ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Изучение научной литературы по проблеме формирования
количественных представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования количественных представлений у детей 4-5 лет 12
1.3. Педагогические условия формирования количественных представлений у детей средней группы 16
Вывод по первой главе 20
Глава 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 22
2.1. Констатирующий этап эксперимента 22
2.2. Формирующий этап эксперимента 255
2.3. Контрольный этап эксперимента 3 8
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность исследования. В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России на сегодняшнее время происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также активизация их способностей и творческого потенциала.
Специфика дошкольного образования заключается в том, что его содержание должно обеспечить формирование таких значимых психологических свойств и способностей ребёнка, которые во многом определяют весь путь его дальнейшего развития. Поэтому содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве (последнее является наиболее интересным в рамках нашего исследования).
Вхождение дошкольника в изучение данного материала начинается с одного из основных понятий - числа. Если он усвоит это понятие, то ему будет легче ориентироваться в количественных показателях и отношениях окружающего мира. Кроме того, у детей формируется понимание числа как важнейшего компонента их интеллектуальной подготовки к усвоению математики, что является важнейшей частью подготовки детей к школе и своего рода «фундаментом» дальнейшего образования дошкольника.
Проблемой формирования количественных представлений, необходимых как в теоретическом, так и в практическом плане, занимались в своё время многие представители психологии и педагогики (Ж. Пиаже, Т.В. Тарунтаева, П.Я. Гальперин, А.М. Леушина).
Развитие количественных представлений дошкольников возможно при разработке комплексных методов обучения, которые способствуют усвоению математических знаний. Как например, методика ознакомления с числом на основе неоднократного восприятия одного и того же количества предметов и определения их словом-числительным (Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева), или методика, основанная на образовании последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы (Н.Г. Бокст, Ф.А. Михайлова, З.С. Пигулевская, Я.Ф. Чекмарёв).
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики показал, что первичные количественные представления спонтанного характера, возникают у детей в практической деятельности с предметами и составляют основу математической способности, играя при этом первостепенную роль в процессе овладения «числа» дошкольном возрасте (А.В. Белошистая, М.А. Габова, Е.С. Демина, А.М. Леушина, Н.В. Микляева, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева).
В настоящее время математическое образование рассматривается как действенное средство интеллектуального развития ребёнка, расширяющее возможности успешной адаптации детей к современному обществу. Дошкольное математическое образование следует рассматривать в этой связи как начальное звено непрерывного образования. В свете вышесказанного актуальность работы воспитателя ДОУ по развитию количественных представлений детей среднего дошкольного возраста чрезвычайно высока.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью формирования количественных представлений у дошкольников и отсутствием практических рекомендаций по формированию количественных представлений у детей. В педагогической действительности имеется небольшое количество чётких указаний по использованию воспитательных технологий для данного блока занятий.
Проблему исследования мы видим в необходимости формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста, т.к. данный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике и собственно количественных понятий.
Объект исследования: процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность педагогических условий в формировании количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование количественных представлений у дошкольников средней возрастной группы будет более эффективным, если создана математическая предметно-развивающая и игровая среда, которая проявляется в следующем:
- использование сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;
- будет оснащена предметно-развивающая среда, с полноценным и необходимым оборудованием.
В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические теоретические и методологические источники и определить пути формирования количественных представлений у детей средней группы.
2. Выявить педагогические условия формирования количественных представлений у детей 4-5 лет.
3. Разработать рекомендации педагогических условий, с представлением образовательных технологий, которые необходимы для развития данного блока знаний.
4. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий формирования количественных представлений у детей средней группы.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды педагогов,А.В. Белошисыая, М.А. Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Миоляева, Н.В. Миоляева, Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Таруныаева, Р.М. Чумичева, Е.И. Щербакова и др.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования; теоретические - анализ и обобщение содержания психологической, педагогической, научно- методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенная в работе информация является собранной воедино и систематически обработанным теоретическим материалом по данной проблеме, которая в дальнейшем может использоваться педагогами, студентами или родителями.
Практическая значимость состоит в разработке и реализации педагогических условий и методов организации учебной деятельности, т.е. методологического пособия для развития данного блока знаний у детей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в МБДОУ детский сад «Сайзанао» с.О-Шынаа, Тес-Хемского кожууна.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, с выводами, заключения, список литературы и приложения.
Таким образом, анализ основных источников психолого¬педагогической литературы по проблеме формирования у детей количественных представлений, показал, что на данное время существует огромное количество подходов к определению, как самого понятия, так и его формирования. Поэтому выбор одного из направлений и представленной в ней методологии является сугубо личным выбором преподавателя, который сам разрабатывает и формирует план занятий с выбором соответствующих педагогических условий. Но стоит помнить, что при разработке данных занятий следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Главное, по мнению учёных, чтобы вся работа протекала в повседневной жизни и деятельности ребёнка, а задача воспитателя умело использовать все жизненные ситуации, как модели игровых занятий по формированию количественных представлений. Приобретённые таким образом знания могут закрепляться в дальнейшем в индивидуальных играх- занятиях с дидактическим материалом.
