Сравнительный анализ ЕГЭ по биологии за период 2005-2015 гг.
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВАХ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1История ЕГЭ 6
1.2 ЕГЭ. Общие сведения 9
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Материалы исследования 16
2.2 Методы исследования 16
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ 18
3.1 Анализ структуры КИМ и результатов ЕГЭ 2005-2015 гг 18
3.1.1 Единый государственный экзамен по биологии 2005 года 18
3.1.2 Единый государственный экзамен по биологии 2006 года 20
3.1.3 Единый государственный экзамен по биологии 2007 года 22
3.1.4 Единый государственный экзамен по биологии 2008 года 26
3.1.5 Единый государственный экзамен по биологии 2009 года 28
3.1.6 Единый государственный экзамен по биологии 2010 года 31
3.1.7 Единый государственный экзамен по биологии 2011 года 34
3.1.8 Единый государственный экзамен по биологии 2012 года 36
3.1.9 Единый государственный экзамен по биологии 2013 года 39
3.1.10 Единый государственный экзамен по биологии 2014 года 41
3.1.11 Единый государственный экзамен по биологии 2015 года 43
3.2 Изменения ЕГЭ по биологии по годам с 2005 - по 2015гг 44
3.3 Сравнительный анализ ЕГЭ по биологии за 2005-2016 гг 49
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВАХ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1История ЕГЭ 6
1.2 ЕГЭ. Общие сведения 9
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Материалы исследования 16
2.2 Методы исследования 16
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ 18
3.1 Анализ структуры КИМ и результатов ЕГЭ 2005-2015 гг 18
3.1.1 Единый государственный экзамен по биологии 2005 года 18
3.1.2 Единый государственный экзамен по биологии 2006 года 20
3.1.3 Единый государственный экзамен по биологии 2007 года 22
3.1.4 Единый государственный экзамен по биологии 2008 года 26
3.1.5 Единый государственный экзамен по биологии 2009 года 28
3.1.6 Единый государственный экзамен по биологии 2010 года 31
3.1.7 Единый государственный экзамен по биологии 2011 года 34
3.1.8 Единый государственный экзамен по биологии 2012 года 36
3.1.9 Единый государственный экзамен по биологии 2013 года 39
3.1.10 Единый государственный экзамен по биологии 2014 года 41
3.1.11 Единый государственный экзамен по биологии 2015 года 43
3.2 Изменения ЕГЭ по биологии по годам с 2005 - по 2015гг 44
3.3 Сравнительный анализ ЕГЭ по биологии за 2005-2016 гг 49
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Одной из самых главных задач в современном образовательном пространстве можно назвать систему оценивания уровня знаний выпускников средних общеобразовательных учреждений. По каждому из предметов, в том числе и биологии, данная система даёт возможность не только установить уровень владения учебным материалом, но и указывать на все изъяны в знаниях, умениях и навыках выпускников. Эти данные могут помочь урегулировать учебно-материальную базу, внести коррективы в методику работы c учениками. На сегодняшний день единственной формой итоговой аттестации выпускников школ по биологии является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Данное определение мы можем увидеть в пункте 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070).
Существует множество различных мнений об ЕГЭ как специалистов в области образования, так и людей, далеких от него. Споры о
целесообразности введения ЕГЭ как форме итоговой аттестации
выпускников средних общеобразовательных учреждений ведутся, начиная с
2001 года. С тех пор термин «ЕГЭ» стало неотъемлемой частью жизни
4
учащихся школ, их родственников, школьных учителей и преподавателей высших учебных заведений нашей страны.
Актуальность работы: для успешной сдачи ЕГЭ учителям средних общеобразовательных учреждений и школьникам-выпускникам необходимо учитывать, готовясь к экзамену, все изменения, вносимые в структуру КИМ; обращать внимание на уровень сложности заданий и их содержательную характеристику. Выпускникам ВУЗов, специализирующимся по педагогическому профилю, необходимо быть в курсе основных тенденций обучения в общеобразовательной школе.
Цель работы: изучить материалы ЕГЭ по биологии за период 2005-2015 гг. с целью выяснения изменений, касающихся содержания тестов (общее число заданий, соотношение вопросов по разделам биологии, уровень сложности и оценочные средства), качества ежегодных результатов и количества экзаменуемых выпускников, как по Пензенской области, так и по России в целом.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать КИМ за период 2005-2015 гг. с целью выявления изменений в структуре и в содержании ЕГЭ по биологии;
• проанализировать аналитические отчеты ФИПИ и Министерства
образования и науки Пензенской области за период
2005-2015 гг.
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Данное определение мы можем увидеть в пункте 4.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070).
Существует множество различных мнений об ЕГЭ как специалистов в области образования, так и людей, далеких от него. Споры о
целесообразности введения ЕГЭ как форме итоговой аттестации
выпускников средних общеобразовательных учреждений ведутся, начиная с
2001 года. С тех пор термин «ЕГЭ» стало неотъемлемой частью жизни
4
учащихся школ, их родственников, школьных учителей и преподавателей высших учебных заведений нашей страны.
