КООРДИНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы организации эффективного обучения младших школьников русскому языку и коррекции нарушений письменной речи
1.1. Педагогические условия организации эффективного обучения младших
школьников русскому языку и общие задачи учителя 7
1.2. Понятие о письменной речи и закономерности её формирования у
младших школьников 17
1.3. Нарушение письменной речи у младших школьников 22
Глава II. Изучение нарушения письменной речи у учащихся младших классов
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов эксперимента 32
Глава III. Работа по коррекции нарушений письменной речи учащихся младших классов с учетом преемственности учебных и коррекционных задач
3.1. Цель, задачи и принципы организации работы 35
3.2. Система упражнений, используемых на уроках русского языка и
логопедических занятиях, направленная на коррекцию нарушений письменной речи 37
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Глава I. Теоретические основы проблемы организации эффективного обучения младших школьников русскому языку и коррекции нарушений письменной речи
1.1. Педагогические условия организации эффективного обучения младших
школьников русскому языку и общие задачи учителя 7
1.2. Понятие о письменной речи и закономерности её формирования у
младших школьников 17
1.3. Нарушение письменной речи у младших школьников 22
Глава II. Изучение нарушения письменной речи у учащихся младших классов
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов эксперимента 32
Глава III. Работа по коррекции нарушений письменной речи учащихся младших классов с учетом преемственности учебных и коррекционных задач
3.1. Цель, задачи и принципы организации работы 35
3.2. Система упражнений, используемых на уроках русского языка и
логопедических занятиях, направленная на коррекцию нарушений письменной речи 37
3.3. Анализ эффективности экспериментальной работы 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Общепризнано также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по- разному. Их затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последнее время неуклонно растет.
Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение чтения (дислексия), иногда ошибки при письме (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и, на первый взгляд, нелепые ошибки и в чтении, и при письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей. Ошибки в чтении и при письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью - бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач.
Учитель постоянно может сталкиваться с нарушением письма и чтения. Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников, неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме и чтении, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонетической и лексико-грамматической сторон речи.
Независимо от того, проявляется проблема тотально или затрагивает отдельные стороны устной или письменной речи ученика, она, безусловно, требует скорейшего разрешения.
Во-первых, отличить ребенка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью, от детей, плохо успевающих по другим предметам. Во-вторых, преподаватель должен понимать, что общие способы и методы обучения, пусть и повторение многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д.
Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.
Цель работы - изучение нарушения письменной речи учащихся младших классов и разработка системы упражнений для совместной работы логопеда и учителя, направленной на устранение данных нарушений.
В качестве объекта исследования выступает письменная речь младших школьников.
Предметом исследования является система упражнений, используемая в совместной работе логопеда и учителя, направленная на коррекцию нарушений письменной речи.
Реализация поставленной цели достигалась путём решения следующих задач:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• подобрать материал для обследования письма и чтения и в ходе констатирующего эксперимента выявить нарушения письменной речи учащихся;
• разработать систему упражнений и включить данные упражнения в учебный процесс на уроках русского языка;
• в ходе контрольного эксперимента проверить эффективность предложенной системы упражнений и сделать выводы по результатам исследования.
Методы исследования:
• анализ литературных данных - изучение психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что упражнения, учитывающие преемственность коррекционных и учебных задач в работе логопеда и учителя, способствуют устранению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Общепризнано также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по- разному. Их затруднения не дают возможности утверждать, что они овладели грамотой в должном объеме. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети и их количество, к сожалению, в последнее время неуклонно растет.
Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение чтения (дислексия), иногда ошибки при письме (дисграфия), но чаще всего выявляются многочисленные и, на первый взгляд, нелепые ошибки и в чтении, и при письме, которые угнетают ребенка, беспокоят учителя и родителей. Ошибки в чтении и при письме могут быть единственной проблемой ребенка, а могут сопровождаться плохо развитой устной речью - бедным словарем, нарушением грамматического строя, несформированностью логико-грамматических отношений. В этом случае невозможность дать развернутый грамотный ответ ведет к неуспеваемости ребенка по так называемым устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач.
Учитель постоянно может сталкиваться с нарушением письма и чтения. Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников, неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме и чтении, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонетической и лексико-грамматической сторон речи.
Независимо от того, проявляется проблема тотально или затрагивает отдельные стороны устной или письменной речи ученика, она, безусловно, требует скорейшего разрешения.
Во-первых, отличить ребенка, имеющего объективные трудности в овладении письменной речью, от детей, плохо успевающих по другим предметам. Во-вторых, преподаватель должен понимать, что общие способы и методы обучения, пусть и повторение многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты на дополнительных занятиях лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи логопеда, в специальных коррекционных заданиях, подобранных с учетом конкретных нарушений речевых и неречевых центров, обеспечивающих речевую деятельность. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д.
Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.
Цель работы - изучение нарушения письменной речи учащихся младших классов и разработка системы упражнений для совместной работы логопеда и учителя, направленной на устранение данных нарушений.
В качестве объекта исследования выступает письменная речь младших школьников.
Предметом исследования является система упражнений, используемая в совместной работе логопеда и учителя, направленная на коррекцию нарушений письменной речи.
Реализация поставленной цели достигалась путём решения следующих задач:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• подобрать материал для обследования письма и чтения и в ходе констатирующего эксперимента выявить нарушения письменной речи учащихся;
• разработать систему упражнений и включить данные упражнения в учебный процесс на уроках русского языка;
• в ходе контрольного эксперимента проверить эффективность предложенной системы упражнений и сделать выводы по результатам исследования.
Методы исследования:
• анализ литературных данных - изучение психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что упражнения, учитывающие преемственность коррекционных и учебных задач в работе логопеда и учителя, способствуют устранению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста
Нарушения письменной речи у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма и чтения являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письменной речи оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.
Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.
Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование письменной речи детей младшего школьного возраста, которое показало, что у детей данного класса наблюдаются дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия и дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
Нами были разработаны упражнения для коррекции навыков письма и чтения. Данные упражнения проводились нами на логопедических занятиях, соответствовали учебным задачам уроков русского языка и были использованы также учителем в ходе проведения уроков. При подборе содержания коррекционного процесса основное внимание уделялось коррекции ведущих нарушений в структуре дисграфии.
В конце нашей работы мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективности предложенной системы упражнений. Количественные и качественные данные подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что упражнения, учитывающие преемственность коррекционных и учебных задач в работе логопеда и учителя, способствуют устранению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Анализ литературы показал, что систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.
Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование письменной речи детей младшего школьного возраста, которое показало, что у детей данного класса наблюдаются дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия и дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
Нами были разработаны упражнения для коррекции навыков письма и чтения. Данные упражнения проводились нами на логопедических занятиях, соответствовали учебным задачам уроков русского языка и были использованы также учителем в ходе проведения уроков. При подборе содержания коррекционного процесса основное внимание уделялось коррекции ведущих нарушений в структуре дисграфии.
В конце нашей работы мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективности предложенной системы упражнений. Количественные и качественные данные подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что упражнения, учитывающие преемственность коррекционных и учебных задач в работе логопеда и учителя, способствуют устранению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Программа психолого-педагогической коррекции графомоторных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция дислексии у младших школьников
с тяжелым нарушением речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию лексики у старших дошкольников с OHP III уровня в процессе дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ СХЕМЫ ТЕЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



