орениной и др.
Эффективность использования социальной рекламы в сфере социального маркетинга рассматривается в работах Т.В. Астахова, Г.Г. Почепцова, В.М. Мелиховского и др.
Анализ основных субъектов социальной рекламы в России содержится в публикациях И. Буренкова, И. Голота, А.Н. Лебедева, С. Андрияшкина и др., специфика процесса институционализации социальной рекламы рассматривается в трудах С. Исаева, О. Колокольцевой, А.С. Азаровой и др. Наблюдающееся в последние годы повышение интереса общественности к социальной рекламе способствует увеличению количества исследований. Однако, несмотря на безусловную ценность данных работ, исследование социальной рекламы в России носит эпизодический и узкопрофильный характер.
Отсутствие целостного представления и грамотной разработки социальной рекламы делает актуальной разработку теоретико-методологических оснований его изучения в рамках социологической теории.
Объект исследования - социальная реклама.
Предмет исследования - методы социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни.
Цель работы - анализ методов социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «социальная реклама» и ее влияние на общественное мнение.
2. Рассмотреть историю социальной рекламы в России и за рубежом
3. Рассмотреть функции и методы в социальной рекламе.
4. Рассмотреть основные примеры социальной рекламы.
5. Пранализировать рекламу в пропаганде здорового образа жизни.
6. Разработать социальный плакат, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Методы исследования -теоретические (описание, анализ и обобщение); эмпирические методы (изучение; опрос).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы, включающий 67 источников.
В первой главе (теоретические аспекты социальной рекламы как способа воздействия на общественное мнение) достигается задача выявления теоретических аспектов социальной рекламы.
Во второй главе (анализ методов воздействия на потребителя в социальной рекламе) проводится анализ на тему: здоровый образ жизни, подводятся итоги и на базе проведенного анализа создается социальная реклама на тему: ожирение. В приложении содержится социальный плакат на базе проведенного анализа.
Из теоретической части можно сделать следующие выводы, что социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям. Ее миссия изменение поведенческих моделей общества. Полученные результаты показали, что социальная реклама использует один из важнейших инструментов - это эмоции. В основном это негативные эмоции. Негативные эмоции побуждают индивида к действию. Есть проблема? Есть решение проблемы. Вся социальная реклама имеет цепочку эмоций. Эмоции как бы «цепляются» друг за друга: одна затухает, другая уже начинает рождаться. При создании социальной рекламы учитывается психологическое поведение индивида, его архетипы. То есть автор, заранее прогнозирует поведение людей на определенную социальную рекламу. Учитывает психологические аспекты, визуальный ряд, цветовую гамму.
Создание социальной рекламы - это сложный процесс. Если неправильно учесть психологические, моральные аспекты, неверно подобрать визуальный ряд и даже цветовой, то индивид в лучшем случае не воспримет рекламу, в худшем случае - будет обратное действие, которая побудит его к совершению или не исправлению данной проблемы.
Одним из важных аспектов при создании является правильный подбор методов. Методов в социальной рекламе множество, но каждая проблема уникальна и к ней подбирается определенный метод. Всего мною изучено 10 методов, которые используются в социальной рекламе.
Во второй главе проведен прикладной анализ методов, 8 социальных реклам в пропаганде здорового образа жизни. На базе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В рекламе 1 «Здоровый образ жизни» использован метод сравнения, потому что индивиду самому предлагают сделать выбор, либо быть спортивным, либо страдать ожирением. Учтены психологические и моральные аспекты. Реклама считается эффективной для решения проблемы.
Метод использование авторитет рассмотрен в рекламе 2 «Против анорексии» в данной рекламе изображена итальянская модель. Что побуждает людей прислушиваться к мнению авторитета. Идеально подобран визуальный ряд. Реклама побуждает девушек не доводить свой организм до такого состояния. Реклама эффективна для воздействия на потребителя.
Метод выборочного подбора информации использован в рекламе 3 «Ожирение». Использованы только те факты, которые являются выгодными для информационного - психологического воздействия на потребителя. Реклама вызывает эмоциональный ряд, в основном эта эмоции отвращения.
Метод создания контраста использован в рекламе 4 «Против курения». Реклама демонстрирует разницу между социально-негативным действием, который совершает человек и его отсутствием. То есть старение кожи, увядший вид и молодую, красивую девушку с блеском в глазах. Реклама эффективна для молодой аудитории.
