Политика демократических государств в сфере оборота наркотических средств на современном и этапе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы политики современных стран в сфере оборота наркотических средств 15
1.1. Понятие, гармонизация и субсидарность наркополитики современных
государств на международном уровне 15
1.2. Национальная наркополитика демократических стран 28
1.3. Влияющие на политику в сфере оборота наркотиков факторы 36
Глава 2. Проблемы эффективности политики государств в сфере оборота наркотических веществ 43
2.1. Анализ эффективности либеральной и нелиберальной наркополитики .. 43
2.2. Рекомендации на основе проведенного анализа по улучшению политики
государств в сфере оборота наркотических средств 53
Глава 3. Методическая разработка элективного курса на основании результатов исследования в общеобразовательной организации 59
3.1. Программа элективного курса «Политика современных государств в сфере оборота наркотических веществ» 59
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
Приложение
Глава 1. Теоретические основы политики современных стран в сфере оборота наркотических средств 15
1.1. Понятие, гармонизация и субсидарность наркополитики современных
государств на международном уровне 15
1.2. Национальная наркополитика демократических стран 28
1.3. Влияющие на политику в сфере оборота наркотиков факторы 36
Глава 2. Проблемы эффективности политики государств в сфере оборота наркотических веществ 43
2.1. Анализ эффективности либеральной и нелиберальной наркополитики .. 43
2.2. Рекомендации на основе проведенного анализа по улучшению политики
государств в сфере оборота наркотических средств 53
Глава 3. Методическая разработка элективного курса на основании результатов исследования в общеобразовательной организации 59
3.1. Программа элективного курса «Политика современных государств в сфере оборота наркотических веществ» 59
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 78
Приложение
Актуальность исследования. В современном мире перед каждым государством стоит вопрос определения эффективной политики в сфере контроля оборота наркотических средств. У каждой страны есть свой ответ на этот вопрос. Незаконное употребление наркотиков - это проблема не только личная, но и социальная, экономическая и политическая. Соответственно, разные государства имеют разную направленность - одни страны пытаются уменьшить общественный вред от наркотиков, чтобы уменьшить личный, в то время как другие разрабатывают программы снижения вреда для наркоманов, чтобы уменьшить социальные последствия. На данный момент нет общего консенсуса относительно наиболее эффективной наркополитики, есть только определенные рекомендации, основанные на примерах нескольких стран, идущие по пути либерализации наркотиков за последние 20 лет.
В Всемирном докладе о наркотиках Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) указывается то, что около 269 миллионов человек в мире потребляли наркотики в 2018 году, что на 30 % больше, чем в 2009 году. Также там указывается, что 35 миллионов человек страдают наркозависимостью и другими расстройствами, вызванными потреблением наркотиков. В документе приводится анализ воздействия COVID-19 на рынки наркотиков, и, хотя его влияние ещё не полностью известно, однако закрытие границ и другие ограничения, связанные с пандемией, уже привели к дефициту наркотиков на улицах, что привело к росту цен и снижению степени их чистоты . Это показывает необходимость поиска наиболее лучшего пути реформирования политики в сфере оборота наркотических веществ.
Существуют ограничения и особенности изучения эффективности политики в сфере оборота наркотических средств. Прежде всего, существуют проблемы со статистикой, связанной с наркотиками. Несмотря на существование различных международных учреждений, которые собирают статистику и отслеживает наркоситуацию в мире, подавляющее большинство существующих данных о проблемном употреблении наркотиков для здоровья, арестах и т. д не имеет комплексного анализа. Каждое государство имеет свой собственный подход к сбору статистических данных и определению переменных. Кроме того, государства собирают статистику в разное время, что делает информацию разбросанной не только в смысле формирования переменных, но и по годам. Сравнение состояний требует унифицированных данных.
Второй особенностью является законодательная база современных стран. В отличие от данных об изъятиях наркотиков (и других подобных данных), информация из законов государств, а также из различных элементов здравоохранения унифицированы в силу своей общедемократической природы. Наркополитика демократических стран, с одной стороны, существует в рамках единой правовой базы и гармонизирует своё направление по вопросам правоприменения и предотвращения незаконного оборота наркотиков, а также имеют единый обозначенный международным сообществом курс на снижение вреда. С другой стороны, взаимодействие между уровнями власти и общими рамками функционирования укладывается в теоретическую основу многоуровневого управления, которая предполагает взаимодействие субъектов, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. Так, на международном уровне проводятся различные политические дискуссии, но субъекты исходят из своих внутренних характеристик, что позволяет каждому государству функционировать и распределять обязанности так, как они считают нужным в конкретной ситуации. Таким образом, каждая страна выбирает собственное направление наркополитики, имеющее неповторимый характер. Именно комплексный анализ политики различных стран может ответить на вопрос наиболее эффективной модели борьбы с неблагоприятными последствиями незаконного оборота наркотических веществ.
Исследователи, анализирующие политику, как правило, используют подход государственного здравоохранения, отражающий проблемы, входящие в рамки здоровья населения. Однако он не может охватить ряд проблем, рассматриваемых в поле совершенствования реформирования наркополитики, а именно: вред незаконных рынков, потребление интоксикантов в целом, дисфункциональность текущих политических процессов в области наркотиков и опыт, полученных в результате политических экспериментов. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования является политика демократических государств в сфере оборота наркотических средств на современном этапе.
