Использование техники квиллинга в работе но развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Значение и возможности техники квиллинг для развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по использованию техники квиллинга в
процессе развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Анализ эффективности использования техники квиллинг в процессе развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного
возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Значение и возможности техники квиллинг для развития мелкой
моторики у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2. Содержание работы по использованию техники квиллинга в
процессе развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста 32
2.3. Анализ эффективности использования техники квиллинг в процессе развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного
возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста - это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.
Под термином «мелкая моторика» мы понимаем
высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы [16].
Согласно педагогическим исследованиям, в старших группах дошкольных образовательных организаций у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.
У педагогов дошкольного образования возникает острая проблема в развитии мелкой моторики детей, так как мышцы пальцев не подготовлены к школе и, следовательно, у ребенка будут трудности при формировании правильного каллиграфического письма. Обучение письму является трудной ступенькой на школьной лестнице, поэтому нужно тщательно развивать мелкую моторику и координацию движений руки ребенка, еще с раннего дошкольного возраста. Исследования показали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Следовательно, все это необходимо для достижения не только красивого каллиграфического письма, но и развития творческих способностей у детей.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [19]. По данным М. М. Кольцовой существует тесная связь функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук [19].
Проблема развития мелкой моторики в структуре психомоторного развития дошкольников изучалась такими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, С.С. Прищепа, С.П. Соснина; педагогами М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко и др. М.М. Кольцова. М.С. Рузина, М.В. Яковлева занимались изучением проблемы развития мелкой моторики старших дошкольников [16].
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, наблюдательности; концентрации и устойчивости произвольного внимания, совершенствованию пространственного мышления, развитию творческого потенциала, фантазии, воображения...
Под термином «мелкая моторика» мы понимаем
высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы [16].
Согласно педагогическим исследованиям, в старших группах дошкольных образовательных организаций у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.
У педагогов дошкольного образования возникает острая проблема в развитии мелкой моторики детей, так как мышцы пальцев не подготовлены к школе и, следовательно, у ребенка будут трудности при формировании правильного каллиграфического письма. Обучение письму является трудной ступенькой на школьной лестнице, поэтому нужно тщательно развивать мелкую моторику и координацию движений руки ребенка, еще с раннего дошкольного возраста. Исследования показали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Следовательно, все это необходимо для достижения не только красивого каллиграфического письма, но и развития творческих способностей у детей.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [19]. По данным М. М. Кольцовой существует тесная связь функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук [19].
Проблема развития мелкой моторики в структуре психомоторного развития дошкольников изучалась такими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, С.С. Прищепа, С.П. Соснина; педагогами М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко и др. М.М. Кольцова. М.С. Рузина, М.В. Яковлева занимались изучением проблемы развития мелкой моторики старших дошкольников [16].
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) - это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Квиллинг способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, наблюдательности; концентрации и устойчивости произвольного внимания, совершенствованию пространственного мышления, развитию творческого потенциала, фантазии, воображения...
Целью данного исследования было изучение влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
В качестве объекта мы избрали мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста, в качестве предмета - технику квиллинг как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы мы изучили теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством квиллинга.
Развитие мелкой моторики - это целенаправленный и организованный процесс, определяющий успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и готовность к школьному обучению.
Под термином «мелкая моторика» мы рассматриваем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности; во-первых, ребенок впервые может использовать обе руки; во-вторых, он учится владеть руками, когда рисует, пишет и держит ложку; в-третьих, ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв «S», «Z» и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме; в-четвертых, он с удовольствием работает с тканью и бумагой и уже имеет практические навыки и владеет основными техническими приёмами.
В педагогической науке существует понятие «тонкая моторика», под этим понятием педагоги-исследователи Н.С. Жукова, М.М. Кольцова понимают разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы.
Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Педагоги О.С. Бот, В.П. Дудьев в своих исследованиях применяют понятие «тонкая моторика» в исследованиях, посвященных коррекционной педагогике (дети с общим недоразвитием речи). Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей было охарактеризовано Р.С. Прищепой [9].
