Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №159921

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики у детей 6
1.2. Особенности развития артикуляционной и мелкой моторики у
детей со стертой дизартрией 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Содержание и структура обследования артикуляционной и мелкой
моторики у детей со стертой дизартрией 18
2.2. Анализ результатов исследования 24
ГЛАВА III. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Организация и содержание работы по формированию
артикуляционной и мелкой моторики у детей со стертой дизартрией 38
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Опираясь на статистические данные научных исследований, ученые установили, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент тех, кто имеет стертую дизартрию.
Одним из самых частых расстройств речи у детей является дизартрия. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. У детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов. Ведущим дефектом являются моторные расстройства.
По мнению Л.В. Лопатиной, стертая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Поэтому дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Очень часто дети, имеющие отклонения в речевом развитии, обращаются к логопеду преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5 лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст, который длится до 5 лет.
В исследованиях Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Архиповой и других авторов всегда учитывается тот факт, что у детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате, которые необходимо устранять как можно раньше. Эти факты подтверждают актуальность выбранной темы. Если своевременно не
скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем только нарастает.
Объектом исследования является моторная сфера у детей со стертой дизартрией.
Предметом исследования данной работы являются логопедические технологии по формированию артикуляционной и мелкой моторики у детей со стертой дизартрией.
Цель работы: изучить уровень сформированности артикуляционной и мелкой моторики у детей со стертой дизартрией и средствами логопедических технологий сформировать данные процессы у детей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У ребенка в онтогенезе артикуляционная и мелкая моторика развивается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.
У детей со стертой дизартрией страдает качество движений: смазанность, нечеткость движений, они неловки, замедленны или наоборот импульсивны, быстро утомляются. У таких детей наблюдаются нарушения тонуса, гиперкинезы, апраксии, девиация, гиперсаливация. Слабое развитие моторики сказывается на различных видах деятельности. Все это приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Начинать работу по развитию мелкой и артикуляционной моторики нужно с самого раннего возраста. Введение в практику специальных логопедических технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при расстройствах речи), что способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
Мы выбрали для обследования детей со стертой дизартрией методику Г.А. Волковой, т.к. она проста в применении, отвечает всем требованиям в развитии психомоторных функций, в ней собран материал, позволяющий проводить коррекционные мероприятия по всем направлениям речевого развития и это пособие Г.А. Волковой может быть использовано для обследования детей всех возрастов и является достоверным в получении результатов.
Для обследования артикуляционной и мелкой моторики участвовали дети логопедической группы МБДОУ Николаевский детский сад «Солнышко», р.п. Николаевка, Николаевского района, Ульяновской области. Экспериментальную группу 20 человек составили дети 5 лет со стертой дизартрией.
У детей со стертой дизартрией мы выявили следующие особенности формирования моторных функций: замедленность движений при
формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической и динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук...


1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского языка /
Р.И. Аванесов. [Электронный ресурс]: - М., 1956. - Режим доступа:
http://dazor.narod.ru/books/avanesov-fonetika/avanesov-fonetika.htm
2. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 127 с.
3. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.
4. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников / В.М. Акименко. // Логопед. - 2005. - №1. - С. 4-9.
5. Алябьева, О.В. Логопсихология / О.В. Алябьева. - Мн.: Книжный дом, 2010. - 216 с.
6. Аленькина, Т.Н. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики / Т.Н. Аленькина, О.В. Никитина. // Логопед - №5 - 2006. - С.24-33.
7. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы [Электронный ресурс]: / П.К. Анохин. - М., 1983. - Режим доступа: https://djvu.online/file/OhEniGcitLY7b
8. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
9. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 238 с.
10. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М., 1990. - 182 с.
11. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования / А.П. Бизюк. - СПб., 2005. - 456 с.
12. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 476 с.
13. Беккер, К.-П. Логопедия: Пер. с нем. / К.-П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1981. - 164 с.
14. Билец, К.Д. Сборник логопедических занятий для дошкольников / К.Д. Билец. - Спб.: Питер, 2009. - 326с.
15. Буслаева, Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов / Е.Н. Буслаева. // Дефектология, 2002. - №2. - С. 17-21...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