Введение 3
1 Теоретические аспекты использования инструментов маркетинга
персонала образовательными организациями 8
1.1 Теоретические основы маркетинга персонала 8
1.2 Управление маркетингом персонала, как стратегия воспроизводства
рабочей силы 16
1.3 Особенности использования инструментов маркетинга
персонала образовательными организациями 30
2 Анализ политики управления персонала высшего учебного заведения 34
2.1Анализ деятельности высших учебных заведений в направлении управления персоналом 34
2.2 Анализ политики управления персонала высших учебных заведений
(на примере ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет) 38
2.3 Исследование удовлетворенности персонала образовательных
организаций 52
3 Разработка рекомендаций по использованию маркетинга персонала
высшими учебными заведениями 80
3.1 Разработка алгоритма управления маркетингом персонала высшими
учебными заведениями 80
3.2 Рекомендации по использованию инструментов маркетинга персонала высшими учебными заведениями (на примере ФГБОУ
ВО «Пензенский государственный университет») 93
3.3 Система показателей для оценки использования алгоритма
управления маркетинга персонала 99
Заключение 109
Список использованных источников 111
Приложения 118
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильном персонале, способном успешно реализовать себя. Для эффективной профессиональной деятельности,для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется гибкая комплексная система регулирования, осуществляющая, в первую очередь, маркетинговые функции [9].
Маркетинг персонала является относительно новым понятием, в мировой практике управления человеческими ресурсами он нашел свое применение в начале 90-х гг. прошлого столетия. Лишь немногие отечественные предприятия включают маркетинг персонала в состав задач, решаемых службами по работе с кадрами. Кроме того, функции маркетинга часто подменяются функциями планирования потребности в персонале и организации рекламной кампании, носящей зачастую весьма ограниченный характер. При этом определение и покрытие потребности в персонале носит, как правило, так называемый «реактивный» характер на возникновение вакансии, но не работает на достаточно длительную перспективу [18].
Маркетинг персонала подразумевает акцент на долговременно ориентированное регулирование привлекательности предприятия в глазах потенциальных сотрудников. Позиционирование и создание имиджа предприятия на рынке труда осуществляется постепенно и целенаправленно.
Развитие маркетинговых подходов в области управления персоналом позволят повысить конкурентоспособность организаций - работодателей и обеспечить им стабильное, позитивное положение на рынке труда.
Основополагающей задачей маркетинга персонала является создание максимально возможного привлекательного образа предприятия как работодателя, чтобы обеспечить себя кадровыми ресурсами с оптимальными количественными и качественными параметрами. Эта задача решается неэффективно в силу того, что на предприятиях отсутствует целостная система маркетинга персонала.
Разработка системы управления маркетингом персонала на уровне учреждения, включающая в себя формулировку целей, задач, места в организационной структуре, места в кадровой политике, направлений взаимодействия с другими субъектами рынка труда - актуальная задача для пред- приятийв современных условиях [9].
В настоящее время возрастает роль стратегической направленности управления персоналом, имиджа персонала организаций, работающих, естественно, не только на рынке труда, но и на рынке товаров и услуг. Организации, действующие на различных рынках, предъявляют повышенные требования к анализу качественного уровня персонала, сравнению конкурентных преимуществ на основе различного рода коммуникационных взаимодействий.
Выявление и классификация требований к персоналу и запросов к работодателю, определение степени их согласованности и противоречивости позволяет сформировать положительный имидж организации как работодателя нарынке труда.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития маркетинговых подходов в управлении персоналом, что позволит повысить конкурентоспособность организаций-работодателей и обеспечить им стабильное, позитивное положение на рынке труда.
Объект исследования - маркетинг персонала. Предмет исследования - подходы к формированию эффективной стратегии воспроизводство рабочей силы образовательной организации через маркетинг персонала.
Степень изученности проблемы: теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области теории маркетинга и маркетинга персонала, стратегии управления компанией, а также статьи в научных сборниках и периодической печати по исследуемой проблеме.
Несмотря на количество работ, посвященных данной проблеме, конкретно работ, посвященных маркетингу персонала в образовательных учреждениях достаточно мало. Актуальность и недостаточная проработанность маркетинга персонала послужили основанием для разработки темы диссертации.
Проблема исследования: недостаточно эффективное формирование стратегии маркетинга персонала в образовательных учреждениях.
Целью исследования является развитие теоретико-методологических положений и разработка методического инструментария формирования эффективной стратегии по системе маркетинга персонала высшего учебного заведения.
Для решения поставленной цели необходимо решить задачи, отражающие общую логику исследования:
1) исследовать теоретические аспекты использования инструментов маркетинга персонала образовательными организациями;
2) выявить особенности использования инструментов маркетинга персонала образовательными организациями;
3) проанализировать политики управления персоналом образовательных организаций (на примере высших учебных заведений);
4) провести анализ политики управления персоналом в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»;
5) исследовать удовлетворенность персонала образовательных организаций;
6) разработка рекомендаций по использованию маркетинга персонала образовательными организациями (на примере высших учебных заведений);
7) разработать рекомендации по использованию инструментов маркетинга персонала ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»;
8) оценка эффективности предложенных мероприятий.
Методологической основой работы является комплексный подход. Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1) контекстный анализ, используя вторичные источники информации, а именно: электронный ресурсы;
2) методы сравнения и классификации для составления списка основных конкурентов, исследуемого учреждения;
3) конъюнктурный анализ, который позволит всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и даст комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с позиций маркетингового управления персоналом учреждения.
