Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологических характеристик 10 имиджа муниципальных служащих
1.1 Обзор различных подходов к пониманию имиджа в зарубежной и 10 отечественной психологии
1.2 Психологический контекст имиджа 17
1.3 Имидж муниципального служащего 24
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических характеристик 30
имиджа муниципальных служащих
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
2.3 Рекомендации по формированию положительного имиджа 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 71
Актуальность исследования. В современном мире к человеку предъявляется множество требований со стороны общества. В особенности это касается тех людей, чьи профессии связаны с публичностью и постоянными коммуникациями с общественностью. Этим лицам необходимо постоянно следить за своим внешним видом, речью, поведением на публике, стараться избегать вредных привычек, соблюдать нормы и морали, принятые обществом, а также уметь вести деловые переговоры и в целом уметь презентовать себя, иными словами иметь безупречный имидж.
В целом имидж определяется как устойчивый, создаваемый личностью образ, который способен существовать и в отсутствие носителя, являющегося его создателем. Имидж - некая «визитная карточка», которая создается индивидом для других людей. К понятию имидж очень близко понятие репутация. Главное назначение имиджа и репутации - это достичь эффекта личной привлекательности. Человеку важно уметь произвести приятное впечатление и вызывать к себе доброжелательное и доверительное отношение. Без этого умения будет сложнее добиться выдающихся успехов.
Необходимость в формировании положительного имиджа в сфере муниципальной службы в России была актуальна всегда, но сейчас это ощущается особенно остро. Имидж муниципальных служащих в Российской Федерации зачастую не является положительным из-за определенного набора качеств муниципальных служащих. Население относится к муниципальной власти с определенным негативом и недоверием. Тем не менее, положительный имидж является необходимым условием поддержки населением муниципальных программ и проектов.
В данной диссертационной работе будет рассмотрен имидж муниципального служащего города и села. Одна из важнейших задач муниципального служащего - научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж. Имидж муниципального служащего должен вызывать благожелательное отношение к нему широких слоев населения.
Степень научной разработанности проблемы. Истоки изучения формирования имиджа восходят к трудам Платона, Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Ш.Л. Монтескье, М. Вебера. Т. Гоббса. Большое количество материала по изучению формирования и сущности имиджа накоплено такими западными учеными, как Б. Карлоф, К. Болдинг, П. Друкер, С. Блэк, Л. Браун, П. Вейлл, Ф. Дейвис, А. Дейян, Б. Карлоф.
В отечественных научных работах, прежде всего, представлены материалы по изучению понятия имиджа: его сущности и основных составляющих компонентах. Такие учёные, как Т.Э. Гринберг, Е.А. Петрова, Н.Д. Ладанов, А. Цуладзе, Л. Шубут, А.Ю. Панасюк, А.А. Деркач, занимались изучением основных механизмов и технологий формирования имиджа политика. Г.Г. Почепцов в своей книге «Имиджелогия» раскрывает проблемы построения и управления имиджем, акцентирует внимание на большой роли имиджа в жизни человека. Вопросами формирования имиджа профессионала занимались такие учёные, как А.А. Калюжный, А. Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Е.Б. Перелыгина, В. М. Шепель.
Также в рамках изучения проблем формирования имиджа, необходимо отметить следующих современных исследователей: Т.М. Комарову, которая в своей статье рассмотрела роль органов местного самоуправления в формировании положительного имиджа территории; Н.П. Старых, который в своей диссертационной работе разработал технологии формирования имиджа органов местного самоуправления; Ю.В. Астахова, который в своей статье особо заострил внимание на основных проблемах дополнительного и опережающего образования муниципальных служащих.
Вопросам применения проектного подхода в формировании имиджа муниципального служащего посвящены труды таких авторов, как А.С. Ермак, О.А. Немченко, Е.А. Захарова.
Проблема нашего исследования состоит в том, что, несмотря на относительное разнообразие отечественной и зарубежной литературы по проблеме имиджа существует заметный дефицит в сфере исследований имиджа муниципального служащего города и села в конкретных условиях российского общества.
Все вышеизложенное позволило нам сформулировать тему исследования: «Психологические характеристики имиджа муниципальных служащих города и села».
Объект исследования - имидж муниципального служащего.
Предмет исследование - психологические характеристики имиджа муниципальных служащих города и села.
Цель исследования: изучение психологических характеристик имиджа муниципальных служащих для разработки практических рекомендаций по формированию позитивного имиджа служащих города и села.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании различий в психологических имиджевых характеристиках муниципальных служащих города и села: муниципальные служащие города самоуверенны, властны, импульсивны, энергичны; расчетливы и проницательны; при наличии напряженности, взвинченности, беспокойства и возбуждения, тогда как муниципальные служащие села мягкие, тактичные, уступчивые; доверчивые и открытые; эмоционально устойчивые.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) проанализировать психологическую литературу, посвященную изучению проблемы имиджа;
2) подобрать методологический инструментарий, адекватный поставленной цели;
3) выявить психологические характеристики имиджа муниципальных служащих;
4) провести эмпирическое исследование, проанализировать результаты и сформулировать выводы;
5) разработать практические рекомендации по формированию позитивного имиджа.