Предмет исследования - эффективность наркополитики современных демократических стран.
Степень изученности проблемы. Изучение проблемы поиска наиболее эффективной политики в сфере оборота наркотических средств в западной литературе началось еще в середине 20 веке. Однако наиболее системные работы появились в 1990-е годы. Такой работой является статья Джозеф Б. Тристер «Кампания 1992 года: проблемы - проблема наркотиков; кандидаты стремятся к незначительным изменениям в борьбе с наркотиками». Исследование посвящено последней наркополитике США за 20 лет (до момента опубликования), а также кампании 1992 года, в ходе которой можно было последить альтернативные предложения по разрешению проблемы.
Существует рад современных зарубежных исследователей. Так, К. Чатвин в книге «Гармонизация наркополитики и Европейский Союз» исследует проблему незаконных наркотиков в международном контексте. Он рассматривает, почему гармонизация еще не состоялась на европейском уровне, а также целесообразность и жизнеспособность гармонизации. Исследователь выделяет конфликт между репрессивной (запретительной) и либеральной политикой в области наркотиков и применяет к этому вопросу многоуровневый подход в области управления.
Интерес представляют работы Ангуса Банкрофта, их насчитывается более десятка. Рассмотрим статью «Запрещенные наркотики и интоксикация» . Автор указывает, что, так как современные общества столкнулись с переизбытком рынка наркотиков, они стремятся урегулировать и криминализировать ее как угрозу общественному порядку, личному и экономическому развитию и общественному благу. Контроль над наркотиками стал гибридом государственного и частного регулирования и санкций, некоторые из которых полностью игнорируют надлежащую правовую процедуру и гражданские права. Он говорит о том, что незаконные наркотики и их проблемы должны рассматриваться, признаваться и трансформироваться в культурном контексте.
Отечественное изучение политики государства в отношении оборота наркотических средств начинается с 1990-х гг., когда с увеличением численности наркозависимых в России и отменой идеологической цензуры исследований, проблема связанная с употреблением наркотических веществ начала активно изучаться на границе наук - педагогики, социологии, психологии, медицины, юридических наук. В данный период времени были опубликованы крупные исследования Е.В. Реутова, А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги. Они рассматривали факторы, приводящие к негативным последствиям потребления наркотических средств, а также пытались выработать комплекс мер для уменьшения данного влияния. Я.И. Гилинский, Мацкевич и Л.Е. Кесельман в своих работах рассматривают эффективность политики России в области наркоконтроля и приходят к выводу, что реакция государства и общества на эту сложную сферу не является адекватной сложившемся социальным обстоятельствам. Работы данного периода лишь частично охватывают проблему, они уносят акцент только на социальную политику, личное потребление наркотиков и понятие «наркомании» с точки зрения здравоохранения, что не позволяет комплексно осветить само понятие «наркополитики», а тем более выработать наиболее эффективное направление.
Всестороннее изучение проблемы выбора подхода к регулированию наркотических средств государством началось в последние 10-15 лет. Так, О.Н. Барабанов в статье «Глобальная проблема наркотиков» при решении проблемы борьбы с наркотиками относит главенствующее место силовому методу, он утверждает, что именно данным путем возможно решение всех неблагоприятных последствий распространения наркотических веществ, а при наилучшем раскладе пресечь их оборот в целом. Большинство современных российских исследователей придерживаются именно данного направления. Среди них можно отметить Э.М. Афамготова, который отмечает негативные последствия либеральной наркополитики.
Однако некоторые ученые, такие как Н.В. Иванцова и З.Г. Хисматова, выделяют более мягкие меры по снижению оборота наркотических средств, путем расширения социальных мер, а не уголовного наказания.
Последней крупной работой является диссертация М.А. Гаджиева «Борьба с незаконным оборотом наркотиков в глобальном управлении». Он пытается осмыслить проблему путем комплексного анализа международного опыта, а также рассматривает современные тенденции национальной и наднациональной безопасности в области контроля наркотических средств. Г аджиев делает попытку нахождения альтернативного, несилового подхода к решению рассматриваемой проблемы.
Также существуют работы, посвященные рассмотрению наркополитики отдельных стран. Так, П.Н. Кобец в статье «Основы государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ во Франции» дает четкий анализ ситуации в сфере оборота наркотических средств во Франции и делает на основе этого выводы. Такая же работа была написана относительно Финляндии и Испании.
Итак, изучение содержания исследований вышеперечисленных авторов говорит об их значительном вкладе в разработку и изучение рассматриваемой проблемы. При этом следует отметить, что вопрос выбора наиболее эффективного направления регулирования оборота наркотических веществ остается спорным и представляют перспективу для научного исследования.
Цель исследования заключается в изучении политики современных демократических государств в сфере оборота наркотических средств, а также оценка её эффективности.
Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. дать определение и выделить виды политики в сфере оборота наркотических средств;
пересмотреть существующую современную наркополитику на международном уровне;
3. рассмотреть наркополитику отдельных демократических государств и создать основу для наиболее релевантного сравнения и группировки стран в отношении их наркополитики;
4. сформировать группы стран в отношении их наркополитики;
5. определить возможные условия, которые приводят к возникновению конкретной наркополитики в демократических государствах;
6. проанализировать эффективность либеральной и нелиберальной наркополитики и составить рекомендации на основе проведенного анализа;
7. разработать элективный курс для старших классов по теме исследования.
Источниковая база исследования. Для написания исследования были использованы различные международные и российские нормативно¬правовые акты, а также национальные законодательные акты демократических стран.
Важными документами для изучения стали договоры ООН: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в 1972 году), Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года . Первые два договора включают в себя цель кодификации применимых на международном уровне мер контроля в целях обеспечения доступности наркотических средств и психотропных веществ для научных и медицинских целей, кроме этого ставится вопрос о предотвращении утечки данных веществ в незаконные каналы. Они также включают общие положения о незаконном обороте наркотиков и злоупотреблении ими. Данные нормативно-правовые акты позволили проанализировать существующее направление международной политики в сфере оборота наркотических средств.
Немаловажным стал анализ основ наркополитики европейских через нормативные акты ЕС. Маастрихтский договор (вступил в силу 1992 г.), Амстердамский договор (вступил в силу 1999 г.) и Лиссабонский договор (вступил в силу 2009 г.) предусматривают регламентацию общей политики на уровне ЕС, раскрывают её основания. Их рассмотрение позволило определить эволюцию отношения стран-членов ЕС к проблеме наркотиков и путям её решения, а также дать определение двум основным принципам наркополитики, «гармонизации» и «субсидарности». Также существуют специальные акты для более четкой регламентации в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Среди них важным является Рамочное решение Совета 2004/757/ПВД от 25 октября 2004 г. об установлении минимальных положений в отношении составных элементов уголовных преступлений и санкций, подлежащих применению в сфере торговли наркотиками . Данный нормативно-правовой акт ЕС устанавливают обязательные минимальные меры борьбы с незаконным оборотом для всех стран-членов. Он позволил определить используемые подходы к решению проблемы наркотиков, а также уровень распределения ответственности в управлении задачами борьбы с преступностью в данной области. ЕС заключает отдельные договоры со странами. Так, между Россией и ЕС были подписаны договоры: Соглашение о сотрудничестве между РФ и Европейской полицейской организацией (6 ноября 2003 г.) и Соглашение о прекурсорах наркотиков (вступило в силу 2014 г.) . Их целью является расширение сотрудничества и принятие мер по борьбе с наркопреступностью. Данные соглашения позволили более детально определить международное положение в области реализации подхода решения рассматриваемой проблемы.
Еще одним источником для рассмотрения были договоры между демократическими странами в сфере сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Примером такого взаимодействия является договор между Россией и Францией , ратифицированью постановлением Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 года № 3797-1. Так в ст. 21 указывается соглашение о взаимопомощи правоохранительных органов в сфере общественной безопасности. Данный вид источника полезен тем, что можно определить определенные связи между демократическими странами и сделать вывод о той или иной принадлежности к одному из видов наркополитики.
С вышеуказанной целью были рассмотрено национальное законодательство ряда стран, что было необходимо для определения эффективности подхода контроля наркооборта в той или иной стране. Так, в России имеется целая система регламентации политики в сфере оборота наркотических средств. Она включает в себя Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года», Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» и ряд других постановлений Президента РФ, Правительства РФ и других Федеральных служб РФ, конкретизирующих вышеуказанные акты и международные соглашения. Нормативно-правовые акты РФ характеризуют современное положение наркополитики страны, раскрывают меры борьбы, а также дают нам возможность определить уровень и эффективность реализации этих мер при сравнении с другими источниками. Таким же образом было проанализировано законодательство других демократических стран.
Особую группу источников представляют отчеты и доклады Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН) . С их помощью удалось оценить эффективность проводимой наркополитики в рассматриваемых государствах.
Таким образом, используемые в исследовании нормативно-правовые акты позволили познакомиться с современным положением политики в области оборота наркотических веществ, что предоставило возможность решить поставленные задачи выпускной квалификационной работы.
Методология исследования. Основой работы служит диалектический метод исследования, преимущество которого заключается в том, что оно дает возможность исследовать политику в сфере оборота наркотических веществ наиболее всесторонне и объективно. Была изучена нормативно-правовая база международных организация и отдельных конкретных демократических стран. Помимо этого, были использованы методы анализа и синтеза, а также частнонаучные методы. С помощью сравнительно-правового метода было рассмотрено понятие наркополитики и выявлены её виды. Аналитический метод дал возможность проанализировать теоретические основы международной политики в сфере оборота наркотических веществ, выделить общие тенденции и частные, свойственные отдельным государствам. Сравнительно-исторический метод был использован при рассмотрении различных видов наркополитики для выявления наиболее эффективных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Системный метод являлся основой для составления выводов и итогового заключения об изучаемой проблеме.
Практическая значимость. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы для составления учебных курсов в вузе, а также в преподавании ряда правовых и социальных дисциплин, таких как «Правоведение», «Уголовное право», «Социология» и др., при рассмотрении политики и законов в области борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ в демократических странах. Теоретические положения могут быть включены в курс «Новейшая история стран Запада» при комплексном рассмотрении современного положения стран. Элективный курс, разработанный в рамках исследования, может быть использован для преподавания в старших классах общеобразовательных учреждений. Выводы, сделанные в данной работе, могут быть полезны при написании рефератов и курсовых работ.
