Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования краеведческого материала на уроках английского языка в общеобразовательной школе
1.1. Социокультурная компетенция как одна из составляющих содержания
обучения иностранному языку
1.2. Сущность понятия «краеведение» и его роль в образовательном
процессе
1.3. Возможности использования краеведческого материала на уроке
иностранного языка
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическое использование краеведческого материала на уроках английского языка в 5-6 классах
27
2.1. Особенности содержания обучения иностранному языку в 5-6 классах 27
2.2. Анализ УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»), «Звездный
английский» (Starlight») для 5-6 классов, существующих учебных пособий и Интернет-ресурсов на наличие заданий, предполагающих использование краеведческого материала
2.3. Разработка серии уроков по теме «Выдающиеся личности Пензы и
Пензенской области и их вклад в культуру»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Согласно ФГОС ООО, иностранные языки являются не только средством общения и профессионального развития, социальной адаптации и развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, но и одним из средств воспитания гражданина и патриота и развития национального самосознания [50]. Из этого следует, что одним из приоритетных направлений в обучении английского языку в общеобразовательной школе на сегодняшний день становится обучение как культуре изучаемого языка, так и культуре своей собственной страны, с целью формирования готовности у обучающихся представлять свою страну на иностранном языке.
Не стоит забывать, что главной целью обучения английскому языку является умение использовать его на практике, следовательно обучающиеся должны получить возможность представлять не только свою страну на английском языке, но и свою малую родину, место, где они живут, учатся и которым они гордятся, а именно Пензу и Пензенскую область [48]. Нельзя не согласиться с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в том, что «... Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень...».
Следовательно, одной из задачей учителя является уделить большое внимание воспитательному потенциалу - уметь представить свою родину на иностранном языке, рассказать о своем окружении, которым ученики гордятся и готовы поделиться с другими. Изучение краеведения воспитывает уважение к выдающимся личностям с их ценным вкладом, повышает интерес к изучению истории, различных традиций, достопримечательностей, культуре края в целом, учит обучающихся понимать менталитет своего народа, осознавать его ценность и тем самым «взращивает патриотизм» [42]. Использование заданий с наличием в них краеведческого материала на уроках английского языка может быть очень полезным и интересным для учеников, что несомненно будет способствовать повышению мотивации изучать английский язык. Из вышесказанного становится очевидным, что данная тема актуальна.
В соответствии с ФГОС ООО, как было сказано ранее, программа по обучению иностранным языкам (английскому языку) предусматривает изучение тем краеведческой направленности [49], [50]. Современные реалии также диктуют необходимость изучения краеведческого материала с целью получения возможности предоставлять свою страну (свою малую родину) на иностранном языке. Однако существующие УМК, одобренные Министерством образования РФ и допущенные к использованию в образовательных учреждениях, которые существуют на сегодняшний день, не предоставляют данный материал для изучения или не имеют его в достаточном количестве. Более того, существует ряд вопросов, связанных с тем, как наилучшим образом организовать процесс обучения английскому языку с использованием краеведческого материала. Существующие вопросы также подтверждают актуальность данной дипломной работы.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в
5-6 классах.
Предмет исследования: возможности и способы использования краеведческого материала на уроках английского языка в 5-6 классах
Целью исследования является изучение возможностей и способов использования заданий с использованием в них краеведческого материала на уроках английского языка в 5-6 классах общеобразовательной школы...
Использование краеведческого материала на уроке английского языка делает урок интересным и значимым для обучающихся, следовательно, формируется положительная мотивация на обучение английскому языку, расширяется кругозор, складывается уважительное отношение к своей малой родине, как результат, обучающиеся способны представить свой край на иностранном языке, т.е. происходит формирование коммуникативной компетенции обучающихся, а точнее социокультурной компетенции (приобщение к культуре, традициям родной страны в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся 5-6 классов, формирование умения представлять свою малую родину, страну, её культуру в условиях межкультурного общения).
Одним из приоритетных направлений в обучении английского языку в общеобразовательной школе становится обучение не только культуре изучаемого языка, но и культуре своей собственной страны на иностранном языке, с целью формирования готовности у обучающихся представлять свой собственный край на иностранном языке. Ведь не стоит забывать, что целью обучения английскому языку становится функциональное владение изучаемым языком.
В соответствии с ФГОС ООО программа по обучению иностранным языкам предусматривает изучение различных тем краеведческой направленности. Поэтому так важно обращать внимание на внедрение уроков в учебный процесс, которые непосредственно отражают региональный компонент.
Итак, в ходе нашего исследования мы рассмотрели теоретические основы использования краеведческого материала на уроках английского языка и выяснили, что:
1. В.В. Сафонова считает, что человек с социокультурной компетенцией, обладает знаниями о социальной и культурной жизни и языке, способен распознавать ситуацию и находить способы решения поставленных задач, знает культурные особенности носителей языка и их традиции, обычаи, нормы поведения и этикета, может правильно их понимать и использовать в процессе общения.
2. Краеведение - это средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка. Использование регионального компонента при обучении иностранным языкам расширяет кругозор обучающихся, развивает их интерес к познанию, помогает в выборе будущей профессии и также является одним из средств повышения уровня мотивации учения иностранных языков.
3. Эффективными и действенными на наше уроке является использование таких методов, как метод проектов, ролевая игра и викторина.
Практическое использование краеведческого материала показало следующие результаты:
2. В ходе изучения образовательного стандарта третьего поколения нами было определено тематическое содержание речи 5 и 6 классов, а также выяснено, что одной из целей изучения иностранного языка является формирование умения рассказывать о своей стране и ее культуре в условиях иноязычного межкультурного общения, а также умение выделять сходства и различия в культуре родной страны и страны изучаемого языка, а значительную роль в достижении данной цели играет использование краеведческого материала на уроках иностранного языка.
3. Кроме того, нами были изучены такие УМК 5-6 классов: главный акцент мы сделали на «Spotlight», «Starlight», существующие учебные пособия и электронные ресурсы обучения.
4. Урок на практике показал, что введение краеведческой направленности через тему известных личностей города Пензы и Пензенской область показал хороший результат и повышение мотивации у учеников 5-го класса.
Таким образом, благодаря пройденной работе, намеченные цели и задачи были выполнены в полном объеме, так как ученики теперь готовы рассказать о личностях города Пензы и Пензенской области на английском языке.
Данная тема имеет право на продолжении изучения.
1. Аксенова А. С. Требования к современному уроку иностранного языка с учетом обновленных ФГОС ООО и ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - URL: https://iyazyki.prosv.ru/2023/01/требования-к-современному- уроку-инос/ (дата обращения: 13.04.2024)
2. Алешина О. А. Лингвострановедческий аспект как стимул изучения иностранного языка и его роль в содержании обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://iyazyki.prosv.ru/2016/06/linguistic- cultural-aspect/ (дата обращения: 13.04.2024)
3. Багрова А. Я. Основные компоненты содержания обучения иностранному языку в общеобразовательной школе // Науки об образовании . - 2012. - № 2. - 6 с.
4. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык.
5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012.
5. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык.
6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
6. Барков А. С. О научном краеведении // Вопросы географии. - 1946. - Сб. 1. - С. 179-186.
7. Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет, 1845-1945. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1946 (2015). - 263 с.
8. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н Английский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018.
9. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2014.
10. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам: сборник научных трудов. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 156-163.
11. Ваулина Ю. Е., Дули Дж., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010.
12. Ваулина Ю. Е., Дули Дж., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2008.
13. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. - М.: «Индрик», 2005. - 1040 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1996. - 536 с.
15. Вылегжанина Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 186-188...56