Научная новизна: на основе анализа литературных источников, мировых, общероссийских и региональных трендов, также внутренних данных учреждения, работающего на рынке образовательных услуг в г. Пенза, был создан алгоритм разработки стратегии маркетинга персонала высшего учебного заведения. Разработанный алгоритм помогает взглянуть на процесс разработки стратегии позиционирования бренда под правильным углом и поможет легко создать концепцию управления персоналом в высшем учебном заведении. Итог использования методики - выбор стратегий, которые обеспечат максимальную эффективность работы организации в будущем, будут способствовать развитию структуры деятельности компаний на рынке образовательных услуг.
Практическая и научная значимость: основные положения проведенного исследования могут лечь в основу дальнейших теоретических разработок. Практическая значимость диссертационной работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы и предложения позволяют повысить эффективность управления учреждением на рынке образовательных услуг.
Использование предложенных подходов будет способствовать принятию взвешенных решений при разработке стратегии маркетинга персонала высшего учебного заведения. Применение предлагаемых в диссертационной работе подходов и методов будет способствовать росту личному бренду, способствовать развитию структуры деятельности образовательных учреждений.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность, объект и предмет, цели и задачи исследуемой темы. Первая глава посвящена изучению Теоретические аспекты использования инструментов маркетинга персонала образовательными организациями. Во второй главе проводится анализ политики управления персоналом образовательных организаций (на примере высших учебных заведений. В третьей главе приведено развернутое описание алгоритма разработки рекомендаций по использованию маркетинга персонала образовательными организациями (на примере высших учебных заведений). Заключение содержит краткие выводы по результатам выполненной работы и оценку полноты решения поставленных автором задач. Список использованных источников представляет собой перечень выходных данных источников информации, материалы, которые были использованы в ходе проведения исследования.
Исследовательская работа направлена на разработку алгоритма маркетинга персонала высшего учебного заведения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение ранее поставленных задач. Необходимо было исследовать содержание и теоретические аспекты маркетинга персонала и определить особенности его применения в высших учебных заведениях. Следующей задачей было проанализировать политику и деятельность управления персоналом высших учебных заведениях, а также исследовать удовлетворённость персонала Российских вузов. Финальным этапом магистерской диссертации являлась разработка алгоритма маркетинга персонала для высших учебных заведений на примере ПГУ его эффективность.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) На основе анализа теоретических работ зарубежных и российских ученых выявлены особенности маркетинга персонала на рынке образовательных услуг - деятельности, направленной на управление человеческими ресурсами с целью повышения удовлетворенности персонала.
2) На основе исследования политики управления персоналом образовательных организаций (на примере высших учебных заведений) выявлено, что маркетинг персонала не используется высшими учебными заведениями или же используется частично, что приводит к проблемам в управлении персонала высших учебных заведений.
3) Проведен мониторинг существующих исследований удовлетворительности персонала образовательных организаций (на примере высших учебных заведений), доказывающий существующую неудовлетворённость персонала высших учебных заведений.
4) Разработанный алгоритм управления маркетингом персонала высшим учебным заведением, который дает возможность организации получить конкурентные преимущества на рынке труда и обеспечить формирование и сохранение позитивного персонал-имиджа в глазах потенциальных и действующих сотрудников, а также повысить их удовлетворительность работой.
5) Предложены рекомендации по использованию инструментов маркетинга персонала высшими учебными заведениями, основанные на внедрении разработанного алгоритма.
6) Предложена система показателей для оценки использования алгоритма управления маркетингом персонала, направленный не только на объект оценки, то есть на повышение уровня удовлетворенности персонала, но и касающийся совершенствования ряда процессов и деятельности отдельных подразделений вуза в целях повышения эффективности реализации процессов управления персоналом.
1 Алиев И. М, Горелов H. A., Ильина JI. O. Экономика труда. - М. : Юрайт, 2011. - 671 с.
2 Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. - СПб., 2011. - 556 с.
3 Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Ин-т новой экономики, 2010. - 856 с.
4 Буишарин O. B. Трудовые ресурсы творческого типа - важнейший фактор конкурентоспособности России. Конкурентоспособность России в глобальной экономике: моногр. - М., 2010. - 374 с.
5 Вайсбурд В. А. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономика труда». - М. : Омега-Л, 2011. - 375 с.
6 Валитов Ш. М., Сафиуллин А. Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики: моногр. - М. : 2010. - 254 с.
7 Волгин H. A. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям. - М. : Экзамен, 2006. - 735 с.
8 Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. - М. : Норма, 2009. - 465 с.
9 Григорьев И. Новая экономика в эпоху глобализации: рынок труда и социальные отношения. М. : 2011. - 152 с.
10 Гусейнов P. M., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений: учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012. - 686 с.
11 Демчук А. Г. Повышение занятости населения на основе развития механизма рынка труда: автореферат дисертайи канд. экон. наук. - Белгород,
2009. - 24 с.
12 Долженкова Ю. В. Основы рекрутмента: моногр. - М. : АТИСО,
2011. - 238 с.
13 Долженкова Ю. В. Развитие теории и практики рекрутмена в Российской Федерации: автореферат диссертация д-ра экон. наук. - М. : РГБ, 2011. - 51 с.
14 Дубровин И. А., Каменский A. C. Экономика труда: учебник для студентов высших учебных заведений. - М. : Дашков и К, 2011. - 228 с.
15 Жулина Е. Г. Экономика труда: курс лекций. - М. : Экзамен, 2010. - 157 с....70