Апробация исследования. Материалы ВКР были частично включены в статью «Проблемы эффективности политики демократических стран в сфере оборота наркотических средств», которая была представлена на XXII Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения». По итогам конференции выступанию было присуждено 1 место в секции «Новая и новейшая история». Статья сдана в печать.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В Всемирном докладе о наркотиках Управления Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) указывается то, что около 269 миллионов человек в мире потребляли наркотики в 2018 году, что на 30 % больше, чем в 2009 году. Также там указывается, что 35 миллионов человек страдают наркозависимостью и другими расстройствами, вызванными потреблением наркотиков. В документе приводится анализ воздействия COVID-19 на рынки наркотиков, и, хотя его влияние ещё не полностью известно, однако закрытие границ и другие ограничения, связанные с пандемией, уже привели к дефициту наркотиков на улицах, что привело к росту цен и снижению степени их чистоты . Это показывает необходимость поиска наиболее лучшего пути реформирования политики в сфере оборота наркотических веществ.
Существуют ограничения и особенности изучения эффективности политики в сфере оборота наркотических средств. Прежде всего, существуют проблемы со статистикой, связанной с наркотиками. Несмотря на существование различных международных учреждений, которые собирают статистику и отслеживает наркоситуацию в мире, подавляющее большинство существующих данных о проблемном употреблении наркотиков для здоровья, арестах и т. д не имеет комплексного анализа. Каждое государство имеет свой собственный подход к сбору статистических данных и определению переменных. Кроме того, государства собирают статистику в разное время, что делает информацию разбросанной не только в смысле формирования переменных, но и по годам. Сравнение состояний требует унифицированных данных.
Второй особенностью является законодательная база современных стран. В отличие от данных об изъятиях наркотиков (и других подобных данных), информация из законов государств, а также из различных элементов здравоохранения унифицированы в силу своей общедемократической природы. Наркополитика демократических стран, с одной стороны, существует в рамках единой правовой базы и гармонизирует своё направление по вопросам правоприменения и предотвращения незаконного оборота наркотиков, а также имеют единый обозначенный международным сообществом курс на снижение вреда. С другой стороны, взаимодействие между уровнями власти и общими рамками функционирования укладывается в теоретическую основу многоуровневого управления, которая предполагает взаимодействие субъектов, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. Так, на международном уровне проводятся различные политические дискуссии, но субъекты исходят из своих внутренних характеристик, что позволяет каждому государству функционировать и распределять обязанности так, как они считают нужным в конкретной ситуации. Таким образом, каждая страна выбирает собственное направление наркополитики, имеющее неповторимый характер. Именно комплексный анализ политики различных стран может ответить на вопрос наиболее эффективной модели борьбы с неблагоприятными последствиями незаконного оборота наркотических веществ.
Исследователи, анализирующие политику, как правило, используют подход государственного здравоохранения, отражающий проблемы, входящие в рамки здоровья населения. Однако он не может охватить ряд проблем, рассматриваемых в поле совершенствования реформирования наркополитики, а именно: вред незаконных рынков, потребление интоксикантов в целом, дисфункциональность текущих политических процессов в области наркотиков и опыт, полученных в результате политических экспериментов. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования является политика демократических государств в сфере оборота наркотических средств на современном этапе.
Предмет исследования - эффективность наркополитики современных демократических стран.
Степень изученности проблемы. Изучение проблемы поиска наиболее эффективной политики в сфере оборота наркотических средств в западной литературе началось еще в середине 20 веке. Однако наиболее системные работы появились в 1990-е годы. Такой работой является статья Джозеф Б. Тристер «Кампания 1992 года: проблемы - проблема наркотиков; кандидаты стремятся к незначительным изменениям в борьбе с наркотиками». Исследование посвящено последней наркополитике США за 20 лет (до момента опубликования), а также кампании 1992 года, в ходе которой можно было последить альтернативные предложения по разрешению проблемы.
Существует рад современных зарубежных исследователей. Так, К. Чатвин в книге «Гармонизация наркополитики и Европейский Союз» исследует проблему незаконных наркотиков в международном контексте. Он рассматривает, почему гармонизация еще не состоялась на европейском уровне, а также целесообразность и жизнеспособность гармонизации. Исследователь выделяет конфликт между репрессивной (запретительной) и либеральной политикой в области наркотиков и применяет к этому вопросу многоуровневый подход в области управления.
Интерес представляют работы Ангуса Банкрофта, их насчитывается более десятка. Рассмотрим статью «Запрещенные наркотики и интоксикация» . Автор указывает, что, так как современные общества столкнулись с переизбытком рынка наркотиков, они стремятся урегулировать и криминализировать ее как угрозу общественному порядку, личному и экономическому развитию и общественному благу. Контроль над наркотиками стал гибридом государственного и частного регулирования и санкций, некоторые из которых полностью игнорируют надлежащую правовую процедуру и гражданские права. Он говорит о том, что незаконные наркотики и их проблемы должны рассматриваться, признаваться и трансформироваться в культурном контексте.
