Формирование опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
|
Введение 3
Глава 1 Теоретике - методологические аспекты формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза 8
1.1 Сущность понятия «эмоциональная саморегуляция» в
психолого - педагогическом знании 8
1.2 Современные подходы в изучении проблемы формирования
опыта эмоциональной саморегуляции у будущих педагогов 13
1.3 Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере как способ формирования опыта эмоциональной саморегуляции у
18 студентов педагогических вузов
1.4 Саморегуляция в деятельности педагога 23
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по управлению процессом формирования опыта эмоциональной саморегуляции у 34 студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
2.1 Организации и методы исследования 34
2.2 Особенности саморегуляции будущих педагогов 47
2.3 Описание программы управления процессом формирования
опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере 53
2.4 Определение эффективности программы управления процессом
формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере 62
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложения 78
Глава 1 Теоретике - методологические аспекты формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза 8
1.1 Сущность понятия «эмоциональная саморегуляция» в
психолого - педагогическом знании 8
1.2 Современные подходы в изучении проблемы формирования
опыта эмоциональной саморегуляции у будущих педагогов 13
1.3 Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере как способ формирования опыта эмоциональной саморегуляции у
18 студентов педагогических вузов
1.4 Саморегуляция в деятельности педагога 23
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по управлению процессом формирования опыта эмоциональной саморегуляции у 34 студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
2.1 Организации и методы исследования 34
2.2 Особенности саморегуляции будущих педагогов 47
2.3 Описание программы управления процессом формирования
опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере 53
2.4 Определение эффективности программы управления процессом
формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере 62
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложения 78
Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими» Публий Сир Сформированность саморегуляции можно рассматривать как способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, правилами, ценностями и профессиональными требованиями. Обоснована необходимость наличия данного фактора у будущего учителя, так как именно в личностной саморегуляции проявляется активно-действенное отношение учителя к учащимся, к самому себе, его социальные установки, опыт, направленность и интересы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная образовательная система, при происходящих в ней процессах гуманизации и демократизации, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Такие требования выступают серьезными внешними стимулами в работе будущего учителя над самим собой. Это предполагает повышение уровня его профессиональной культуры, осуществление потребности к изменению себя, способности к творческому саморазвитию, самоутверждению себя как профессионала.
Становление молодого человека как будущего специалиста и педагога- профессионала осуществляется в процессе профессиональной подготовки. В процессе прохождения педагогической практики в летнем оздоровительном лагере закладываются основы будущей профессиональной деятельности. Несомненно, успех дальнейшей педагогической деятельности, реализуемый только в состоянии общей удовлетворенности своей личностью и профессиональными достижениями, во многом зависит от умения самого будущего учителя регулировать свое профессиональное поведение, свою профессиональную деятельность и личностные особенности.
Успех педагогической деятельности зависит от сформированности у будущего учителя личностно-педагогической саморегуляции, которая представляет собой регуляцию учителем собственных возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. В личностной саморегуляции проявляется активно-действенное отношение учителя к учащимся, к самому себе, его социальные установки, опыт, направленность и интересы.
Проблема профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов в современном мире находится в самом центре внимания исследователей всевозможных областей знания. Не является исключением и область педагогической науки в целом, а также процесс прохождения практики в летнем оздоровительном лагере в частности.
Вопросы, связанные с изучением саморегуляции педагогов и определением наиболее эффективных способов повышения уровня саморегуляции, на сегодняшний день находят свое отражение и в практической деятельности администрации летних оздоровительных лагерей, где стремятся обеспечить психологически здоровую атмосферу в педагогическом коллективе и педагогической деятельности в целом.
По данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, гораздо более подверженной дезадаптивным тенденциям [33]. Дезадаптации педагога способствует высокий уровень напряженности, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, сложность интеллектуального труда, психоэмоциональное, а также физическое напряжение. К дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность профессии вожатый, многофункциональная социально-ответственная деятельность в условиях информационных и физических перегрузок, необходимость межличностного взаимодействия с детьми проходящими оздоровление в лагерях, родителями, а также коллегами [66].
