Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №159975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению лексического развития детей с речевыми нарушениями
Формирование словаря ребенка в онтогенезе 7
Особенности глагольного словаря детей с ОНР 10
Глава II. Экспериментальное изучение глагольного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Содержание и методы констатирующего эксперимента 16
Анализ результатов проведенного эксперимента 24
Глава III. Основные направления логопедической работы по формированию глагольного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Организация формирующего эксперимента и его
содержание 30
Анализ результатов проведенного контрольного
эксперимента 53
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 64



Проблема преодоления речевых нарушений у детей и выбор оптимальных путей коррекции актуальна в логопедии и приобретает большое значение в условиях непрерывного совершенствования содержания коррекционного обучение в системе дошкольного образования. В специальной педагогике, в частности в логопедии, достигнуты значительные сдвиги на пути к созданию коррекционных программ, методик, учебнометодических, практических пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях компенсирующего типа.
Решение проблемы развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет особое значение, так как эта патология сказывается на формировании всей психической жизни ребенка, ведь под влиянием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи, связанные c формированием глагольного словаря. Это вызывает необходимость поиска направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных лексикограмматических нарушений на уровне глагольной лексики.
Важным аспектом при изучении особенностей использования лексики детьми с общим недоразвитием речи является определение путей эффективного совершенствования системы логопедической работы по формированию глагольного словаря.
В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Новые условия совершенного овладения глаголами способствует обогащению и актуализации словаря и его грамматических форм; успешному развитию устной связной речи с параллельным повышением уровня психических процессов; коррекции личности в целом с перспективой успешной адаптации и реализации детей с ОНР в современном обществе. Разработанная система логопедического воздействия с формированием представлений о глаголах у детей может быть успешно использована в коррекционно-воспитательном процессе специальных заведений. Недостаточная сформированность предикативного словаря глагольной лексики у детей впоследствии приводит к трудностям усвоения ребенком школьной программы в будущем.
Исследование проблемы общего недоразвития речи и ее влияние на овладение детьми устной речью представлены в работах многих ученых: Ж.В. Антиповой, В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Однако, логопед-практик сталкивается с необходимостью подбора наглядного материала для обследования и формирования предикативной лексики в большем объеме, чем представлено.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
ОНР является следствием комплекса причин социального и биологического характера, например: наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятное социальное окружение, ограниченность речевого общения, различная внутриутробная патология.
В результате теоретического анализа было выявлено, что основными предпосылками формирования речи в онтогенезе являются сформированные полноценные фонематические представления, словарный запас и систематическое его обогащение, формирование умения свободно оперировать моделями синтаксических конструкций. Недостаточная их сформированность сказывается на задержке и снижении темпов развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Для исследования особенностей глагольной лексики детей экспериментальное исследование было проведено в специальной логопедической группе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» с. Никульевка Пензенской области.
Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей глагольной лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и описание направлений коррекционно-логопедических занятий, способствующих развитию лексики у данной категории детей. Программа экспериментального исследования включала в себя несколько заданий, результаты выполнения которых, подвергались количественно-качественной обработке.
Подводя итоги проведённого нами исследования, можно сформулировать следующие выводы: В ходе проведенного обследования глагольного словаря было установлено, что дети имеют средний и низкий уровень его сформированности. Все выявленные особенности и тенденции в развитии речи детей свидетельствуют о среднем и низком уровне сформированности обследуемого параметра.
Установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи представляют собой разнородную группу, что требует дифференцированного подхода к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционнологопедической работы.
Объективность полученных результатов обследования
интерпретировалась с помощью количественно-качественной оценки, которая позволила охарактеризовать разнородность группы детей с общим недоразвитием речи и реализовать в методике дифференцированный подход к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционнологопедической работы.
На основе анализа совокупности литературных данных, и в соответствии с выявленными трудностями в ходе обследования, нами были обобщены методические рекомендации, направленные на формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития).
Формирование глагольной лексики у детей с ОНР проводилось с учетом факторов формирования лексики по следующим общим направлениям:
• расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
...


1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 127 с.
2. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. [Электронный
ресурс]: - М., 1948. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005752054
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
5. Бабина, Г.В. Нарушение формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Е.В. Белобородова, М.М. Любимова [Электронный ресурс]: - СПб., 1995. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-20.shtml
6. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2015. - 70 с.
7. Безрукова, О.А. Проблема формирования системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Безрукова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: науч.-практ. конф., посвящен. 10-летию МГПУ, 10-11 окт. 2005 г. / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Фак. спец. педагогики и спец. психологии [ред. кол.: О.Г. Приходько. М.Н. Русецкая]. - М., 2005. - Т. 2. - С. 24-30.
8. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для вузов / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
10. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов / Н.С. Валгина [и др.] ; под общ. ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2011. - 528 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 144 с.
12. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Букдом, 2004. - 45 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
14. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