Отечественное изучение политики государства в отношении оборота наркотических средств начинается с 1990-х гг., когда с увеличением численности наркозависимых в России и отменой идеологической цензуры исследований, проблема связанная с употреблением наркотических веществ начала активно изучаться на границе наук - педагогики, социологии, психологии, медицины, юридических наук. В данный период времени были опубликованы крупные исследования Е.В. Реутова, А.Л. Арефьева, Ф.Э. Шереги. Они рассматривали факторы, приводящие к негативным последствиям потребления наркотических средств, а также пытались выработать комплекс мер для уменьшения данного влияния. Я.И. Гилинский, Мацкевич и Л.Е. Кесельман в своих работах рассматривают эффективность политики России в области наркоконтроля и приходят к выводу, что реакция государства и общества на эту сложную сферу не является адекватной сложившемся социальным обстоятельствам. Работы данного периода лишь частично охватывают проблему, они уносят акцент только на социальную политику, личное потребление наркотиков и понятие «наркомании» с точки зрения здравоохранения, что не позволяет комплексно осветить само понятие «наркополитики», а тем более выработать наиболее эффективное направление.
Всестороннее изучение проблемы выбора подхода к регулированию наркотических средств государством началось в последние 10-15 лет. Так, О.Н. Барабанов в статье «Глобальная проблема наркотиков» при решении проблемы борьбы с наркотиками относит главенствующее место силовому методу, он утверждает, что именно данным путем возможно решение всех неблагоприятных последствий распространения наркотических веществ, а при наилучшем раскладе пресечь их оборот в целом. Большинство современных российских исследователей придерживаются именно данного направления. Среди них можно отметить Э.М. Афамготова, который отмечает негативные последствия либеральной наркополитики.
Однако некоторые ученые, такие как Н.В. Иванцова и З.Г. Хисматова, выделяют более мягкие меры по снижению оборота наркотических средств, путем расширения социальных мер, а не уголовного наказания.
Последней крупной работой является диссертация М.А. Гаджиева «Борьба с незаконным оборотом наркотиков в глобальном управлении». Он пытается осмыслить проблему путем комплексного анализа международного опыта, а также рассматривает современные тенденции национальной и наднациональной безопасности в области контроля наркотических средств. Г аджиев делает попытку нахождения альтернативного, несилового подхода к решению рассматриваемой проблемы.
Также существуют работы, посвященные рассмотрению наркополитики отдельных стран. Так, П.Н. Кобец в статье «Основы государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ во Франции» дает четкий анализ ситуации в сфере оборота наркотических средств во Франции и делает на основе этого выводы. Такая же работа была написана относительно Финляндии и Испании.
Итак, изучение содержания исследований вышеперечисленных авторов говорит об их значительном вкладе в разработку и изучение рассматриваемой проблемы. При этом следует отметить, что вопрос выбора наиболее эффективного направления регулирования оборота наркотических веществ остается спорным и представляют перспективу для научного исследования.
Цель исследования заключается в изучении политики современных демократических государств в сфере оборота наркотических средств, а также оценка её эффективности.
Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. дать определение и выделить виды политики в сфере оборота наркотических средств;
пересмотреть существующую современную наркополитику на международном уровне;
3. рассмотреть наркополитику отдельных демократических государств и создать основу для наиболее релевантного сравнения и группировки стран в отношении их наркополитики;
4. сформировать группы стран в отношении их наркополитики;
5. определить возможные условия, которые приводят к возникновению конкретной наркополитики в демократических государствах;
6. проанализировать эффективность либеральной и нелиберальной наркополитики и составить рекомендации на основе проведенного анализа;
7. разработать элективный курс для старших классов по теме исследования.
Источниковая база исследования. Для написания исследования были использованы различные международные и российские нормативно¬правовые акты, а также национальные законодательные акты демократических стран.
Важными документами для изучения стали договоры ООН: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в 1972 году), Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года . Первые два договора включают в себя цель кодификации применимых на международном уровне мер контроля в целях обеспечения доступности наркотических средств и психотропных веществ для научных и медицинских целей, кроме этого ставится вопрос о предотвращении утечки данных веществ в незаконные каналы. Они также включают общие положения о незаконном обороте наркотиков и злоупотреблении ими. Данные нормативно-правовые акты позволили проанализировать существующее направление международной политики в сфере оборота наркотических средств.
Немаловажным стал анализ основ наркополитики европейских через нормативные акты ЕС. Маастрихтский договор (вступил в силу 1992 г.), Амстердамский договор (вступил в силу 1999 г.) и Лиссабонский договор (вступил в силу 2009 г.) предусматривают регламентацию общей политики на уровне ЕС, раскрывают её основания. Их рассмотрение позволило определить эволюцию отношения стран-членов ЕС к проблеме наркотиков и путям её решения, а также дать определение двум основным принципам наркополитики, «гармонизации» и «субсидарности». Также существуют специальные акты для более четкой регламентации в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Среди них важным является Рамочное решение Совета 2004/757/ПВД от 25 октября 2004 г. об установлении минимальных положений в отношении составных элементов уголовных преступлений и санкций, подлежащих применению в сфере торговли наркотиками . Данный нормативно-правовой акт ЕС устанавливают обязательные минимальные меры борьбы с незаконным оборотом для всех стран-членов. Он позволил определить используемые подходы к решению проблемы наркотиков, а также уровень распределения ответственности в управлении задачами борьбы с преступностью в данной области. ЕС заключает отдельные договоры со странами. Так, между Россией и ЕС были подписаны договоры: Соглашение о сотрудничестве между РФ и Европейской полицейской организацией (6 ноября 2003 г.) и Соглашение о прекурсорах наркотиков (вступило в силу 2014 г.) . Их целью является расширение сотрудничества и принятие мер по борьбе с наркопреступностью. Данные соглашения позволили более детально определить международное положение в области реализации подхода решения рассматриваемой проблемы.