Метод использование слоганов применен в рекламе 5 «Против алкоголизма». Множество разнообразных слоганов, но рекламу нельзя считать эффективной, потому что она выполнена не на профессиональном уровне. Не подобран визуальный ряд, в рекламе нет гармонии.
Метод дополнительное свидетельство использован в рекламе 6 «Против курения» в данной рекламе приведены статистические данные. Реклама не эффективная, потому что в ней нет эмоционального ряда, и цветовая гамма не гармонично подобрана.
Метод победившая сторона использован в рекламе 7. В данной фотографии использованы результаты до занятия спортом и после занятия спортом. Служит мотивацией для людей, которые страдают лишним весом. Реклама эффективна, потому что использованы подтверждающие данные.
Далее после проведенного мною анализа была создана социальная реклама на тему: «ожирение». В этой рекламе использовался метод креатива. Метод креатива в социальной рекламе используются для нестандартного подхода решений проблем. Эффективность рекламы заключается в том, чтобы женщина не только мечтала о красивом теле, но и действовала. В рекламе подобраны яркие цвета, что вызывают только позитивные ассоциации.
При создании социальной рекламы, метод к каждой рекламе подбирается индивидуально с учетом цели и психологических аспектов.
Наиболее эффективные рекламы в данном проекте это, реклама против анорексии (рисунок 2), против курения (рисунок 4), против ожирения (рисунок 3) и реклама под названием: здоровый образ жизни (рисунок 1), реклама против ожирения (рисунок 7).
Не эффективная реклама это, против курения (рисунок 6) и реклама против алкоголизма (рисунок 5).
1. Баранова, М. В. Популяризация объектов культурного наследия как особая разновидность рекламной деятельности и проблемы конкретизации юридической ответственности за правонарушения по
рекламному законодательству России // Конституционное и
муниципальное право , 2003. - 19 с.
2. Белянин, А. Б. Эксперты о социальной рекламе в современной России // Социология власти, 2007. 138-143 с.
3. Берштадт, А. Б. Социальная реклама книги // Библиотековедение.,
2008. 72-76 с.
4. Бреслер, М. Три НЕ социальной рекламы // Лаборатория рекламы,
маркетинга и public relations., 2008. 54-57 с.
5. Бузин, В. Н. Социальная реклама: «быть или не быть?» // Реклама. Теория и практика, 2007. 16-28 с.
6. Буренков, И. О социальной рекламе и свободном выборе или Нечего на зеркало перекладывать ответственность... // Рекламные технологии.
2009. 26-33 с.
7. Бурлакова, Ю. Гражданин и брэнд, // Рекламные идеи. 2004. 128-131с.
8. Гершун, М. Социальная реклама в контексте взаимодействия государства и общества // Государственная служба. 2007. 86-88
9. Глазкова, С. России нужна не социальная реклама, а социальная политика: где сегодня можно обнаружить социальную рекламу, что она собой представляет // PR - диалог, 2002. 62-65 с.
10. Дмитриченко, О. П. Концепция социального маркетинга // Инновации. 2009. 90-93 с.
11. Донец, С. Н. Информирование населения о деятельности учреждения социального обслуживания как вид социальной рекламы // Работник социальной службы. 2009. 60-64 с.
12. Доронина, М. А. Коммуникационные модели в социальной рекламе // Культурная жизнь Юга России. 2007. 100-103 с.
13. Евтеева, О. Социальная реклама государственного сектора // Социальное обеспечение. 2005. 12-13 с.
14. Журавель, В. Необычный попутчик: какие виды рекламы хорошо приживаются в общественном транспорте // Маркетолог. 2008. 58-59 с.
15. Каракуц, И. Пиво и реклама против СПИДа : где - что? // Рекламные идеи. 2008. 114-115 с.
16. Кидалов, А. В. Социально ориентированный маркетинг // Страховое дело. 2003. 43-49 с.
17. Коган, Е. Социальные программы - дело личной совести? // Советник. 2009. 22-25 с.
18. Крупнов, Р. В. Городская социальная реклама как объект управления // Социология власти. 2006. 121-128 с.
19. Крылов, А. Для чего нужна социалка? // Рекламодатель: теория и практика. 2008. 3 с.