Исследования показывают, что 83,7% школьных учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность), испытывают некоторые трудности, связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. Около 54% вожатых наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 37,5% происходит снижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны для вожатых нервно-психические расстройства, переутомление, боли в спине, снижение зрения, аллергические состояния и сердечно-сосудистые заболевания [29].
Все чаще и чаще встречается феномен психоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна, снижением активности, повышением раздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессионального труда. Стресс занимает существенное место в педагогической деятельности вожатого.
Являясь важной детерминантой человеческой деятельности, стрессы, давно обратили на себя внимание психологов. История изучения этого сложного и интересного явления складывалась в психоаналитической и социологической школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования [1]. На основе этих исследований в последние годы появился ряд работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности и профессионала.
Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития - это умение понимать, что с тобой происходит и какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, а также знать свои возможности. По- другому это умение и знание можно назвать саморегуляцией [54].
Между тем, некоторые педагогические учебные заведения занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и могут не рассматривать вопросы, посвященные физическому и психологическому здоровью преподавателя, не проводить работу по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), в момент необходимости эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс, сталкиваются с трудностями.
Цель исследования: заключается в управлении процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции педагогов проходящих пед. практику в летних оздоровительных лагерях.
Объект исследования: личностно-профессиональная саморегуляция педагогов.
Предмет исследования: процесс управления формированием профессионально-личностной саморегуляции педагогов проходящих педагогическую практику в летних оздоровительных лагерях.
Гипотеза исследования: эффективность управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции практикантов возможно достичь посредством организации комплексного конструктивного взаимодействия административной, психологической служб и отдела по внеучебной работе со студентами образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему исследования;
- изучить особенности профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов;
- составить и реализовать программу управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов;
- определить эффективность программы в управлении
процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Методы исследования:
-теоретические методы - анализ научно-методических источников, теоретический анализ;
-эмпирические методы - тестирование (методика «Стиль саморегуляции поведения человека» [23]; тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции», методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных, формирующий эксперимент;
- интерпретационные методы - описание исследовательских данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Международного детского центра «Артек». В исследовании приняли участие 30 студентов практикантов направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование».
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы психологической службой МДЦ «Артек» и отделом по внеучебной работе со студентами университета в работе, направленной на формирование профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической («Теоретико - методологические аспекты формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов пед.вуза») и практической («Опытно - экспериментальная работа по управлению процессом формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов пед.вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере»), вывода по работе, заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы).
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная образовательная система, при происходящих в ней процессах гуманизации и демократизации, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Такие требования выступают серьезными внешними стимулами в работе будущего учителя над самим собой. Это предполагает повышение уровня его профессиональной культуры, осуществление потребности к изменению себя, способности к творческому саморазвитию, самоутверждению себя как профессионала.
Становление молодого человека как будущего специалиста и педагога- профессионала осуществляется в процессе профессиональной подготовки. В процессе прохождения педагогической практики в летнем оздоровительном лагере закладываются основы будущей профессиональной деятельности. Несомненно, успех дальнейшей педагогической деятельности, реализуемый только в состоянии общей удовлетворенности своей личностью и профессиональными достижениями, во многом зависит от умения самого будущего учителя регулировать свое профессиональное поведение, свою профессиональную деятельность и личностные особенности.
Успех педагогической деятельности зависит от сформированности у будущего учителя личностно-педагогической саморегуляции, которая представляет собой регуляцию учителем собственных возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. В личностной саморегуляции проявляется активно-действенное отношение учителя к учащимся, к самому себе, его социальные установки, опыт, направленность и интересы.
Проблема профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов в современном мире находится в самом центре внимания исследователей всевозможных областей знания. Не является исключением и область педагогической науки в целом, а также процесс прохождения практики в летнем оздоровительном лагере в частности.
