ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понятие и виды дизартрий 6
1.2. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе 15
1.3. Особенности нарушения произносительной стороны речи у
дошкольников с дизартрией 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Методы и организация экспериментального исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 31
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Принципы, цель и задачи логопедической работы 42
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 44
3.3. Анализ полученных результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Дизартрия - (речедвигательное расстройство) - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры.
Научная разработка проблемы дизартрических нарушений в отечественной логопедии связана с именами известных врачей - неврологов, врачей-психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов
О.Г. Приходько, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина и др. Все современные авторы единодушно согласны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с её неврологическими, логопедическими и психологическими аспектами исследования.
В отечественной специальной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.
В наше время проблема дизартрических нарушений стоит очень остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно с дизартрией, год от года растёт, а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами и патологиями, осложнёнными дизартрической симптоматикой (с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).
Дизартрия требует комплексного подхода лечения, использование классических методик уже не достаточного для эффективного воздействия.
Исследования детей в дошкольных общеобразовательных организациях показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в развитии речи. Среди наиболее распространенных нарушений такие как фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонетическое нарушение речи. Однако, дизартрия может встречаться при тяжелых нарушениях речи. По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетикофонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют дизартрию и ее проявления.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной и в нынешнее время. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети с дизартрией, нуждаются в длительной, систематической и чаще индивидуальной логопедической помощи.
В связи с этим проблемой исследования является выявление особенностей произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией и применение методов и приемов по коррекции выявленных нарушений в ходе логопедической работы. Решение этой проблемы и является целью исследования.
Объект обследования - произносительная сторона речи
Предмет исследования - логопедическая работа по коррекции произносительной стороны речи дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - выявить уровень сформированности произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией и подобрать методы и приемы коррекции выявленных нарушений для логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования; определить методологические основы обследования и коррекции произносительной стороны у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить, проанализировать особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
3. На основе анализа полученных результатов использовать методы коррекционно-педагогической работы по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
4. В ходе контрольного эксперимента проанализировать эффективность предложенной работы и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией будет более эффективной, если коррекционная работа осуществляется поэтапно с использованием специальных приемов.
Методы исследования использовались следующие:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• констатирующий эксперимент;
• формирующий педагогический эксперимент;
• контрольный эксперимент;
• количественный и качественный анализ данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Дизартрия очень распространенное расстройство. Проблемы дизартрии были изучены в работах О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелиной, О.А. Токаревой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Архиповой и др. Основными дефектами при дизартрии являются смазанная и невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в словах. Старшим дошкольникам, у которых есть дизартрия, требуется длительная, систематическая и чаще индивидуальная логопедия.
Проблема дифференциальной диагностики дизартрии и организация помощи для этих детей остается актуальной, учитывая преобладание этого дефекта.
Анализ литературных источников показал, что база артикуляции в онтогенезе формируется постепенно, и в пять лет является совершенной. При своевременном формировании фонемного слуха речевая система ребенка нормализуется в пять лет. Дизартрия - это патология речи, которая проявляется в нарушениях фонетических и просодических компонентов функциональной системы речи и возникает из-за органического поражения мозга.
Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематического аспекта речи. Фонетические расстройства распространены, что приводит к структуре дефекта речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Констатирующий эксперимент поводился на базе МБДОУ детский сад № 39 г. Пенза в сентябре 2022 года.
Целью исследования послужило выявление уровня сформированности произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Для исследования было собрано 17 детей из 4-х групп детского сада.
Задания детям предлагались по следующей схеме:
1. Обследование общей моторики;
2. Обследование мелкой моторики;
3. Задание на исследование артикуляционного аппарата;
4. Задание на исследование состояния мимики;
5. Исследование звукопроизношения;
6. Исследование просодической стороны речи;
7. Исследование интонационной стороны речи.
Во время экспериментального исследования выяснилось, что произношение речи у детей дошкольного возраста с дизартрией еще не сформировалось полностью.
Сам характер отклонений произношений и употребления в речи звуков указывает на недостаточную полноту фонематического восприятия. Недостаточность проявляется в выполнении специальных заданий по различию звуков. У детей возникали затруднения, когда им предлагали позвонить в колокольчик в момент произношения какого-либо определенного звука или слога.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с дизартрией наблюдались общая смазанность речи и нечеткость дикции.
Нами был проведен формирующий эксперимент.
В процессе проведения работы решались такие задачи:
1. Снижение степени проявления моторных дефектов в речевом аппарате - нормализация мышечного тонуса и двигательной функции артикуляторного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звучности, управляемости голоса в речевом потоке; развитие синхронного голоса, дыхания и артикуляции;
3. Формирование артикуляционной практики на стадии образования, автоматизации и дифференциации речевых звуков;
...
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
2. Афонькина, Ю.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. - М.: АРКТИ, 2012. - 104 с.
3. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. [Электронный ресурс]: - Спб.: 2002. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0398/index.shtml
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
5. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение,
2005. - 154 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с.
7. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии / Г.В. Гвоздев, С.И. Маевская. - М.: 2003. - 75 с.
8. Гаврилова, А.С. Логопедические игры / А.С. Гаврилова, С.А. Шанина, С.Ю. Ращупкина. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 168 с.
9. Герасимова, А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. - 688 с.
10. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушения фонематической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. - СПБ.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена: Изд. «Союз», 2002. - 62 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд. Литур, КнигоМир, 2011. - 320 с.
12. Журба, Л.Т. Минимальные мозговые дисфункции / Л.Т. Журба,
Е.М. Мастюкова. [Электронный ресурс]: - М.: 2002. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01007777665
13. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. - М.: 2002. - 41 с.
14. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / авт. сост. Тырышкина, О.В. / О.В. Тырышкина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 239 с.
15. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 280 с., ил.
... всего 48 источников