Актуальность работы: для успешной сдачи ЕГЭ учителям средних общеобразовательных учреждений и школьникам-выпускникам необходимо учитывать, готовясь к экзамену, все изменения, вносимые в структуру КИМ; обращать внимание на уровень сложности заданий и их содержательную характеристику. Выпускникам ВУЗов, специализирующимся по педагогическому профилю, необходимо быть в курсе основных тенденций обучения в общеобразовательной школе.
Цель работы: изучить материалы ЕГЭ по биологии за период 2005-2015 гг. с целью выяснения изменений, касающихся содержания тестов (общее число заданий, соотношение вопросов по разделам биологии, уровень сложности и оценочные средства), качества ежегодных результатов и количества экзаменуемых выпускников, как по Пензенской области, так и по России в целом.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
• проанализировать КИМ за период 2005-2015 гг. с целью выявления изменений в структуре и в содержании ЕГЭ по биологии;
• проанализировать аналитические отчеты ФИПИ и Министерства
образования и науки Пензенской области за период
2005-2015 гг.
1. ЕГЭ стал основной формой оценочных средств знаний выпускников по основным предметам в общеобразовательных учреждениях нашей страны.
2. Уровень сложности заданий ЕГЭ по биологии из года в год неуклонно растёт (за счет заданий категорий В и С), несмотря на сокращение их общего количества. А это значит, что в конечном счете успех сдачи экзамена будет зависеть, в основном, от тех заданий, где необходимо не только угадывать правильный ответ (задания категории А), но и думать, рассуждать, анализировать, сравнивать (задания категорий В и С).
3. Организаторы ЕГЭ пытаются повысить уровень объективности оценочных средств знаний (за счет усиления контроля проведения ЕГЭ и проверки его результатов). В связи с этим можно констатировать повышение эффективности данного вида Государственной итоговой аттестации в целом.
4. Количество заданий, соответствующих тому или иному разделу дисциплины, на протяжении исследуемого срока (2005-2015 гг.), существенно не менялось. Максимальное количество заданий (68%) относится к разделу «Общая биология», второе место по данному показателю в КИМ занимает раздел «Человек и его здоровье» (18%), третье - ботанические разделы «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Растения» (8%). Минимальное же число заданий приходится на раздел «Животные» (6%).
5. Количество выпускников, выбравших сдачу ЕГЭ по биологии, имеет тенденцию к снижению (с 2013 г.) как по РФ, так и по Пензенской области. Это, видимо, связано с повышением уровня сложности экзамена по данному предмету в последние годы: происходит вполне понятный «отсев» учащихся, которые выбирают дисциплину по принципу «что полегче», а экзаменуются лишь те, кому результат ЕГЭ по биологии действительно нужен для поступления в конкретный ВУЗ.
6. Результативность ЕГЭ по биологии (средний балл) с 2010 года
демонстрирует явный рост, что, видимо, связано с переводом ЕГЭ по биологии из «эксперимента по введению» в штатный режим и более серьезным отношением по этой причине к его подготовке и сдаче.
2. Уровень сложности заданий ЕГЭ по биологии из года в год неуклонно растёт (за счет заданий категорий В и С), несмотря на сокращение их общего количества. А это значит, что в конечном счете успех сдачи экзамена будет зависеть, в основном, от тех заданий, где необходимо не только угадывать правильный ответ (задания категории А), но и думать, рассуждать, анализировать, сравнивать (задания категорий В и С).
3. Организаторы ЕГЭ пытаются повысить уровень объективности оценочных средств знаний (за счет усиления контроля проведения ЕГЭ и проверки его результатов). В связи с этим можно констатировать повышение эффективности данного вида Государственной итоговой аттестации в целом.
4. Количество заданий, соответствующих тому или иному разделу дисциплины, на протяжении исследуемого срока (2005-2015 гг.), существенно не менялось. Максимальное количество заданий (68%) относится к разделу «Общая биология», второе место по данному показателю в КИМ занимает раздел «Человек и его здоровье» (18%), третье - ботанические разделы «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Растения» (8%). Минимальное же число заданий приходится на раздел «Животные» (6%).
5. Количество выпускников, выбравших сдачу ЕГЭ по биологии, имеет тенденцию к снижению (с 2013 г.) как по РФ, так и по Пензенской области. Это, видимо, связано с повышением уровня сложности экзамена по данному предмету в последние годы: происходит вполне понятный «отсев» учащихся, которые выбирают дисциплину по принципу «что полегче», а экзаменуются лишь те, кому результат ЕГЭ по биологии действительно нужен для поступления в конкретный ВУЗ.
6. Результативность ЕГЭ по биологии (средний балл) с 2010 года
демонстрирует явный рост, что, видимо, связано с переводом ЕГЭ по биологии из «эксперимента по введению» в штатный режим и более серьезным отношением по этой причине к его подготовке и сдаче.
Подобные работы
- АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСОВ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ЗА ПЕРИОД С 2018 ПО 2022 ГГ.) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Реализация ориентаций учащейся молодежи на гуманитарное образование в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019