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста играет важную роль, так как является одним из показателей готовности к школьному обучению, в результате анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что навыки мелкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество.
В работе квиллинг рассмотрен как вид декоративно-прикладного искусства. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Развитие мелкой моторики, самостоятельности детей старшего возраста является в настоящее время одной из основных задач.
Возможности квилинга в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста достаточно велики. На занятиях при освоении основных техник накручивания, моделирования бумажных полосок у детей старшего дошкольного возраста задействованы пальцы обеих рук, и действия правой и левой руки распределены равномерно; при изготовлении основных элементов «капля», «завиток», «стрелка» и «спираль» развивается сила пальцев рук, обеспечивается хорошая подвижность и гибкость, снимается скованность движений и совершенствуется работа мелких мышц рук, а также развивается глазомер.
При проведении занятий по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством квиллинга педагог включает пальчиковые игры, и пальчиковые упражнения, так как при освоении основных техник (накручивания и моделирования бумажных полосок) требуется использовать все пальцы рук, включая безымянный и мизинец, которые в повседневной жизни обычно пассивны. Поэтому особое внимание необходимо уделять пальчиковым играм и упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца, которые проводятся в процессе изготовления элементов.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по планированию и проведению различных форм работы на развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием техники квиллинг. Изучение уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста проходило на базе МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка Пензенской области. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста: 8 мальчиков и 8 девочек.
Для достижения поставленной цели были определены следующие диагностические методики: упражнения на координацию движений
(«Ладонь, кулак, ребро», «Посолим капусту», «Катание шарика»), повторение фигур из пальцев («Коза», «Заяц», «Вилка», «Игра на рояле»), работа с бумагой («Вырезание ножницами», «Сгибание листа пополам»), графические действия (методика «Дорожки» методика «Мячик», методика «Лес»).
Формирующий этап эксперимента проводился в течение трёх месяцев (октябрь 2021 - ноябрь 2021 гг.) и предполагал планирование и проведение различных форм работы с использованием техники квиллинг с целью развития мелкой моторики рук. Вся работа второго этапа строилась по намеченному плану. Каждое проведенное мероприятие анализировалось.
Для того, чтобы познакомить детей с техникой квиллинг и ее разновидностями, была проведена серия бесед.
На организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дети знакомились с технологией изготовления элементов квиллинга. Работа была спланирована по принципу «от простого к сложному» (начиная от обучения самому простому элементу и заканчивая наиболее сложными). При проведении занятий по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством квиллинга включались пальчиковые игры и пальчиковые упражнения, так как при освоении основных техник (накручивания и моделирования бумажных полосок) требуется использовать все пальцы рук, включая безымянный и мизинец, которые в повседневной жизни обычно пассивны. Особое внимание уделялось пальчиковым играм и упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца.
В течение всего эксперимента проводилась индивидуальная работа. Эта форма предполагает работу с детьми, имеющим трудности в обучении. Здесь дети упражнялись в изготовлении различных элементов техники квиллинг. Для детей была создана благоприятная атмосфера, чтобы в спокойной обстановке они могли потренироваться скручивать роллы. В ходе такой работы педагог учила детей правильно держать инструмент, используя приём «рука в руке», отрабатывала с ними различные приёмы (вдавливание, сжатие). С помощью педагога дети смогли улучшить результат своей работы, процесс скручивания стал более уверенным...
В качестве объекта мы избрали мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста, в качестве предмета - технику квиллинг как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы мы изучили теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством квиллинга.
Развитие мелкой моторики - это целенаправленный и организованный процесс, определяющий успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и готовность к школьному обучению.
Под термином «мелкая моторика» мы рассматриваем совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности; во-первых, ребенок впервые может использовать обе руки; во-вторых, он учится владеть руками, когда рисует, пишет и держит ложку; в-третьих, ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв «S», «Z» и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме; в-четвертых, он с удовольствием работает с тканью и бумагой и уже имеет практические навыки и владеет основными техническими приёмами.