Теоретико-методологическую базу исследования составил ряд методологических подходов к изучению имиджа: социально-психологический (Г.М. Андреева, Е.А. Володарская); интерсубъектный (Е.Б. Перелыгина); психосемиотический (В.А. Лабунская, М.В. Гамезо, Е.А. Петрова и др.); акмеологический (Е.П. Костенко А.А. Деркач, А.П. Федоркина); концепции социального конструктивизма К. Г ергена, концепции социальной идентичности А. Тэшфела, теории социальных представлений С. Московиси, концепции самокатегоризации Дж. Тернера.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: организационные методы (анализ литературы), эмпирические методы (психодиагностические методы, сравнительный метод), методы обработки данных (методы математической обработки данных), интерпретационные методы (описание полученных результатов и их интерпретация).
Для решения поставленных задач были выбраны следующие диагностические методики: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика КОС-2 (Методика коммуникативных и организаторских склонностей).
Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу. Критерии выбраны на основе характеристик выборки: оценка значимости различий изучаемого параметра в двух независимых выборках - критерий Пирсона (хи-квадрат).
Процесс проведения исследования охватывал период с сентября 2018 г. по март 2020 г. и включал в себя три этапа.
Первый этап - подготовительный с сентября по ноябрь 2018 г., который включал в себя теоретический анализ социально-психологической и психологопедагогической литературы по изучению имиджа, выдвижение гипотезы.
Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента (январь-февраль 2019г.), определение методик исследования, определение критериев и показателей исследуемого процесса.
Третий этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента (сентябрь 2019 г.), математико-статистическую обработку полученного массива данных, обобщение и интерпретацию полученных результатов, выводы.
Организационная база исследования. В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 40 человек:
- 20 человек муниципальных служащих администрации г. Пенза (главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты 1 -й, 2-й категорий);
- 20 человек муниципальных служащих администрации Тамалинского района Пензенской области (главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категорий).
Достоверность результатов обеспечивается теоретической
обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логике исследования, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Научная новизна исследования состоит в следующем: изучены и обобщены теоретические основания формулировки понятия «имидж муниципального служащего»; осуществлено теоретическое осмысление основных составляющих имиджа муниципального служащего;
проанализированы и сопоставлены психологические характеристики имиджа муниципальных служащих города и села.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: результаты исследования позволяют расширить представления о психологических характеристиках имиджа муниципальных служащих города и села, а также сформулировать рекомендации муниципальным служащим по формированию позитивного имиджа.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные и сформулированные на их основе рекомендации по формированию позитивного имиджа муниципального служащего могут использоваться в практической деятельности психологов по формированию положительного имиджа у данной категории людей.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Личностные характеристики муниципальных служащих города: самоуверенны, властны, упрямы до агрессивности, независимы в суждениях и поведении; жизнерадостны, импульсивны, энергичны; подозрительны и осторожны; расчетливы и проницательны; при наличии напряженности, взвинченности, беспокойства и возбуждения.
2. Личностные характеристики муниципальных служащих села: мягкие, тактичные, уступчивые; доверчивые и открытые; эмоционально устойчивые.
3. Для эффективной профессиональной деятельности муниципальных служащих важно наличие среди имиджевых характеристик организаторских и коммуникативных склонностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на XXX научно-практической конференции студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы науки в образовании» в секции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Пенза, ПГУ, 2019).
По итогам исследования опубликованы две статьи.
1. Дурачёнкова И.А. Смысловые характеристики формирования имиджа муниципальных служащих // Психолого-педагогические аспекты самоорганизации личности в процессе образования : V международная научнопрактическая конференция. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2019. - Вып. 5.- С. 26-29.
2. Дурачёнкова И.А. Имидж муниципальных служащих // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. - №2. - 2019.
URL : https://fortus-science.ru/index.php/KM/article/view/170
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, рекомендаций, заключения, списка использованной литературы, содержит 2 приложения, 18 таблиц. Основной объём работы составляет 67 страниц.
В данной работе был осуществлен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме изучения психологической составляющей имиджа. В данной диссертационной работе под определением «имидж» понимается сложившийся в сознании людей образ, стереотип, набор определенных качеств, которые ассоциируются с отдельной личностью.
Положительный имидж для любого муниципального служащего имеет колоссальное значение. Именно сформированный позитивный имидж дает представление о том, насколько хорошо служащий преуспел в решении различных проблем, насколько он компетентен и грамотен в специфике своей деятельности. Особенности социально-психологического плана имиджа госслужащего состоят в грамотной обратной связи, взаимодействии с людьми, стремлением по мере своих возможностей помочь и понять каждого отдельно, как и весь социум в целом.