Вопросы, связанные с изучением саморегуляции педагогов и определением наиболее эффективных способов повышения уровня саморегуляции, на сегодняшний день находят свое отражение и в практической деятельности администрации летних оздоровительных лагерей, где стремятся обеспечить психологически здоровую атмосферу в педагогическом коллективе и педагогической деятельности в целом.
По данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, гораздо более подверженной дезадаптивным тенденциям [33]. Дезадаптации педагога способствует высокий уровень напряженности, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, сложность интеллектуального труда, психоэмоциональное, а также физическое напряжение. К дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность профессии вожатый, многофункциональная социально-ответственная деятельность в условиях информационных и физических перегрузок, необходимость межличностного взаимодействия с детьми проходящими оздоровление в лагерях, родителями, а также коллегами [66].
Исследования показывают, что 83,7% школьных учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере (плохое настроение, раздражительность), испытывают некоторые трудности, связанные с регуляцией своего эмоционального состояния. Около 54% вожатых наблюдают у себя нарушения памяти и внимания, у 37,5% происходит снижение умственной и физической работоспособности. Наиболее типичны для вожатых нервно-психические расстройства, переутомление, боли в спине, снижение зрения, аллергические состояния и сердечно-сосудистые заболевания [29].
Все чаще и чаще встречается феномен психоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна, снижением активности, повышением раздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессионального труда. Стресс занимает существенное место в педагогической деятельности вожатого.
Являясь важной детерминантой человеческой деятельности, стрессы, давно обратили на себя внимание психологов. История изучения этого сложного и интересного явления складывалась в психоаналитической и социологической школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования [1]. На основе этих исследований в последние годы появился ряд работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности и профессионала.
Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития - это умение понимать, что с тобой происходит и какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, а также знать свои возможности. По- другому это умение и знание можно назвать саморегуляцией [54].
Между тем, некоторые педагогические учебные заведения занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и могут не рассматривать вопросы, посвященные физическому и психологическому здоровью преподавателя, не проводить работу по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), в момент необходимости эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс, сталкиваются с трудностями.
Цель исследования: заключается в управлении процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции педагогов проходящих пед. практику в летних оздоровительных лагерях.
Объект исследования: личностно-профессиональная саморегуляция педагогов.
Предмет исследования: процесс управления формированием профессионально-личностной саморегуляции педагогов проходящих педагогическую практику в летних оздоровительных лагерях.
Гипотеза исследования: эффективность управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции практикантов возможно достичь посредством организации комплексного конструктивного взаимодействия административной, психологической служб и отдела по внеучебной работе со студентами образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему исследования;
- изучить особенности профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов;
- составить и реализовать программу управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов;
- определить эффективность программы в управлении
процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Методы исследования:
-теоретические методы - анализ научно-методических источников, теоретический анализ;
-эмпирические методы - тестирование (методика «Стиль саморегуляции поведения человека» [23]; тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции», методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных, формирующий эксперимент;
- интерпретационные методы - описание исследовательских данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Международного детского центра «Артек». В исследовании приняли участие 30 студентов практикантов направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование».
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы психологической службой МДЦ «Артек» и отделом по внеучебной работе со студентами университета в работе, направленной на формирование профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической («Теоретико - методологические аспекты формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов пед.вуза») и практической («Опытно - экспериментальная работа по управлению процессом формирования опыта эмоциональной саморегуляции у студентов пед.вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере»), вывода по работе, заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы).
Проблема недостаточной сформированное профессионально-личностной саморегуляции у будущих педагогов достаточно актуальна и важна в системе педагогической и психологической наук.
В настоящее время интерес к проблемам саморегуляции заметно повысился. Можно говорить о скором становлении психологии саморегуляции как области общей психологии. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.
