ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СРАВНЕНИЯ 6
1.1. Сравнение и аспекты его изучения 6
1.2. Сравнение как изобразительно-выразительное средство. Структура
сравнительных конструкций 14
1.2.1. Прямые сравнения и способы их выражения 20
1.2.2. Отрицательные и развёрнутые (гомеровские) сравнения 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРАВНЕНИЙ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» И ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»
Н. В. ГОГОЛЯ 28
2.1. Понятие идиостиля 28
2.2. Особенности использования сравнений в произведениях Н. В. Гоголя 29
2.3. Предмет сравнения в поэме «Мертвые души» и повести «Тарас Бульба»...33
2.3.1. Предмет сравнения - натурфакт 33
2.3.2. Предмет сравнения - человек 43
2.3.3. Предмет сравнения - артефакт 47
2.3.4. Предмет сравнения - абстрактное понятие 52
2.4. Виды сравнений и способы их выражения в поэме «Мёртвые души» и
повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя 55
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНТЕКСТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
КОНСТРУКЦИИ 77
Сравнение является объектом исследования многих наук: логики, философии, психологии, литературоведения, лингвистики. Это
обусловливается многоплановой природой данного феномена и его ролью в психической деятельности человека. В философии, психологии и логике сравнение трактуется как форма познания действительности, которая фиксируется в языке. В то же время сравнение может выступать как форма образного мышления, речевая реализация которой в разных видах дискурса (и прежде всего художественного) является средством создания выразительности. Лингвистика изучает структуру, семантику и функции сравнения в художественном тексте. Необходимость изучения языковых приёмов художественного текста подчёркивалась многими выдающимися учёными (В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский и др.).
Изучение сравнений как важного элемента художественного стиля вообще и идиостиля в частности широко представлено в современной русистике (см. работы: Д. И. Александрова 2005, Д. У. Ашурова 1970, М. А. Бакина 1986, Т. Е. Воронина 1988, М. Л. Гаспаров 1995, С. И. Гужанов 1984, Е. А. Желунович 1992, Е. А. Камышова 2006 и др.).
Интересным в плане исследования идиостиля и сравнений в частности является творчество великого писателя Н. В. Гоголя. Изучение языковых средств, используемых писателем, имеет большое значение для раскрытия многих сторон национального литературного языка в целом: его истории, выразительных возможностей, закономерностей и тенденций развития языка в определенную эпоху. Всё это возможно только благодаря глубокому проникновению в творческую лабораторию писателя Н. В. Гоголя. Поэтике Гоголя свои труды посвятили В. В. Виноградов, Ю. В. Манн, Л. М. Ерёмина и другие.
Целостного и последовательного лингвистического анализа использования Н. В. Гоголем художественного приёма «сравнение» как элемента идиостиля Н. В. Гоголя до настоящего времени не проводилось, в то время как сравнения широко используются в таких произведениях, как «Мёртвые души» и «Тарас Бульба», и в значительной мере определяют идиостиль Н. В. Гоголя - это обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является сравнение как компонент идиостиля Н. В. Гоголя.
Предмет исследования - функционирование сравнений в поэме «Мёртвые души» и повести «Тарас Бульба» как компонентов идиостиля Н. В. Гоголя.
Цель - выявить особенности функционирования сравнений в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и повести «Тарас Бульба» в аспекте формирования идиостиля писателя...
Стиль писателя создаёт и воспроизводит индивидуально- выразительные качества и соотношения вещей-образов, которые являются типичными для творческой системы определённого художника.
Понятие «идиостиль» - это совокупность рече-текстовых характеристик отдельной языковой личности, тем не менее формирующихся под воздействием всей экстралингвистической основы - как функционально¬стилевой, жанрово-стилевой, так и индивидуально-стилевой.
