Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие личностной зрелости 6
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 15
1.3. Социально-психологический портрет студенчества 26
1.4. Общение, его функции, содержание, цель, средства, виды и
типы 37
1.5. Мотивация самораскрытия и самопредъявления в процессе
общения 42
Глава 2. Изучение мотивационной составляющей общения студентов с разным уровнем личностной зрелости
2.1. Описание процедуры и методов исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 55
Выводы 69
Заключение 72
Список используемых источников 73
Приложение 78
Студенческий возраст представляет особый период в жизни молодого человека. Особенность его заключается в том, что это уже, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. В существующих периодизациях жизни человека этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Отсутствие единого термина уже свидетельствует о сложности, неоднозначности психологических характеристик этого периода жизни.
Исследовательский интерес к студенчеству объясняется также особой позицией этой части молодежи в структуре общества. Эта социальная категория характеризуется профессиональной направленностью и сформированностью отношения к будущей профессии, объединенная институтом высшего образования. Студенчество по сравнению с другими социальными группами отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, высоким уровнем познавательной мотивации, высокой социальной активностью и сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с активным формированием мировоззрения, интенсивного развития не только познавательной сферы, но и личностного созревания.
Отношение к студенту как к социально зрелой личности предполагает учет того, что мировоззрение - система взглядов человека на мир вокруг себя и на себя и свое место в этом мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей.
Большинство исследователей описывают процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, уделяя большее внимание развитию интеллектуальной сферы, развитию способностей и становлению субъекта профессиональной деятельности. Вместе с тем, студенческий возраст является сенситивным не только для развития познавательной сферы, но и для личностного становления. Начало студенчества в большинстве случаев совпадает с кризисом юности, который не преодолевается за один год обучения. Как многие юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами в студенческие годы. Без учета этого обстоятельства нельзя понять студенчества, в частности его психологических особенностей.
Психологической основой кризиса юности является сравнение «Я идеального» с «Я реальным». При этом, «идеальное Я» еще не уточнено и может быть случайным, а «реальное Я» еще не оформилось, еще не оценено полностью самой личностью. Развитие Я-концепции во время обучения в вузе отражается на многих личностных качествах и свойствах студентов, в том числе на показателях личностной зрелости.
В психологических исследованиях обращение к проблемам зрелости сочетается с изучением других психологических феноменов. Имеющиеся в психологии упоминания о связи зрелости и мотивационной сферы и незначительное число исследований, посвященных изучению соотношения этих феноменов, свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
Процесс личностного развития студентов осуществляется в условиях включенности каждого студента в группу, студенческое сообщество факультета и всего учебного заведения. Сами условия развития, а также изменения в характеристиках личности влияют не только на средства и навыки общения, но и на мотивацию общения.
Целью данного исследования является изучение мотивационной составляющей общения студентов с разным уровнем личностной зрелости для использования диагностических данных в учебной и воспитательной работе со студентами на разных этапах обучения, а также при планировании исследований по молодежной проблематике.
Объект исследования - характеристики личности и мотивационная сфера студентов.
...
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Обучение в вузе существенным образом влияет на процесс личностного и социального развития.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение мотивов общения студентов с разным уровнем личностной зрелости. В результате исследования выявлены различия по показателям мотивов самораскрытия и самопредъявления, степени самораскрытия, тем и мотивов самораскрытия, а также случаев искажения информации о себе в процессе самопредъявления.
Данные диагностического исследования, отражающие наличный уровень, уровень развития и степень различий, представленных в нашей работе характеристик у представителей двух исследуемых групп, позволят, на наш взгляд, повысить эффективность деятельности психолога в работе с лицами юношеского возраста.
Использование полученных результатов способно прояснить некоторые социально-психологические факторы развития студентов и повысить, на этой основе, эффективность образовательного процесса в вузе. Результаты исследования могут способствовать оптимизации воспитательной и внеучебной работы с целью развития личности студентов, их активному взаимодействию с социальной средой, усвоению социального опыта, успешному прохождению процесса адаптации студентов к условиям обучения, к среде вуза и взаимодействиям внутри учебных групп.
Материалы исследования могут быть использованы также для разработки программ изучения условий и факторов социализации студенческой молодежи, а также для научно обоснованного прогнозирования и регуляции поведения личности студентов на этапе профессиональной подготовки.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,
1991. - 299 с.
4. Амяга Н.В. Понимание обратной связи в социально
психологических исследованиях межличностного взаимодействия / Н.В. Амяга // GISAP. Psychological sciences. - 2014. - № 2. - С. 3-5.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
7. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной
направленности в развитии человека. / Ю.А. Афонькина. - Мурманск: МГПИ,
2001. - 280 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 280 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
11. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
12. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 96 с.
13. Гильбух Ю.З. Тест-опросник личностной зрелости. - Киев: НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. - 14 с.
14. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд. Московского психолого - социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
... всего 58 источников