Работа сделана на примере администрации города Армавир Краснодарского края.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления муниципальной собственностью 5
1.1 Понятие и сущность управления муниципальной собственностью 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью 8
1.3 Принципы и методы управления муниципальной собственностью 12
Глава 2. Совершенствование деятельности администрации города Армавир Краснодарского края в сфере управления муниципальной собственностью 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика города Армавир 17
2.2 Анализ деятельности по управлению муниципальной собственностью города Армавир 23
2.3 Проблемы управления муниципальной собственностью города Армавир и пути решения 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Актуальность исследования обусловлена тем, что управление собственностью является важным аспектом развития муниципалитетов.
В целом, управление муниципальной собственностью представляет собой комплексный процесс, требующий профессионального подхода, системного подхода и учета интересов всех участников. Только при соблюдении всех этих принципов можно обеспечить эффективное и устойчивое развитие городов и обеспечение комфортных условий для жизни и работы жителей.
Степень научной разработанности составляют работы ученых, занимающихся исследованием государственного и муниципального управления: Алехин Б. И. , Валиева Е.Н. , Вовченко Н. Г. , Костоглодова Е. Д. , а также исследователей в области управления финансами: Артемов Н. М. , Берзон Н. И. , Шохин С. О. и др.
Объектом исследования является муниципальная собственность города Армавир Краснодарского края.
Предметом исследования являются деятельность администрации города Армавир Краснодарского края в управлении муниципальной собственностью.
Целью данной работы является анализ деятельности управления муниципальной собственностью, выявление проблем и предложение путей решения.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Изучить сущность управления муниципальной собственностью;
Изучить нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью;
Рассмотреть принципы и методы управления муниципальной собственностью;
Проанализировать управление муниципальной собственностью города Армавир;
Рассмотреть проблемы управления муниципальной собственностью города Армавир и пути решения.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке методики управления муниципальной собственностью.
Информационно-эмпирической базой исследования явились программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Совета Федерации Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Краснодарского края и других регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, материалы научно-практических конференций и симпозиумов по проблемам управления муниципальной собственностью, аналитико-статистические обзоры, справочные и аналитические материалы, методологические и инструктивные материалы.
Методологической основой исследования является комплексная система научных методов, использованных при изучении предмета исследования: при анализе предмета исследования и формулировании выводов по его результатам использовались, в частности, историко-логический, аналитический, системный методы, а также методы статистического анализа, экономико-математического моделирования и прогнозирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.
Управление муниципальной собственностью представляет собой важный аспект деятельности муниципальных органов власти, обеспечивающий эффективное управление имущественными ресурсами на территории города или поселения. Сущность управления муниципальной собственностью заключается в осуществлении правового, организационного и экономического контроля за имущественными ценностями, принадлежащими муниципалитету.
Сущность управления муниципальной собственностью заключается в систематической деятельности по управлению имущественными ресурсами муниципалитета с целью обеспечения их эффективного использования в интересах жителей и развития территории. Для успешной реализации данного процесса необходимо соблюдать принципы прозрачности, ответственности и эффективности, а также создать эффективную систему управления и контроля за имущественными ценностями.
Принципами нормативно-правового регулирования управления муниципальной собственностью являются прежде всего законность, целевое и рациональное использование имущества, прозрачность деятельности собственников, сохранение и приумножение стоимости имущества. Законность в управлении муниципальной собственностью предполагает соблюдение всех нормативных актов и правовых требований при принятии решений по распоряжению имуществом, заключении договоров аренды или продажи, проведении аукционов и конкурсов.
Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью является важным инструментом обеспечения законности, эффективности и прозрачности в деятельности органов местного самоуправления, способствуя устойчивому развитию территории и повышению качества жизни граждан.
Управление муниципальной собственностью базируется на ряде принципов и различных методов, которые при правильном сочетании и применении создают процесс управления, гарантирующий выполнение всех функций и обязанностей, стоящих перед муниципалитетом. Кроме того, создание эффективного процесса управления муниципальной собственностью невозможно без квалифицированного персонала, способного принимать качественные и эффективные управленческие решения.
В рамках проведенного исследования, была рассмотрена деятельности администрации города Армавир Краснодарского края в сфере управления муниципальной собственностью. По итогам проведенного анализа деятельности по основным направлениям управления муниципальной собственностью, можно сделать вывод о том, что в рамках муниципального образования г. Армавир проводится активная деятельность в данной сфере. Однако результаты такой деятельности не всегда соответствуют прогнозируемым показателям, что сигнализирует о несовершенстве деятельности муниципальных органов г. Армавир в сфере управления муниципальным имуществом.
Система управления муниципальной собственностью города Армавир, как и во многих других российских городах, испытывает определенные проблемы и ограничения. Однако, существуют решения и предложения, которые могут помочь улучшить эффективность работы системы и обеспечить эффективное использование муниципальной собственности, и они предложены в рамках данной работы.
Подводя итоги, следует отметить, что предложенные рекомендации и решения могут быть полезны для улучшения системы управления муниципальной собственностью города Армавир. Однако, их реализация потребует совместных усилий граждан, органов власти и бизнеса. Только в таком случае можно будет достичь позитивных результатов и обеспечить эффективное использование муниципальных ресурсов в интересах развития города и благополучия его жителей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822
Научная и учебная литература
3. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
4. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
5. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
6. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
7. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2021. — 288 c.
8. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2022. — 280 c.
9. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2021. — 391 c.
10. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
11. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
12. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2023. — 368 c.
13. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
14. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2021. — 200 c.
15. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2022. — 32 c.
16. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2021. — 108 c.
17. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2020. — 446 c.
18. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2021. — 559 c.
19. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2021. — 333 c.
20. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2021. — 333 c.
21. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2021. — 240 c.
22. Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.
23. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
24. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
25. Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.