Введение 3
Глава I. Формирование исторического самосознания в условиях перехода к информационному обществу
§1.1. «Историческая память», «историческое сознание», «историческое самосознание»: содержание и соотношение синонимичных понятий 13
§1.2. Возможности и механизмы воздействия средств массовой информации на общественное сознание 18
§1.3. Проблема интерпретации событий истории России в различных отечественных и зарубежных средствах массовой информации 29
Глава II. Разработка методики формирования исторического сознания в процессе реализации программ внеучебной деятельности в образовательных организациях
§2.1. Формирование информационной культуры и исторического сознания
учащейся молодежи: методологические и методические аспекты проблемы 63
§2.2. Программа по организации внеучебной деятельности «Школьный
пресс-центр» 74
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 92
Актуальность темы. Проблема опосредованности формирования массового сознания воздействием средств массовой информации отнюдь не нова. Исследователи отмечают, что «о психологическом воздействии СМИ начали говорить еще с момента появления в 1450 году первого печатного станка»1. Но сегодня, в начале XXI века, когда выходом во всемирную Сеть оснащена даже «обычная» микроволновая печь, СМИ (Интернет, телевидение, печатная пресса, радио) постепенно приобретают значение тотального властителя дум и чаяний рядового обывателя, потребителя благ цивилизации.. Функционал средств массовой информации также значительно возрос: теперь СМИ, кроме того, что информируют население о
происходящем в стране и мире, оказывают также непосредственное влияние на социализацию, образование и воспитание подрастающего поколения, кроме того, современные СМИ обладают и коммуникативной, развлекательной, аналитической функциями, а также функцией формирования общественного мнения. С развитием информационных технологии и СМИ коренным образом изменилось и окружающее человека информационное пространство. Человек ныне обладает возможностью узнать то, что он хочет не прилагая для того особых усилий - достаточно всего лишь нажать нужную клавишу на гаджете или же «скомандовать» «окей гугл». Если на одном конце планеты произошло какое-либо заслуживающее всеобщего интереса событие, информация о нём тут же, в считанные минуты, распространяется по свету и высвечивается на мониторах миллионов пользователей, обладающих доступом во всемирную Сеть.
Ежедневно современный человек сталкивается с громадными объёмами разноплановой информации. Однако именно сейчас особенно обострилась проблема качества получаемой информации. Отмечается, что «увеличение количества каналов информации и скорости ее распространения открывает все большие возможности воздействия на человека»2. Посещая те или иные сайты, пользователь может наткнуться на ложную, недостоверную, сфальсифицированную информацию, и принять её в качестве правдивой, качественной. Зачастую предоставляемые СМИ человеку сведения уже проинтерпретированы редакторами с учётом «пожеланий» своих спонсоров. Зная, какое громадное влияние на аудиторию оказывают средства массовой информации, государство и иные «заказчики», не стесняясь, используют возможности СМИ для достижения своих целей. Ввиду особой важности истории в процессе гражданско-патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности молодёжи, проблеме конструирования объективного исторической сознания вне школы уделяется первостепенное внимание.
Таким образом, объектом исследования выступает процесс формирования исторического самосознания российского общества.
Предмет исследования - механизм и способы воздействия средств массовой информации на формирование исторического самосознания современного российского общества.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период со времени образования государства Российская Федерация (1991) и до настоящего времени.
Степень изученности проблемы. Как отмечают исследователи, манипулирование сознанием - тема универсальная, изучением которой занимаются представители многих наук, включая исторические. Данная проблема стала привлекать к себе ученых сравнительно недавно, с 40 - 60-х гг. минувшего века, что принято связывать с быстрыми темпами развития на Западе социальной психологии. Следует заметить, что научных работ, посвященных всестороннему изучению влияния средств массовой информации на широкую аудиторию, и в России, и за рубежом выходило и выходит достаточно много. Пытаясь исчерпывающе объяснить феномен медиавоздействия, авторы предлагают новые концепции, демонстрируя тем самым возможность для широкого и многогранного изучения природы данного явления.
...