20. Кузнецов, П. Российская социальная реклама: кто виноват и что делать? // Рекламодатель: теория и практика. 2008. 86-93 с.
21. Кузнецов, П. Часть пейзажа: как оценивать эффективность социальной рекламы // Маркетолог. 2008. 50-52 с.
22. Луговская, С. Н. Социальная реклама в Китае: развитие и становление // Научная мысль Кавказа. 2009. 137-143 с.
23. Манюков, С. В. От кока-колы до "оранжевой революции" // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. 46-50 с.
24. Маркин, И. Институт социальной рекламы в оценках россиян // Человек и труд. 2009. 20-21 с.
25. Матвиенко, В. Социальная реклама как информационный ресурс современной России // Информационные ресурсы России. 2004. 39-41 с.
26. Меркулов, Г. Реклама и PRaeo // Советник. 2007. 32-36 с.
27. Минбалеев, А. В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Информационное право. 2009. 9¬12 с.
28. Мирский, И. Германский Красный Крест: рекламу можно найти на каждом углу. Но не кровь // Рекламные идеи. 2006. 60-62 с.
29. Мордовия, в числе победителей окружного конкурса социальной рекламы "Мир един для всех" // Вопросы социального обеспечения. 2007. 36 с.
30. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: вопросы теории и практики // Регионология. 2008. 263-275 с.
31. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: некоторые вопросы теории и практики // Общественные науки и современность. 2009. 101-109 с.
32. Николайшвили, Г. Социальная реклама // Отечественные записки.
2006. 306-315 с.
33. Николайшвили, Г., Что такое социальная реклама? // Рекламодатель: теория и практика. 2008. 30-35 с.
34. Николайшвили, Г. Шок - это по-нашему? // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. 2008. 13-15 с.
35. Паршуков, А. В. Направления совершенствования законодательства о рекламе // Закон и право. 2007. 19-21 с.
36. Плетнева, Н. А. Место социальной рекламы в системе рекламной деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. 41с.
37. Симонова А. К. Формирование общечеловеческих ценностей и воспитательная роль рекламы в молодежной среде // Журнал прикладной психологии. 2006. 33-38 с.
38. Дмитриченко, О. П. Концепция социального маркетинга // Инновации. 2014. 90-93 с.
39. Каракуц, И. Пиво и реклама против СПИДа: где - что? // Рекламные идеи. - 2013. 114-115 с.
40. Крупнов, Р. В. Городская социальная реклама как объект управления // Социология власти. 121-128 с.
41. Мирский И. Германский Красный Крест: рекламу можно найти на каждом углу. Но не кровь // Рекламные идеи, 2006. 60-62 с.
42. Мордовия - в числе победителей окружного конкурса социальной рекламы "Мир един для всех" // Вопросы социального обеспечения.
2007. 36 с.
43. Плетнева, Н. А. Место социальной рекламы в системе рекламной деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. 41 с.
44. Титов, А. У социальной рекламы есть шанс стать модной в XXI веке // Советник. 2008. 20-24 с.
45. Шарков, Ф. И. Социология массовой коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов. в 2 ч. / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. - М.:, 2003
50-60 с.
Интернет - источники
46. Белянин А. Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления: автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Белянин А. Б. - М.,
[2015]. - 28 с. - Режим доступа : http://www.markint.ru Дата обращения 20.12.2017
47. Дашицыренова Т. Г. Институт рекламы как форма социальной коммуникации региона : на материалах Республики Бурятия: автореф. дис. ... канд. социолог. Наук / Дашицыренова Т. Г. - Улан-Удэ, [2014]. - 21 с. - Режим доступа: http://sociama.ru. Дата обращения 25.12.17
48. Ибатуллин Р. Н. Социальная реклама как механизм управления общественным мнением в современном российском регионе [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Ибатуллин Р. Н. - Уфа, [2013]. - 19. - Режим доступа: http://www.2social.info Дата обращения 25.12.17
49. Осояну Ю. В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы: Конституционно-правовые основы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Осояну Ю. В. - М., [2015]. - 27 с. - Режим доступа: http://lawtheses.com/ Дата обращения 25.12.17
50. Шигапова Д. К. Реклама как социальный институт: дис. ... канд. социолог. наук / Шигапова Д. К. - Казань, 2015 - 138 с. - Режим доступа : http://videonova.ua Дата обращения 30.12.17