Введение 3
Глава I. Психологические основы коммуникативной деятельности дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием
1.1. Понятие и сущность коммуникативной деятельности 6
1.2. Роль коммуникативной деятельности в развитии детей 9
1.3. Состояние коммуникативной деятельности у детей с общим
недоразвитием речи 17
Глава II. Изучение коммуникативной деятельности и речевых средств детей с общим недоразвитием речи
2.1. Условия проведения исследования и описание эксперимента....24
2.2. Анализ результатов исследования 27
Глава III. Коррекционная работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Организация, цель, направления формирующего
эксперимента 34
3.2. Игры, направленные на коррекцию коммуникативных качеств
детей с общим недоразвитием речи 36
3.3. Результаты контрольного эксперимента 49
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Изучение развития коммуникативной деятельности у детей не теряет своей актуальности в педагогике, психологии, логопедии и других науках на протяжении многих лет, поскольку общение играет очень важную роль в жизни ребенка. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом.
Полноценное и своевременное овладение коммуникативной деятельностью имеет большое значение для успешного обучения ребенка, его социализации и адаптации.
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, ограничение словарного запаса, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Стойкие лексико - грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации речи.
Дети с речевым недоразвитием испытывают значительные трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели. Снижение потребности в общении, дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений. Все это способствует возникновению психологических особенностей таких как: робость, замкнутость, стеснительность; порождает
специфические черты общего и речевого поведения: ограниченную
контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, что приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Несовершенство коммуникативных процессов, сниженная речевая активность не обеспечивают процесс свободного общения и не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями. Все это подтверждает актуальность вопроса об изучении и формировании речевых средств и коммуникативных качеств детей с общим недоразвитием речи.
Цель: исследование речевых средств и коммуникативных качеств детей с общим недоразвитием речи и разработка системы игр, направленных на коррекцию данных процессов.
Задачи:
1) изучение данной проблемы в научно-методической литературе;
2) проведение исследования с целью выявления уровня развития коммуникативных качеств и речевых средств у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) определение связи между уровнем сформированности речевых средств и уровнем развития коммуникативных качеств у детей с общим недоразвитием речи;
4) подбор коррекционных игр по развитию коммуникативных качеств детей с общим недоразвитием речи и включение их в экспериментальное обучение;
5) проведение контрольного эксперимента для повторного исследования уровня развития коммуникативных качеств и речевых средств у детей с общим недоразвитием речи с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.
Объектом нашего исследования является коммуникативная и речевая деятельность детей, страдающих общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и речевых средств детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза:
1) речевые средства детей с общим недоразвитием речи зависят от уровня сформированности коммуникативных качеств;
2) специально подобранные игры, направленные на развитие коммуникативной деятельности, будут способствовать формированию речевых средств детей с общим недоразвитием речи.
Методы:
• теоретический анализ научно-методической литературы;
• наблюдение за детьми во время их общения в различных видах деятельности;
• проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
В первой главе данной работы был проведен анализ научно -методической литературы. Многие ученые, такие как, Л.С. Волкова, М.И. Лисина, Е.Н. Винарская, В.Г. Крысько, В.Н. Колюцкий, отмечали, что коммуникативная деятельность занимает очень важное место в жизни ребенка. Она не только способствует активному развитию речи ребенка и способности общаться с окружающими людьми, но и влияет на формирование всех психических функций, на развитие личности ребенка в целом и готовности к дальнейшей жизни в обществе. Исследования Г.А. Урунтаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.Г. Соловьевой показали, что у детей с общим недоразвитием речи коммуникативная деятельность резко ограничена. Снижение коммуникативной активности нарушает развитие речемыслительной и познавательной деятельности, ограничивает социальные контакты, искажает межличностные отношения.
Во второй главе описаны методика и результаты констатирующего исследования у детей с общим недоразвитием речи уровней развития коммуникативных качеств и речевых средств и определение связи между ними по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что чем выше уровень развития коммуникативных качеств ребенка, тем выше степень сформированности его речевых средств. Это подтвердило первую часть выдвинутой нами гипотезы о том, что речевые средства детей с общим недоразвитием речи зависят от уровня сформированности коммуникативных качеств. Таким образом, с целью повышения степени сформированности речевых средств у детей с общим недоразвитием речи необходимо провести работу по развитию коммуникативных качеств этих детей.
В третьей главе описаны основные направления формирующего эксперимента, по каждому из которых подобраны коррекционные игры:
1. осознание и выражение основных социальных эмоций, снятие состояния эмоционального дискомфорта;
2. развитие адекватной самооценки, обучение адекватным способам взаимодействия;
3. развитие волевых качеств, самостоятельности, решительности;
4. воспитание гуманного отношения к сверстникам;
5. развитие игрового партнерства, сотрудничества.
Также приведены результаты контрольного исследования уровней коммуникативных качеств и речевых средств, проведенного после коррекционной работы с этими детьми.
В ходе контрольного исследования подтвердилась вторая часть выдвинутой нами гипотезы о том, что специально подобранные игры, направленные на развитие коммуникативной деятельности, будут способствовать формированию речевых средств детей с общим недоразвитием речи.
Помощь детям с общим недоразвитием речи очень важна и необходима и следует уделить этому особое внимание. Необходима совместная сплоченная работа логопедов, воспитателей и родителей, которая должна, прежде всего, опираться на учет онтогенетических этапов развития коммуникативной деятельности у детей и формировать не только речевые способности, но и личность ребенка.
Такая работа поможет детям найти контакт с собеседником, поддержать разговор, и, как следствие этого, у ребенка возрастает желание общаться с людьми. Он становится более решительным, смелым, открытым, раскрепощенным, способным высказать, а значит и иметь свое мнение. А это в свою очередь поможет ребенку стать самостоятельнее, увереннее в себе, в своих силах.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 704 с. - http://pedlib.rU/Books/3/0034/3_0034-1.shtml
2. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 154 с.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия.
Учебное пособие для студента пед. вузов. // Сост. и науч. ред. В.С Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. - 624 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие. / Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.У: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
6. Гаранина, Л.А. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. // Дефектология. - 2003. - №6. - С. 70-72.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 105 с.
8. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией. // Дефектология. - 1995. - №6. - С. 7-11.
9. Дефектология: словарь-справочник. // Под ред. Степанова А.С. - М.: Академия, 2000. - 80 с.
10. Жукова, Н.С., Логопедия. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2000. - 608 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 305 с. - http://pedlib.ru/Books/2/0028/2_0028-1.shtml
12. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 160 с.
13. Колюцкий, В.Н. Возрастная психология. / В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера,
2005. - 464 с.
14. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. / И.Ю. Кондратенко. // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 25-29.
15. Крысько, В.Г. Социальная психология. / В.Г. Крысько. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 448 с.
... всего 40 источников