Еще одним источником для рассмотрения были договоры между демократическими странами в сфере сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Примером такого взаимодействия является договор между Россией и Францией , ратифицированью постановлением Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 года № 3797-1. Так в ст. 21 указывается соглашение о взаимопомощи правоохранительных органов в сфере общественной безопасности. Данный вид источника полезен тем, что можно определить определенные связи между демократическими странами и сделать вывод о той или иной принадлежности к одному из видов наркополитики.
С вышеуказанной целью были рассмотрено национальное законодательство ряда стран, что было необходимо для определения эффективности подхода контроля наркооборта в той или иной стране. Так, в России имеется целая система регламентации политики в сфере оборота наркотических средств. Она включает в себя Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.11.2020 № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года», Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» и ряд других постановлений Президента РФ, Правительства РФ и других Федеральных служб РФ, конкретизирующих вышеуказанные акты и международные соглашения. Нормативно-правовые акты РФ характеризуют современное положение наркополитики страны, раскрывают меры борьбы, а также дают нам возможность определить уровень и эффективность реализации этих мер при сравнении с другими источниками. Таким же образом было проанализировано законодательство других демократических стран.
Особую группу источников представляют отчеты и доклады Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН) . С их помощью удалось оценить эффективность проводимой наркополитики в рассматриваемых государствах.
Таким образом, используемые в исследовании нормативно-правовые акты позволили познакомиться с современным положением политики в области оборота наркотических веществ, что предоставило возможность решить поставленные задачи выпускной квалификационной работы.
Методология исследования. Основой работы служит диалектический метод исследования, преимущество которого заключается в том, что оно дает возможность исследовать политику в сфере оборота наркотических веществ наиболее всесторонне и объективно. Была изучена нормативно-правовая база международных организация и отдельных конкретных демократических стран. Помимо этого, были использованы методы анализа и синтеза, а также частнонаучные методы. С помощью сравнительно-правового метода было рассмотрено понятие наркополитики и выявлены её виды. Аналитический метод дал возможность проанализировать теоретические основы международной политики в сфере оборота наркотических веществ, выделить общие тенденции и частные, свойственные отдельным государствам. Сравнительно-исторический метод был использован при рассмотрении различных видов наркополитики для выявления наиболее эффективных мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Системный метод являлся основой для составления выводов и итогового заключения об изучаемой проблеме.
Практическая значимость. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы для составления учебных курсов в вузе, а также в преподавании ряда правовых и социальных дисциплин, таких как «Правоведение», «Уголовное право», «Социология» и др., при рассмотрении политики и законов в области борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ в демократических странах. Теоретические положения могут быть включены в курс «Новейшая история стран Запада» при комплексном рассмотрении современного положения стран. Элективный курс, разработанный в рамках исследования, может быть использован для преподавания в старших классах общеобразовательных учреждений. Выводы, сделанные в данной работе, могут быть полезны при написании рефератов и курсовых работ.
Апробация исследования. Материалы ВКР были частично включены в статью «Проблемы эффективности политики демократических стран в сфере оборота наркотических средств», которая была представлена на XXII Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения». По итогам конференции выступанию было присуждено 1 место в секции «Новая и новейшая история». Статья сдана в печать.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Люди всегда искали легкий способ избавиться от страданий, от пугающего реального мира, а также пытались получить удовольствие, не думая о последствиях через прием веществ, изменяющих их сознание, именно поэтому законодательное регулирование наркотических веществ имеет долгую историю.
Под политикой в сфере оборота наркотических средств или наркополитикой следует понимать определенную стратегию государства, которая направлена на пресечение последствий от наркотиков, данная стратегия включает определенные меры и способы регулирования отношений, возникающих при обороте наркотических средств.
В современном мире наблюдается тенденция перехода от криминалистической сферы в снижение вреда наркотиков. На международном уровне страны пытаются достигнуть консенсуса на основе постоянных диалогов. Общая политика строится на защите личности и здоровья населения. Вопросы регулирования личного употребления и хранения остаются в компетенции национального уровня. Международные организации занимаются мониторингом и аналитикой, на основе чего стоят свои доклады, где выражают рекомендации для мирового сообщества. В этом выражается гармонизация и субсидарность международной наркополитики.
