Игры с правилами как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
1.1. Особенности внимания как высшей психической функции 7
1.2. Специфика развития внимания у детей среднего дошкольного
возраста 15
1.3. Характеристика игр с правилами и возможности их использования
как средства развития внимания детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития внимания у детей среднего дошкольного
возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию внимания детей среднего
дошкольного возраста с использованием игр с правилами 33
2.3. Изучение эффективности использования игр с правилами в работе
над развитием внимания детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
1.1. Особенности внимания как высшей психической функции 7
1.2. Специфика развития внимания у детей среднего дошкольного
возраста 15
1.3. Характеристика игр с правилами и возможности их использования
как средства развития внимания детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика развития внимания у детей среднего дошкольного
возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию внимания детей среднего
дошкольного возраста с использованием игр с правилами 33
2.3. Изучение эффективности использования игр с правилами в работе
над развитием внимания детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Одним из важнейших навыков, необходимых для успешного обучения в школе, является способность сосредотачиваться, концентрироваться и управлять своим вниманием, не отвлекаясь на происходящее вокруг. Тренировать этот навык дети начинают практически с рождения. Однако к истинной долгосрочной концентрации внимания способен далеко не каждый взрослый.
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение [2].
Особенно важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению. В настоящее время, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости детей в школе, тем более в начальных классах, становится актуальным развитие внимания с раннего детства.
В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, а произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст - 4-5 лет, характеризуется как сензитивный для
развития таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем. Для развития внимания можно использовать специальные игры и упражнения, тренирующие основные его свойства.
Наукой доказано, что ведущей деятельностью в период дошкольного возраста является игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития внимания детей дошкольного возраста, в том числе дошкольников 4-5 лет. В своем исследовании мы остановились на играх с правилами, которые можно использовать в качестве средства воздействия на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста...
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Основными свойствами внимания являются объем, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация, распределение [2].
Особенно важно сформировать внимание ребенка до поступления в школу, так как результатом развития в дошкольном детстве становится готовность малыша к школьному обучению. В настоящее время, когда именно невнимательность, основанная на недостаточном уровне развития произвольного внимания, является ключевой причиной плохой успеваемости детей в школе, тем более в начальных классах, становится актуальным развитие внимания с раннего детства.
В дошкольном возрасте доминирующим остается непроизвольное внимание, а произвольное только начинает свое становление. Средний дошкольный возраст - 4-5 лет, характеризуется как сензитивный для
развития таких свойств внимания, как устойчивость, концентрация, распределение, переключение, произвольность, объем, так как в данный возрастной период у детей появляется способность направлять свое внимание на нужный объект или явления, опираясь на инструкцию взрослого и под его контролем. Для развития внимания можно использовать специальные игры и упражнения, тренирующие основные его свойства.
Наукой доказано, что ведущей деятельностью в период дошкольного возраста является игра. Неоценимо ее значение и для процесса развития внимания детей дошкольного возраста, в том числе дошкольников 4-5 лет. В своем исследовании мы остановились на играх с правилами, которые можно использовать в качестве средства воздействия на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста...
Внимание - это психический процесс, направленный на восприятие первостепенной информации для человека. Внимание совершенствует другие психические процессы (мышление, воображение, запоминание), однако оно не существует отдельно от них. Внимание обладает определенными свойствами - объемом, устойчивостью, распределением и т. д. Нарушения каждого из этих свойств вызывают отклонения в поведении и деятельности детей.
В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и написания первой главы исследования мы уточнили сущность понятия «внимание», охарактеризовали его свойства, особенности развития у детей среднего дошкольного возраста.
В практической части данного исследования нами был проведен педагогический эксперимент, который осуществлялся на базе МБДОУ д/с №57 «Матрешка» г. Пензы. В исследовании принимали участие 24 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Дети были поделены нами на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 14 человек в каждой.
Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии: устойчивость, объем, распределение, целенаправленность.
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, позволил сделать вывод о том, что большинство детей ЭГ и КГ на момент начала эксперимента имели низкий или средний уровень развития внимания.
Для решения проблем, выявленных в процессе изучения индивидуальных особенностей внимания, нами была подобрана и специально разработана серия игр с правилами, которые мы включили в образовательную деятельность с детьми ЭГ...
В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и написания первой главы исследования мы уточнили сущность понятия «внимание», охарактеризовали его свойства, особенности развития у детей среднего дошкольного возраста.
В практической части данного исследования нами был проведен педагогический эксперимент, который осуществлялся на базе МБДОУ д/с №57 «Матрешка» г. Пензы. В исследовании принимали участие 24 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Дети были поделены нами на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 14 человек в каждой.
Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии: устойчивость, объем, распределение, целенаправленность.
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, позволил сделать вывод о том, что большинство детей ЭГ и КГ на момент начала эксперимента имели низкий или средний уровень развития внимания.
Для решения проблем, выявленных в процессе изучения индивидуальных особенностей внимания, нами была подобрана и специально разработана серия игр с правилами, которые мы включили в образовательную деятельность с детьми ЭГ...
Подобные работы
- КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018