В результате изучения источников и научной литературы по заявленной проблематике нами был проведён комплексный анализ проблемы формирования исторического самосознания российского общества на
современном этапе посредством реализации потенциала средств массовой информации.
Сперва отметим, что перед нами стояла задача разграничения близких по значению понятий «историческая память», «историческое сознание», «историческое самосознание». Для начала пару слов скажем о соотношении первых двух. В ходе изучения специальной литературы мы пришли к убеждению, что историческое сознание как форма общественного сознания предполагает выделение двухуровневой структуры, включающей обыденно- практический и научно-теоретический уровни. Обращение к предложенной структуре исторического сознания не случайно, так как это ключ к решению проблемы проведения границы между «историческим сознанием» и «исторической памятью». Отмечая по результатам исследования
фрагментарнось, несистематизированную форму, предвзятые суждения, а также эмоциональную окрашенность исторической памяти, мы заключаем, что указанные характеристики сближают последнюю с историческим сознанием на обыденно-практическом уровне. А вот историческое сознание на научно-теоретическом уровне можно рассматривать как продукт историзма.
Далее перейдём к центральному понятию нашего исследования - историческому самосознанию общества. Мы выяснили, что сознание человека, направленное самого себя, именуется в науке самосознанием. Подобный терминологический подход оправдан и по отношению к самосознанию общества. Следовательно, под историческим самосознанием общества мы понимаем осознание социумом себя как уникальной социокультурной исторической общности, обладающей, несмотря на социальные, классовые, этнические, конфессиональные, региональные и иные различия, единой системой культурно-исторических и духовнонравственных ценностей.
В рамках исследования мы рассмотрели основные механизмы (приёмы) воздействия СМИ на общественное сознание, выделяемые как отечественными, так и зарубежными исследователями.
• упрощение (предварительная обработка информации для лучшего её усвоения и принятия людьми с разными установками, уровнем образования и культуры);
• стереотипизация (создание и распространение стереотипов - упрощенных образов действительности (не всегда объективных); данный приём тесно взаимосвязан с приёмом упрощения);
• сенсационность (тенденция подчеркнуть сенсационный характер информации);
• изменение ассоциативного поля слова (формирование и изменение состава объединений слов-ассоциатов вокруг слова-стимула);
• повторение (приём строится на теории, что повторяющиеся в различных вариациях утверждения, в конечном счёте, принимаются человеком как данность);
• принцип первоочерёдности (в основе принципа лежит теория о том, первичную информацию в силу особенностей психики наше сознание в большей степени склонно воспринимать на веру, чем информацию, полученную несколько позже).
...
1. Васильева, Л.А. Делаем новости. Учебное пособие / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с.
2. Верстаков, А.П. Медиаобразование в школе: школьная телестудия / А.П. Верстаков, С.С. Смирнов, С.А. Шувалов. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. - 64 с.
3. Исхаков, Р.Л. Прикосновение к харизме / Р.Л. Исхаков, М.В. Ситникова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2006. - 196 с.
4. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. - М. : Просвещение, 1997. - 190 с.
5. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. - 400 с.
6. Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.
7. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 240 с.
8. Лепилкина, О.И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов ОУ / О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 272 с.
9. Ныркова Л.М. Как делается газета: Практич. пособие / Л.М. Ныркова. - М.: ТОО «Гендальф», 1998. - 68 с.
10. Олешко, В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» / В.Ф. Олешко. - М.: РИП - холдинг, 2005 - 222 с.
11. Саруханов, В.А. Азбука телевидения / В.А. Саруханов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
12. Свитич, Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.Г. Свитич. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 255 с.
13. Соломатина, О.А. 101 совет по работе со СМИ / О.А. Соломатина. - Москва: Альпина Паблишер, 2011. - 54 с.
14. Спирина, Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа. Материалы к занятиям / Н.А. Спирина. - М.: Учитель, 2010. - 208 с.
15. Шостак, М.И. Репортер: Профессионализм и этика / М.И. Шостак. - М.: РИП-холдинг, 2001. - 164 с.
... всего 130 источников