В заключении необходимо отметить, что регулярное использование сюжетно-дидактических игр способствует формированию количественных представлений детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
В результате теоретического исследования и опытно¬экспериментальной работы установлено:
1. Анализ методической литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. При этом подчёркивается, что полноценное формирование количественных представлений возможно при использовании сюжетно-дидактических игр и создании предметно-развивающей и игровой среды.
2. Использование сюжетно-дидактических игр во время занятий способствует успешному формированию количественных представлений у детей 4-5 лет.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами система работы по формированию количественных представлений детей средней группы на основе использования сюжетно-дидактических игр способствовала повышению уровня сформированности количественных представлений детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Таким обрезом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р.
2. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155.
3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ [ЭОР]: http: //www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
4. Айсмонтас Б.Б Теория обучения. Схемы и тексты / Б.Б.Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. - 154 с.
5. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду: программа и метод, рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
6. Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования / Л.П. Барылкина, Т. А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
7. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГ11У: СОЮЗ, 2002. - 479 с.
8. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
9. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкол. учреждений: в 2 кн. / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1: Конспекты занятий. Программа. - 144 с.
10. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: метод. пособие / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
11. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студентов вузов / А.В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ. М.: Айрис- пресс, 2005. - 320 с.
12. Большая советская энциклопедия. / Под редакцией А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 623 с.
13. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 165 с.
14. Гебове М.А. Метеметическое развитие детей дошкольного
возраста: теория и технологии: учебное пособие [ЭОР] / М.А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
http://biblioclub.ruindex.php?page=book&id=239494
15. Грин Р. Введение в мир числе: Пер. с енгл. / Р. Грин, В. Лексон. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
16. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1987 - 234 с.
17. Детство: Примернея обрезоветельнея программе дошкольного обрезования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
18. Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Проф. обрезование, 1994. - 96 с.
19. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. седа / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
20. Ерофееве Т.И. Метеметике до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 1. - 64 с.
21. Ерофееве Т.И. Метеметике до школы: пособие для воспитателей дет. сада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 2. - 64 с.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного обрезования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
23. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод.
рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. - 96 с.
24. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
25. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие /
С.А. Козлова, Г.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
26. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с.
27. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.
28. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
29. Леушина А. М. Обучение счёту в детском саду / А. М. Леушина. — М.: Учпедгиз, 1961 — 148 с.
30. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / P.JI. Березина [и др.]; сост. В.В. Данилова. — М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
31. Математическое развитие дошкольников: учеб. - метод. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; сост. 3.A. Михайлова [и. др.]. СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 94 с.
32. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / JI. С. Метлина. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
33. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
34. Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей [Текст]: учеб, для студ. учреждений высш:.
образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: изд.центр «Академия», 2014. - 352 с. - (Сер. Бакалавриат).
35. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. — 96 с.
36. Михайлова 3.A. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. - СПб.: Детство-Пресс, 2008, - 392 с.
37. Михайлова З.А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А.Михайлова, И.Н. Чеплашкина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. — 112 с.
38. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб-метод, пособие / P.JI. Непомнящая. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 64 с.
39. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 104 с.
40. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / Е.А. Носова. - Л.: 1990, - С. 21 37.
41. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст]: Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Васильева, М.А.; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
42. Петерсон Л. Г. Игралочка. Математика для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 2012. - 176 с.
43. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966, №4 - С. 17
44. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошоольного образования / Т.М. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризио и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
45. Родина Е.В. Психолого-дидаотичесоие основы формирования понятия числа у дошоольниоов: автореф. дис. ... оанд. пед. науо: 13.00.08 / Е.В. Родина; Мосо. гос. оторытый ун-т. - М., 1996. - 23 с.
46. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидаотичесоие игры с математичесоим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1993. - 95 с.
47. Тарунтаева Т.В. Развитие тлементарных математичесоих представлений у дошоольниоов / Т.В. Тарунтаева. — М.: Просвещение, 1980,
- 64 с.
48. Теория и методиоа развития математичесоих представлений у дошоольниоов: хрестоматия: в 6 ч. / сост. 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.
- СПб.: Иоар, 1996. - 278 с.
49. Урунтаева Г.А. Дошоольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогичесоих учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательсоий центр «Аоадемия», 1996. - 336 с.
50. Фидлер М. Математиоа уже в детсоом саду: Пособие для воспитателя дет.сада / Пер. с польсо. О. А. Павлович / М. Фидлер. - М..: Просвещение, 1981. - 159 с.
51. Формирование тлементарных математичесоих представлений у дошоольниоов: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1998. - 303 с.
52. Хамидулина Р.М. Математиоа. Подготовоа о шооле [Теост]: Сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. -М.: Эозамен, 2009. - 302 с.
53. Щербаоова Е.И. Методиоа обучения в детсоом саду: учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Е.И. Щербаоова. М.: Аоадемия, 2000. - 272 с.