Исследованию различных аспектов особенностей внешней и внутренней регуляции поведения человека в психологии посвящено большое количество работ. Однако проведённый анализ научных работ по данной теме показал, что изучению и диагностике такого важного актива человека, как саморегуляция психических состояний, в состав которой входят доминирующие психические состояния, уделено недостаточно внимания.
Проблема саморегуляции для педагогики связана непосредственно со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности. Особенно актуален этот вопрос для педагогов.
Уровень профессионализма педагога зависит от его умения управлять своим состоянием в процессе освоения огромного количества профессионально значимой информации, а также коммуникативных перегрузок из-за большого объема межличностного общения при частом возникновении конфликтных и стрессовых ситуаций. Ведущая роль в преодолении стресса и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний принадлежит именно саморегуляции, в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные ресурсы профессионала, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации. Поэтому психическая саморегуляция становится средством управления состояниями, а владение средствами саморегуляции определяет степень профессионализма и профпригодности субъекта.
Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции - это уметь понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, а также знать свои возможности и владеть приемами саморегуляции.
Недостаточное овладение приемами саморегуляции может привести педагога к нервно-психическим расстройствам, переутомлению, нервозности, вспыльчивости, болям в отделах позвоночника, сердечно-сосудистым заболеваниям, аллергическим состояниям и эмоциональному выгоранию.
Однако, низкий уровень знаний, умений и навыков по вопросам саморегуляции не является не решаемой проблемой.
Несмотря на то, что у многих людей нет специальных способностей саморегуляции, все же каждый из нас имеет определенные навыки выхода из напряженных ситуаций, так как каждый день мы сталкиваемся с ними в той или иной мере. Люди в определенной степени способны управлять своим состоянием, но им нужны руководство и практика, необходимо развивать, совершенствовать навыки поведения в стрессовой, конфликтной ситуации, исключением не являются и педагогические работники.
При этом стоит подчеркнуть, что саморегуляция является, в первую очередь, важнейшим профессиональным качеством руководителя, без которого невозможно эффективное осуществление им своих функций.
Исходя из обозначенных выше суждений, была определена цель нашего исследования, заключающаяся в управлении процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Исследование проводилось на базе МДЦ «Артек» г. Ялта, пгт. Гурзуф. В исследовании приняли участие 45 вожатых (студентов направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05) «Педагогическое образование».
Нами были определены 3 этапа экспериментального исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение процесса формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов. Основными методиками были определены: методика «Стиль саморегуляции поведения человека» [41], тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции».
Результаты показали недостаточный уровень развития саморегуляции будущих педагогов.
Данный факт послужил основанием для принятия управленческого решения по организации работы, направленной на устранение проблемы недостаточности знаний, умений и навыков в вопросах саморегуляции.
Формирующий этап был направлен на составление и реализацию программы комплексного взаимодействия административной и психологической служб образовательного учреждения, а также отделом по внеучебной работе со студентами университета по формированию профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Программа включала в себя просветительскую работу посредством проведения бинарных лекций (изложение материала по проблеме саморегуляции). Кроме того в структуру программы вошел комплекс тренинговых занятий по формированию у педагогов навыков бесконфликтного поведения.
На контрольном этапе определялась эффективность программы по формированию профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Результаты повторной диагностики показали положительную динамику в осведомленности по теоретическим и практическим вопросам саморегуляции . Так, будущие педагоги стали более адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, овладели навыками саморегуляции, приемами аутотренинга и релаксации.
Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, позволили нам подтвердить предположение (гипотезу) о том, что эффективность управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов возможно достичь посредством организации комплексного конструктивного взаимодействия административной, психологической служб и отделом по внеучебной работе со студентами образовательного учреждения.
Результаты исследования и составленная программа определяют практическую значимость работы, поскольку могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
В настоящее время интерес к проблемам саморегуляции заметно повысился. Можно говорить о скором становлении психологии саморегуляции как области общей психологии. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.