Изучение идиостиля помогает выявить особенности того или иного автора, его стиля и раскрыть возможности языка в целом, проследить изменения литературной нормы. Направления в изучении данного вопроса многогранны. В данной работе мы не разделяем понятия идиостиля и идиолекта. Под идиостилем мы будем подразумевать совокупность индивидуальных особенностей на разных уровнях языка, включающих лексику и стилистические особенности речи писателя.
Тексты Н. В. Гоголя богаты изобразительно-выразительными средствами, особое место среди которых занимает сравнение. Благодаря сравнению характер предмета воспринимается наглядно и непосредственно. Сравнение не только является языковым средством в тексте, но и способствует реалистическому изображению сравниваемых предметов, окрашивая их в тон мягкого юмора или в тон резкой сатиры, и отражает специфику мировидения русского человека, его языковую картину мира.
Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. В структуре выделяется объект, эталон и основание сравнения.
Сравнительная конструкция может употребляться в стандартном, усечённом и одноэлементном виде. В сравнительную конструкцию может входить вспомогательный элемент - модуль сравнения, отмечая сам факт сравнения предметов, внося в конструкцию дополнительные оттенки значения (уверенности, неуверенности, сомнения, предположения).
Различают прямые, отрицательные и гомеровские сравнения, функционирующие в художественном тексте.
Прямые сравнения являются более распространёнными и имеют следующие способы выражения:
1. Сравнительные обороты с союзами как, как будто, точно, словно, всё равно что.
2. Существительные в творительном падеже.
3. Фразеологические обороты.
4. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения.
5. Сложноподчинённые предложения с придаточным меры и степени, носящим оттенок сравнения.
6. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным со значением ирреальной модальности.
7. Существительные в дательном падеже с предлогом подобно.
8. Наречия, соответствующие моделям: по-.ому, по-...ему, по-.и.
9. Существительные в именительном падеже в роли сказуемого или приложения.
10. Существительные со словом похожий.
Отрицательные сравнения построены на противопоставлении сравниваемых предметов. Главным компонентом является частица не, которая придаёт экспрессию сравнению.
Гомеровские сравнения имеют основной компонент и дополнительный, расширяющий, благодаря которому возникает несколько параллельных ассоциаций.
Сравнения, служа важным стилистическим средством экспрессивности, выразительности, отражают специфику мировидения русского человека, его языковую картину мира.
Предмет сравнения в художественной компаративной системе Н. В. Гоголя, а именно в поэме «Мёртвые души» и повести «Тарас Бульба», реализуется посредством 302 лексических единиц. Лексико-семантический анализ языковых единиц, репрезентирующих предмет сравнения в компаративных конструкциях художественного идиостиля Н. В. Гоголя, позволяет выявить когнитивные сферы, осмысляемые художественным сознанием поэта...
1. Аристотель. Метеорологика [пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской; под ред. И. Д. Рожанского, А. Х. Хригана; с предисл. А.Х.Хригана]. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1998.
3. Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1969.
4. Берелехис О. А. Некоторые проблемы описания функционально -
семантического поля сравнения // Актуальные проблемы современного языкознания: Материалы научно-практической конференции: Изд-во
Башкирского ун-та. - 1998. - С. 13-16.
5. Будагов Р. А. Человек и его язык. - М., 1976.
6. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка - М., 1959.
7. Ваганов А. В. Сравнения в художественных произведениях М.А.Шолохова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1991.
8. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Собр. соч. - Т. 1. - СПб., 1963.
9. Веселовский А. П. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989.
10. Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М., 1971.
11. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских
писателей. От Карамзина до Гоголя. - М.: Наука, 1990.
12. Виноградов В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских
писателей. От Гоголя до Ахматовой. - М.: Наука, 2003.
13. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.
14. Винокур Г. О. Об изучении языка литературных произведений. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.
15. Гаспарян С. К. Сравнение как «изъяснение» в научной речи и как средство лингвопоэтического творчества в художественной литературе: дисс. д-ра филол. наук. - М.: МГУ, 1994...50