В педагогической науке существует понятие «тонкая моторика», под этим понятием педагоги-исследователи Н.С. Жукова, М.М. Кольцова понимают разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы.
Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Педагоги О.С. Бот, В.П. Дудьев в своих исследованиях применяют понятие «тонкая моторика» в исследованиях, посвященных коррекционной педагогике (дети с общим недоразвитием речи). Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей было охарактеризовано Р.С. Прищепой [9].
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста играет важную роль, так как является одним из показателей готовности к школьному обучению, в результате анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что навыки мелкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество.
В работе квиллинг рассмотрен как вид декоративно-прикладного искусства. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Развитие мелкой моторики, самостоятельности детей старшего возраста является в настоящее время одной из основных задач.
Возможности квилинга в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста достаточно велики. На занятиях при освоении основных техник накручивания, моделирования бумажных полосок у детей старшего дошкольного возраста задействованы пальцы обеих рук, и действия правой и левой руки распределены равномерно; при изготовлении основных элементов «капля», «завиток», «стрелка» и «спираль» развивается сила пальцев рук, обеспечивается хорошая подвижность и гибкость, снимается скованность движений и совершенствуется работа мелких мышц рук, а также развивается глазомер.
При проведении занятий по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством квиллинга педагог включает пальчиковые игры, и пальчиковые упражнения, так как при освоении основных техник (накручивания и моделирования бумажных полосок) требуется использовать все пальцы рук, включая безымянный и мизинец, которые в повседневной жизни обычно пассивны. Поэтому особое внимание необходимо уделять пальчиковым играм и упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца, которые проводятся в процессе изготовления элементов.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по планированию и проведению различных форм работы на развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием техники квиллинг. Изучение уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста проходило на базе МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка Пензенской области. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста: 8 мальчиков и 8 девочек.
Для достижения поставленной цели были определены следующие диагностические методики: упражнения на координацию движений
(«Ладонь, кулак, ребро», «Посолим капусту», «Катание шарика»), повторение фигур из пальцев («Коза», «Заяц», «Вилка», «Игра на рояле»), работа с бумагой («Вырезание ножницами», «Сгибание листа пополам»), графические действия (методика «Дорожки» методика «Мячик», методика «Лес»).
Формирующий этап эксперимента проводился в течение трёх месяцев (октябрь 2021 - ноябрь 2021 гг.) и предполагал планирование и проведение различных форм работы с использованием техники квиллинг с целью развития мелкой моторики рук. Вся работа второго этапа строилась по намеченному плану. Каждое проведенное мероприятие анализировалось.
Для того, чтобы познакомить детей с техникой квиллинг и ее разновидностями, была проведена серия бесед.
На организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дети знакомились с технологией изготовления элементов квиллинга. Работа была спланирована по принципу «от простого к сложному» (начиная от обучения самому простому элементу и заканчивая наиболее сложными). При проведении занятий по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством квиллинга включались пальчиковые игры и пальчиковые упражнения, так как при освоении основных техник (накручивания и моделирования бумажных полосок) требуется использовать все пальцы рук, включая безымянный и мизинец, которые в повседневной жизни обычно пассивны. Особое внимание уделялось пальчиковым играм и упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца.
В течение всего эксперимента проводилась индивидуальная работа. Эта форма предполагает работу с детьми, имеющим трудности в обучении. Здесь дети упражнялись в изготовлении различных элементов техники квиллинг. Для детей была создана благоприятная атмосфера, чтобы в спокойной обстановке они могли потренироваться скручивать роллы. В ходе такой работы педагог учила детей правильно держать инструмент, используя приём «рука в руке», отрабатывала с ними различные приёмы (вдавливание, сжатие). С помощью педагога дети смогли улучшить результат своей работы, процесс скручивания стал более уверенным...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАЛОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ БУМАГОКРУЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии квиллинг
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе создания художественных аппликаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



