Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста путем психофизиологического метода БОС-терапии 8
1.1. Психофизиологические процессы как динамическая основа
обучения 8
1.2. Психо-возрастные особенности младших школьников с
трудностями в обучении 15
1.3. Понятие психофизиологической коррекции, ее структурные
компоненты 24
1.4. Психофизиологический подход к коррекции трудностей в
обучении 30
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении 39
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов психофизиологической
коррекции трудностей в обучении у детей 46
2.3. Рекомендации по коррекции психоэмоциональной сферы детей с
трудностями в обучении методом БОС-терапии 56
Выводы 61
Заключение 64
Список используемых источников 67
Приложения 72
В настоящее время возрастает число обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. По причинам чрезмерных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, связанных с систематическим обучением, ребенок может автоматически оказаться с ярлыком «неуспешный» среди сверстников и педагогов. В свою очередь это может быть причиной существенного ухудшения у этих детей психосоматического здоровья и социальной адаптации. Как правило, эти факторы сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют обучение. Такие дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, проблемам с концентрацией и устойчивостью внимания, склонностью к аффективным вспышкам, повышенной умственной утомляемости.
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с трудностями в обучении актуальным считается использование инновационных методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Одной из таких современных технологий является компьютерный метод биологической обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении клиента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения. Данная технология сочетает в себе как диагностику психоэмоционального состояния ребенка, так и коррекционное воздействие.
Метод БОС - это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков, и представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма [32]. На основе полученной информации клиент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции вегетативных дисфункций.
Основная трудность заключается в том, что у большей части детей отмечаются выраженные энергетическое проблемы и это еще больше осложняет освоение школьных навыков. Задача коррекции трудностей в обучении может быть решена при выработке у обучающихся с трудностями в обучении диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) направленного на оптимизацию энергетических ресурсов и повышение бета- ритма посредством нейрофитнеса для усиления устойчивости и концентрации внимания.
Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности психофизиологической коррекции младших школьников с трудностями в обучении с помощью технологии БОС-терапии.
Объект - психофизиологические характеристики детей с трудностями в обучении.
Предмет - психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении.
Гипотеза - дети с трудностями в обучении характеризуются неблагополучием психоэмоциональной сферы, психофизиологическая коррекция которой возможна с помощью БОС-терапии. Из гипотезы можно выделить следующие положения:
• Для детей с трудностями в обучении характерны нарушение ориентировки при переходе к активной умственной деятельности, снижение скорости переработки информации, невнимательность, повышенная утомляемость, сниженный показатель дыхательной аритмии сердца.
...
Одной из важнейших проблем современного мира является то, что большая часть обучающихся не способны направлять собственную энергию на освоение школьных навыков. Возрастает число детей, испытывающих стойкие трудности в обучении.
Для изучения эффективности психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении с помощью технологии БОС-терапии было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из нескольких этапов.
На первом этапе были подобраны соответствующие аппаратные диагностические (ДАС-БОС, ЭЭГ-БОС) и психодиагностические (ЦТЛ, корректурная проба «Тулуз-Пьерона») методики.
На втором этапе была проведена диагностика функционального эмоционального состояния младших школьников. Было выявлено, что:
1. Дыхательная аритмия сердца детей с трудностями в обучении ниже показателей возрастной нормы, что говорит об энергетических проблемах, вегетативная нервная система испытуемых работает с перегрузками.
2. Для испытуемых характерно «торопливо-судорожное» дыхание, так как вдох и выдох одинаково короткие.
3. При состоянии перехода из состояния покоя в состояние когнитивной стимуляции отмечается недостаточное снижение альфа-ритмов, что блокирует рост бета-ритмов.
4. При когнитивной стимуляции у испытуемых наблюдается незначительный рост мощности бета-ритмов, что говорит о трудностях в ориентировке при переходе к активной умственной деятельности, а также обуславливает гностические трудности (затруднен процесс понимания информации) и говорит об эмоциональной нестабильности, которая может выражаться в отсутствии навыков релаксации и нахождении в постоянном напряжении, склонность аффективным «бурям».
5. Для подавляющего большинства детей (72,5%) характерно компенсируемое состояние усталости, т.е. самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности.
6. Для большинства детей (63,5%) характерна слабая концентрация внимания. Снижение скорости переработки информации отмечается у 59% испытуемых.
Так как всем испытуемым были рекомендованы сеансы БОС-терапии третий этап заключался в проведении коррекционных сессий в виде психофизиологического тренинга таких характеристик как дыхательной аритмии сердца, интенсивности спектров и индексов ритмов головного мозга
На четвертом этапе анализ и интерпретация результатов психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении, выявили, что:
1. Показатель дыхательной аритмии сердца не достиг возрастной нормы, но при этом повысился в среднем на 10 ударов/мин. Достоверность полученных различий подтверждает критерий Стьюдента (Тэмп= 2,6 при p>0,05).
2. Показатель частоты дыхания приблизился к норме и составил 10,4 дыхательных движений в минуту. Достоверность полученных различий подтверждает критерий Стьюдента (Тэмп= 2,3 при p >0,05).
3. Значительное улучшение мощности бета-ритмов при когнитивной стимуляции. Достоверность полученных различий подтверждает критерий Фишера (Бэмп = 3,2 при p > 0,05). Также был отмечен рост интенсивности бета-частот в частотном диапазоне 16 Гц необходимого для проявления положительного результата. Достоверность оценки эффективности проведения сеансов по интенсивности бета-ритма в 16 Гц диапазоне подтверждает критерий Стьюдента (Тэмп =2,9 при p >0,05).
...
1. Антропова М.В., Манке Г.Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. - Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-13.
2. Аппаратно-программные комплексы БОС для медицинского и немедицинского применения. - URL: https://www.biosvyaz.com
3. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М. Свойства нервных процессов и эффективность БОС-тренинга // Психологический журнал. -2013. - Т. 34. - № 2. - С. 108-116.
4. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М., Миняева Н.Р. Спектральные характеристики ЭЭГ в динамике произвольной двигательной активности // Журнал высшей нервной деятельности. - 2014. - Т. 64. - № 2. - С. 147-158.
5. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Трудности обучения в начальной школе. - М., 2009. - 464 с.
6. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?. - М.: Семья и школа, 1995. - 208 с.
7. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. - М., 1989. - 18 с.
8. Бунькова В.С., Бухлина Л.Ю. Применение технологии БОС в коррекции детей с трудностями в обучении // Науч.-практ. электрон. журнал «Аллея Науки». - 2019. - № 1(28). - URL: https://clck.ru/35328W
9. Вайз А. Вдохновение по заказу - Попури, 2015. - 300 с.
10. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.
11. Герасимов И.Г. Проблема понятия «функциональное состояние» в современной физиологии // Успехи физиологических наук - 2011. - Т. 42. - № 2. - С. 90-96.
12. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека - 2007. - № 4. - С. 11-17.
13. Г орев А.С., Панова Е.Н. Эффективность БОС-тренинга регуляции функционального состояния в зависимости от индивидуальных психофизиологических характеристик // Физиология человека. - 2009. - T. 35. - № 4. - C. 1-8.
14. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А. и др. Влияние биологической обратной связи по сенсомоторному ритму и бета- ритму ЭЭГ на параметры внимания // Физиология человека. - 2001. - № 3. - С. 5-13.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец-ти 031000 «Педагогика и психология» / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. [и др.]: Питер, 2004. - 588 с.
... всего 44 источников