В современных исследованиях выделяют три вида наркополитики: запретительная, нелиберальная (средней жесткости) и либеральная. Однако это деление носит условный характер, и страны лишь схожи в определенном направлении своих подходов. Самой радикальной группой являются страны с жесткой антинаркотической политикой (запретительной). Им свойственен запрет всех видов наркотиков, а также строгое наказание, как за их распространение, так и за употребление. Отличием от первой группы стран «средней жесткости» является менее строгое наказание, то есть отсутствие смертной казни. В группу включают Англию (иногда относят и к третьей группе), Францию и Россию, а также ряд других стран со схожими подходами. Либеральная политика подразумевает комплекс последовательных мер по сокращению или ликвидации задержаний за незначительные нарушения, по увеличению государственных расходов на наркологическое здравоохранение, также она характеризуется частичной легализацией наркотиков. К данной группе можно отнести Нидерланды, Португалию, Италию, Испанию и часть штатов США (другие штаты принадлежат ко второй группе).
Итак, на национальном уровне государства существуют определенные схожие черты, которые варьируются в зависимости от уровня либеральности страны и отношения к лицам, страдающим наркозависимостью. Общей тенденцией является негативное отношение к тяжелым наркотикам, сокращение оборота наркотических средств и сохранение национальной безопасности.
Образование неповторимой наркополитики того или иного государства обусловлено рядом причин: культурными, историческими, социальными экономическими, политическими и географическими. Все эти причины имеют свои условия формирования отношения к наркотическим средствам как у населения страны, так и у власти. Отличие хотя бы одного элемента превращает наркополитику в уникальную, кроме этого одна страна на протяжении своего исторического развитие может кардинально изменять свои приоритеты.
При анализе таких видов к наркополитике как либеральный и нелиберальный был определен круг стран с наиболее эффективными методами профилактики и контроля наркотических средств. Большое внимание было уделено здравоохранению, поскольку именно от него в большей степени зависит, насколько серьезные последствия для общества могут наступить от употребления населением наркотиков. Однозначно можно отметить, что «идеальной» политики не существует, однако ряд стран смогли при помощи набора методов справиться с «бумом» употребления наркотиков. Также следует отличать два направления наркополитики: отношение к употребляющим запрещенные вещества и отношение к организованным группам, распространяющих их. Наиболее эффективным является реабилитация первых и пресечение деятельности вторых.
Среди основных направлений совершенствования наркополитики как на международном уровне, так и на национальном уровне можно определить следующие:
1. Улучшение общественного здравоохранения. Ценностью для всех государств в мире должно стать обеспечение охраны здоровья и безопасности граждан. На первый план должны выходить медико¬социальные мероприятия, которые решили бы проблему распространения ВИЧ/СПИД-инфекций и других заболеваний, возникающих в среде наркозависимых людей. Хотя, в последние годы, данные заболевания уже не являются только их «атрибутом». Кроме этого стоит обеспечить доступ неизлечимо больным людям к лекарствам, содержащим наркотические вещества. В целом эта практика сейчас распространена во всем мире, однако остаются регионы, которые далеки от данных мер. Общим для всех государств также должна стать реализация международных медицинских программ.
2. Регулирование криминологической ситуации. Упор на жесткие меры возможен только для организованных групп, которые специализируются на извлечении прибыли из изготовления и продажи наркотических средств. Зачастую наказания получают мелкие распространители, которые пытаются таким способом выжить. Следует на законодательном уровне различать субъектов преступной деятельности. Кроме этого все судебные и правоохранительные органы должны действовать в тесной взаимосвязи и быстром реагировании. Многим странам необходима уголовное реформирование.
3. Экономическое направление. Отдельной стратегией должны стать повышение благосостояния граждан, налаживание отраслей экономики, чтобы население могло реализовать свои способности в законной сфере. Примером необходимости данного направления является существование наркогосударств, экономика которых базируется на продаже наркотических средств, и наркотики при таком подходе никогда не смогут исчезнуть из образа жизни общества.
4. Международное сотрудничество. Каналы распространения наркотиков не имеют государственных границ. Также в последние годы появление Теневого Интернета обусловило необходимость активного международного сотрудничества. На практике трудно выработать общую концепцию наркополитики, однако в области борьбы с организованной преступностью можно достичь общей стратегии.
Все материалы исследования были включены в разработку программы элективного курса «Политика современных государств в сфере оборота наркотических веществ» для 10-11 классов. Методическая разработка предназначена для углубленного изучения политики в сфере оборота наркотических средств на международном и национальном уровне. В ходе изучения курса у обучающихся должна сформироваться правовая культура и осознанное отношение к наркотикам, которое включает четкое определение их вреда и влияния на общество в целом
Под политикой в сфере оборота наркотических средств или наркополитикой следует понимать определенную стратегию государства, которая направлена на пресечение последствий от наркотиков, данная стратегия включает определенные меры и способы регулирования отношений, возникающих при обороте наркотических средств.
В современном мире наблюдается тенденция перехода от криминалистической сферы в снижение вреда наркотиков. На международном уровне страны пытаются достигнуть консенсуса на основе постоянных диалогов. Общая политика строится на защите личности и здоровья населения. Вопросы регулирования личного употребления и хранения остаются в компетенции национального уровня. Международные организации занимаются мониторингом и аналитикой, на основе чего стоят свои доклады, где выражают рекомендации для мирового сообщества. В этом выражается гармонизация и субсидарность международной наркополитики.