Имидж муниципального служащего - это сформированный образ, являющийся результатом его непосредственного восприятия, его государственной деятельности и продвижения.
Можно говорить о нескольких составляющих структуры имиджа. Первой составляющей конструкции имиджа становятся индивидуальные свойства его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей составляющей имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета.
В практической части было проведено исследование, в ходе которого выявлялись психологические характеристики имиджа муниципальных служащих города и села. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретической аргументацией и апробацией методик на этапах исследования; репрезентативностью выборки; строгой логикой проведения исследования в соответствии с целями, задачами
осуществляемой работы; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
В ходе проведенного эмпирического исследования была доказана выдвинутая гипотеза о том, что существуют различия в психологических имиджевых характеристиках муниципальных служащих города и села. То есть были получены различия в личностных характеристиках: муниципальные служащие города самоуверенны, властны, импульсивны, энергичны; расчетливы и проницательны; при наличии напряженности, взвинченности, беспокойства и возбуждения. Тогда как муниципальные служащие села мягкие, тактичные, уступчивые; доверчивые и открытые; эмоционально устойчивые.
Исследование показало следующие различия в личностных характеристиках имиджа муниципальных служащих: муниципальные
служащие города в большем количестве обладают следующими качествами: доминантность, экспрессивность, подозрительность, дипломатичность, напряженность. А для муниципальных служащих села в большем количестве характерны такие качества, как подчиненность, сдержанность, доверчивость, прямолинейность, расслабленность.
В результате сопоставления результатов муниципальных служащих города и села по методике КОС-2 (Методика коммуникативных и организаторских склонностей) было выявлено, что количество испытуемых с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей в обеих выборках одинаковое. Это говорит о том, что муниципальные служащие города и села обладают следующими качествами: умение четко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты, инициативность, находчивость, умение организовывать себя и других людей.
Исходя из того, что профессиональный запрос на профессиональные качества муниципальных служащих больше обращен на организаторские и коммуникативные способности, мы делам вывод о том, что различия в 66
личностных характеристиках муниципальных служащих города и села не влияют на успешность их деятельности.
Полученные данные и предложенные рекомендации по формированию имиджа муниципального служащего позволят муниципальным служащим лучше справляться с задачей формирования благоприятного образа для населения, а так же они могут использоваться в практической деятельности психологов по формированию положительного имиджа у данной категории работников.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 288 с.
2. Архипова, Л.И. Имидж муниципальных органов власти как инструмент манипулирования [Текст] / Л.И. Архипова. - Казань: Инновационно - издательский дом «Бутлеровское наследие», 2016. - 364 с.
3. Бодалев, А. А. Имиджелогия - это серьезно [Текст] / А. А. Бодалев // Психология общения: социокультурный анализ: материалы международной конференции. - Ростов-на-Дону, 2013. - С. 31 - 34.
4. Берд, П. Тактика совершенствования Вашего имиджа [Текст] / Полли Берд; пер. с англ. Т.А. Сивакова. - Минск: Амалфея, 2014. - 208 с.
5. Березкина, О.П. Политический имидж в современной политической
культуре [Текст] : автореф. дис. ... канд. политических наук: 23.00.03 /
Березкина Ольга Павловна. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2014. - 39 с.
6. Березкина, О.П. Слуги народа. Имидж и идеология [Текст] / О.П. Березкина. - М.: Альфа-Лаб, 2018. - 248 с.
7. Галумов, Э.А. Имидж [Текст] / Э.А. Галумов. - М.: Изд-во «Известия», 2015. - 552 с.
8. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: Искусство,
2014. - 219 с.
9. Горчакова, В.Г. Имиджелогия: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Горчакова. - М.: Юнити, 2015. - 335 с.
10. Девис, Ф., Ваш абсолютный имидж [Текст]: Книга для политиков, бизнесменов, мужчин и женщин / Ф. Девис. - М.: Олма-Пресс, 2017. - 320 с.
11. Деркач, А.А. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития [Текст] / А.А. Деркач. - М.: Эксмо, 2016. - 564 с.
12. Дурачёнкова, И.А. Смысловые характеристики формирования имиджа муниципальных служащих [Текст] / И.А. Дурачёнкова // Психологопедагогические аспекты самоорганизации личности в процессе образования / V международная научно-практическая конференция. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2019. - Вып. 5. - С. 26-29.
13. Дурачёнкова, И.А. Имидж муниципальных служащих [Электронный ресурс] / И.А. Дурачёнкова // Современные инструменты, методы и технологии управления знаниями. - №2. - 2019. - URL : https://fortus- science.ru/index.php/KM/article/view/170
14. Дурачёнкова, И.А. Имидж муниципальных служащих [Текст] / И.А. Дурачёнкова // Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сборник статей VI международной студенческой научно-практической конференции. - Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. - С. 252 - 256
15. Зотов, В.Б. Муниципальное управление [Текст] : учебн. пособие для вузов / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 279 с.....31