Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о природе родного края как часть патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №159836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 7
1.2. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Формирование представлений о природе родного края как
средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ КАК ЧАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня сформированности представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста, как показателя патриотического воспитания 32
2.2. Содержание работы по формированию представлений о природе
родного края как части патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Проверка эффективности проведенной работы по патриотическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [8].
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Первые чувства патриотизма и гражданственности... Доступны ли они дошкольникам? И как донести до детей эти чувства?
Природа - это так знакомо, понятно и близко детям. Поэтому большое значение для формирования патриотических чувств имеет общение с природой.
Исходя из этого, можно сказать, что целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему
и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, любознательность, восхищение красотой и бережное отношение к природе родного края.
Любой край неповторим. В каждом месте своя особая, неповторимая близкая сердцу и глазу природа: удивительная зеленая зона лесов, лугов, переплетающаяся с колосящимися полями, журчанием ручьев, полноводием рек, ароматом разноцветных цветов, богатый мир животных, птиц, насекомых.
Чтобы детские глаза могли это увидеть, душа «проснулась» для восприятия прекрасного, нужно помогать каждому ребенку почувствовать себя частью природы родного края. Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственные отношения к действительности.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает личность человека и помогает заложить азы патриотизма. Это свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование представлений о природе родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность формирования
представлений о природе родного края в качестве средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать понятие «патриотического воспитание», его цель, задачи и содержание применительно к детям старшего дошкольного возраста, а также роль представлений о природе родного края в этом процессе;
3) изучить исходный уровень сформированности представлений о родной природе у детей старшего дошкольного возраста, как показателя патриотического воспитания;
4) определить содержание работы, направленной на формирование представлений о родной природе у детей старшего дошкольного возраста как части патриотического воспитания, и провести ее апробацию;
5) проверить эффективность проведенной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос патриотического воспитания детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальным. Важность формирования чувства любви к Родине подчеркивают многие педагоги прошлого и настоящего, а также авторы образовательных программ ДОО.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что все авторы указывают на то, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду должно проводиться целенаправленно и систематично. В качестве основополагающего фактора патриотического воспитания дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Эти качества закладываются в период дошкольного детства и составляют основу патриотического воспитания.
В ходе формирования представлений о природе своего края происходит воспитание у дошкольников правильного отношения к ней, умение бережно обращаться с живыми существами. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родной природой является важным шагом на пути к познанию родного края и воспитания любви к Родине.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство детей ЭГ и КГ имеют средний и низкий уровень сформированности представлений о природе родного края, как показателя патриотического воспитания. Дети называли некоторые виды растений, животных и птиц, обитающих в нашем крае. Некоторые дошкольники в обеих группах на момент начала экспериментальной работы знали и понимали взаимосвязь объектов природы между собой, природы и человека, но не располагали достаточными знаниями в области охраны природы или не проявляли интереса к этому.
После проведения серии занятий на формирующем этапе эксперимента, направленных на формирование представлений о родной природе как части патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уровень сформированности исследуемых представлений у детей ЭГ о природных объектах своего края значительно повысился, что показали нам результаты, полученные на контрольном этапе.
Таким образом, выдвинутая перед началом исследования гипотеза о том, что формирование представлений о природе родного края является эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, нашла свое практическое подтверждение.


1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С.16-24.
3. Бесова М.А. Воспитываем патриотов. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
4. Бобылева Л. К природе - с добротой. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 51-54.
5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2004. - 192 с.
6. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России. //
Педагогические науки. - 2006. - №5. - С. 12-19.
7. Груздева Л.Н. Дошкольный возраст: о первоначальном
формировании моральных представлений и норм. // Дошкольное воспитание. - 2006 . - №10. - С. 8-14.
8. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
9. Жуковская Р.И. Родной край. / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1990. - 185 с.
10. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 11-14.
11. Званцова М.Е. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе экологической культуры. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - №4. - С. 86-90.
12. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа. / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий, 2008. - 96 с.
13. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9. - С. 16-21.
14. Казакова С.Т. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009. - 214 с.
15. Касаткина Е.В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой. // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 79-83.
... всего 39 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