В современных исследованиях выделяют три вида наркополитики: запретительная, нелиберальная (средней жесткости) и либеральная. Однако это деление носит условный характер, и страны лишь схожи в определенном направлении своих подходов. Самой радикальной группой являются страны с жесткой антинаркотической политикой (запретительной). Им свойственен запрет всех видов наркотиков, а также строгое наказание, как за их распространение, так и за употребление. Отличием от первой группы стран «средней жесткости» является менее строгое наказание, то есть отсутствие смертной казни. В группу включают Англию (иногда относят и к третьей группе), Францию и Россию, а также ряд других стран со схожими подходами. Либеральная политика подразумевает комплекс последовательных мер по сокращению или ликвидации задержаний за незначительные нарушения, по увеличению государственных расходов на наркологическое здравоохранение, также она характеризуется частичной легализацией наркотиков. К данной группе можно отнести Нидерланды, Португалию, Италию, Испанию и часть штатов США (другие штаты принадлежат ко второй группе).
Итак, на национальном уровне государства существуют определенные схожие черты, которые варьируются в зависимости от уровня либеральности страны и отношения к лицам, страдающим наркозависимостью. Общей тенденцией является негативное отношение к тяжелым наркотикам, сокращение оборота наркотических средств и сохранение национальной безопасности.
Образование неповторимой наркополитики того или иного государства обусловлено рядом причин: культурными, историческими, социальными экономическими, политическими и географическими. Все эти причины имеют свои условия формирования отношения к наркотическим средствам как у населения страны, так и у власти. Отличие хотя бы одного элемента превращает наркополитику в уникальную, кроме этого одна страна на протяжении своего исторического развитие может кардинально изменять свои приоритеты.
При анализе таких видов к наркополитике как либеральный и нелиберальный был определен круг стран с наиболее эффективными методами профилактики и контроля наркотических средств. Большое внимание было уделено здравоохранению, поскольку именно от него в большей степени зависит, насколько серьезные последствия для общества могут наступить от употребления населением наркотиков. Однозначно можно отметить, что «идеальной» политики не существует, однако ряд стран смогли при помощи набора методов справиться с «бумом» употребления наркотиков. Также следует отличать два направления наркополитики: отношение к употребляющим запрещенные вещества и отношение к организованным группам, распространяющих их. Наиболее эффективным является реабилитация первых и пресечение деятельности вторых.
Среди основных направлений совершенствования наркополитики как на международном уровне, так и на национальном уровне можно определить следующие:
1. Улучшение общественного здравоохранения. Ценностью для всех государств в мире должно стать обеспечение охраны здоровья и безопасности граждан. На первый план должны выходить медико¬социальные мероприятия, которые решили бы проблему распространения ВИЧ/СПИД-инфекций и других заболеваний, возникающих в среде наркозависимых людей. Хотя, в последние годы, данные заболевания уже не являются только их «атрибутом». Кроме этого стоит обеспечить доступ неизлечимо больным людям к лекарствам, содержащим наркотические вещества. В целом эта практика сейчас распространена во всем мире, однако остаются регионы, которые далеки от данных мер. Общим для всех государств также должна стать реализация международных медицинских программ.
2. Регулирование криминологической ситуации. Упор на жесткие меры возможен только для организованных групп, которые специализируются на извлечении прибыли из изготовления и продажи наркотических средств. Зачастую наказания получают мелкие распространители, которые пытаются таким способом выжить. Следует на законодательном уровне различать субъектов преступной деятельности. Кроме этого все судебные и правоохранительные органы должны действовать в тесной взаимосвязи и быстром реагировании. Многим странам необходима уголовное реформирование.
3. Экономическое направление. Отдельной стратегией должны стать повышение благосостояния граждан, налаживание отраслей экономики, чтобы население могло реализовать свои способности в законной сфере. Примером необходимости данного направления является существование наркогосударств, экономика которых базируется на продаже наркотических средств, и наркотики при таком подходе никогда не смогут исчезнуть из образа жизни общества.
4. Международное сотрудничество. Каналы распространения наркотиков не имеют государственных границ. Также в последние годы появление Теневого Интернета обусловило необходимость активного международного сотрудничества. На практике трудно выработать общую концепцию наркополитики, однако в области борьбы с организованной преступностью можно достичь общей стратегии.
Все материалы исследования были включены в разработку программы элективного курса «Политика современных государств в сфере оборота наркотических веществ» для 10-11 классов. Методическая разработка предназначена для углубленного изучения политики в сфере оборота наркотических средств на международном и национальном уровне. В ходе изучения курса у обучающихся должна сформироваться правовая культура и осознанное отношение к наркотикам, которое включает четкое определение их вреда и влияния на общество в целом
Подобные работы
- УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.228.1 УК РФ, ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УКАЗАННОГО СОСТАВА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Органы внутренних дел Российской Федерации: система и структурные
подразделения на современном этапе.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Реализация целей социального государства в праве социального обеспечения в РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Государственная молодежная политика в России и зарубежных странах: конституционно-правовое исследование
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Право граждан на страховую пенсию по старости
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и порядок назначения оперативно-розыскных мероприятий, а также использование их результатов по делам оперативного учета и в следственно-судебной практике
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