Исследованию различных аспектов особенностей внешней и внутренней регуляции поведения человека в психологии посвящено большое количество работ. Однако проведённый анализ научных работ по данной теме показал, что изучению и диагностике такого важного актива человека, как саморегуляция психических состояний, в состав которой входят доминирующие психические состояния, уделено недостаточно внимания.
Проблема саморегуляции для педагогики связана непосредственно со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности. Особенно актуален этот вопрос для педагогов.
Уровень профессионализма педагога зависит от его умения управлять своим состоянием в процессе освоения огромного количества профессионально значимой информации, а также коммуникативных перегрузок из-за большого объема межличностного общения при частом возникновении конфликтных и стрессовых ситуаций. Ведущая роль в преодолении стресса и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний принадлежит именно саморегуляции, в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные ресурсы профессионала, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации. Поэтому психическая саморегуляция становится средством управления состояниями, а владение средствами саморегуляции определяет степень профессионализма и профпригодности субъекта.
Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции - это уметь понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, а также знать свои возможности и владеть приемами саморегуляции.
Недостаточное овладение приемами саморегуляции может привести педагога к нервно-психическим расстройствам, переутомлению, нервозности, вспыльчивости, болям в отделах позвоночника, сердечно-сосудистым заболеваниям, аллергическим состояниям и эмоциональному выгоранию.
Однако, низкий уровень знаний, умений и навыков по вопросам саморегуляции не является не решаемой проблемой.
Несмотря на то, что у многих людей нет специальных способностей саморегуляции, все же каждый из нас имеет определенные навыки выхода из напряженных ситуаций, так как каждый день мы сталкиваемся с ними в той или иной мере. Люди в определенной степени способны управлять своим состоянием, но им нужны руководство и практика, необходимо развивать, совершенствовать навыки поведения в стрессовой, конфликтной ситуации, исключением не являются и педагогические работники.
При этом стоит подчеркнуть, что саморегуляция является, в первую очередь, важнейшим профессиональным качеством руководителя, без которого невозможно эффективное осуществление им своих функций.
Исходя из обозначенных выше суждений, была определена цель нашего исследования, заключающаяся в управлении процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Исследование проводилось на базе МДЦ «Артек» г. Ялта, пгт. Гурзуф. В исследовании приняли участие 45 вожатых (студентов направления подготовки 44.03.01 и 44.03.05) «Педагогическое образование».
Нами были определены 3 этапа экспериментального исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение процесса формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов. Основными методиками были определены: методика «Стиль саморегуляции поведения человека» [41], тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции».
Результаты показали недостаточный уровень развития саморегуляции будущих педагогов.
Данный факт послужил основанием для принятия управленческого решения по организации работы, направленной на устранение проблемы недостаточности знаний, умений и навыков в вопросах саморегуляции.
Формирующий этап был направлен на составление и реализацию программы комплексного взаимодействия административной и психологической служб образовательного учреждения, а также отделом по внеучебной работе со студентами университета по формированию профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Программа включала в себя просветительскую работу посредством проведения бинарных лекций (изложение материала по проблеме саморегуляции). Кроме того в структуру программы вошел комплекс тренинговых занятий по формированию у педагогов навыков бесконфликтного поведения.
На контрольном этапе определялась эффективность программы по формированию профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.
Результаты повторной диагностики показали положительную динамику в осведомленности по теоретическим и практическим вопросам саморегуляции . Так, будущие педагоги стали более адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, овладели навыками саморегуляции, приемами аутотренинга и релаксации.
Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, позволили нам подтвердить предположение (гипотезу) о том, что эффективность управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов возможно достичь посредством организации комплексного конструктивного взаимодействия административной, психологической служб и отделом по внеучебной работе со студентами образовательного учреждения.
Результаты исследования и составленная программа определяют практическую значимость работы, поскольку могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на управления процессом формирования профессионально-личностной саморегуляции будущих педагогов.



