Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Социально-психологические и возрастные характеристики
студенчества 8
1.2. Феномен общения. Функции и типы общения Особенности
общения в юности 21
1.3. Понятие социальной перцепции. Социально-перцептивные
установки. Роль социальной перцепции в общении 32
Глава 2. Изучение связи личностных характеристик студентов с их социально-перцептивными установками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 49
Выводы 64
Заключение 68
Список используемых источников 70
Приложение 74
На протяжении всей жизни человек постоянно находится в контакте с окружающими, что является основой для формирования межличностных взаимоотношений. Каждый из нас является субъектом совершенно различных отношений. Отношения между людьми выстраиваются в зависимости от того, как они воспринимают своих партнеров по общению. Такая оценка не в последнюю очередь связана с их поведением и внешней презентацией. На основе таких оценок мы формируем свое отношению к собеседнику, делаем различные предположения об их личностных характеристиках.
Восприятие человеком других людей в рамках психологической литературы определяется через термин «перцептивной стороны общения». Перцептивная сторона общения определяет процесс общения, его качество и результат. Основными компонентами процесса перцепции можно назвать восприятие и оценку партнера по общению.
Неоднозначная и крайне сложная природа социальной перцепции является причиной, требующей постоянного её изучения, ведь то, как люди воспринимают друг друга, напрямую влияет на атмосферу в социуме, характер отношений между группами и ценностные ориентиры общества. Исследования, посвященные изучению социальной перцепции, позволяют пополнять наши представления о процессуальной стороне восприятия, и способны максимально уточнить его специфику. Некоторые из исследователей предполагают, что основное отличие процессов межличностного восприятия от других составляющих социальной перцепции, заключается именно в наличии некоторого момента причинной интерпретации. Однако, несмотря на большое количество усилий психологического сообщества, которое направлено на изучение данной области, многие вопросы остаются до сих пор неразрешенными.
Особую роль в процессе восприятия одним человеком другого играют различные установки. Выделяют три основных типа установки на восприятие другого человека - позитивную, негативную и адекватную.
Если позитивная установка доминирует, возрастает вероятность того, что положительные качества другого человека будут переоценены. Негативная же установка выражается в подозрительности и недоверчивости субъекта восприятия. Адекватная установка отражает реальное положение вещей, когда другой человек воспринимается в диалектичном единстве его положительных и отрицательных качеств.
Содержание и модальность установки на восприятие другого человека во многом определяются личностными характеристиками. Одним из направлений в изучении социально-перцептивных навыков осуществляется в направлении их связи с характеристиками личности.
Студенчество является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Обучение в вузе является не только важной стадией профессионального, но и личностного становления. Период обучения в вузе оказывает большое влияние на личностное развитие человека и на его взаимоотношения с другими людьми.
Студенчество входит в возрастной период, который получил название ступени индивидуализации. Основной проблемой молодого человека становится построение индивидуального, своего собственного отношения к миру. Решение этой проблемы связано с рефлексией всех своих качеств, характеристик, способностей. На ступени индивидуализации начинается авторство в становлении своего «Я», сознательное и целенаправленное саморазвитие. В размышлениях о своих достоинствах и недостатках берет начало работа по самосовершенствованию, стремление преодолеть в себе те или иные свойства личности.
...
Важной и существенной стороной жизни человека является общение - такая форма активности личности, которая проявляет себя через конкретные отношения между разными людьми, и включает в себя обмен идеями, образами и представлениями, а также восприятие и понимание партнерами друг друга. В общении раскрывается внутренний мир одного человека для другого. Отношения между людьми выстраиваются в зависимости от того, как они воспринимают своих партнеров по общению. Общение является одним из основных способов взаимодействия психических миров людей.
Все процессы межличностной коммуникации обязательно опосредуются системами образов «Я», «Я глазами Другого», «Другой моими глазами», каждый из которых выполняет важную ориентирующую и регулирующую функцию. В том случае, если хотя бы один из названных образов будет искажен или представлен недостаточно адекватно, возникают нарушения в процессах межличностной коммуникации.
Неоднозначная и крайне сложная природа социальной перцепции является причиной, требующей постоянного её изучения, ведь то, как люди воспринимают друг друга, напрямую влияет на атмосферу в социуме, характер отношений между группами и ценностные ориентиры общества. Исследования, посвященные изучению социальной перцепции, позволяют пополнять наши представления о процессуальной стороне восприятия, и способны максимально уточнить его специфику.
Проведенное исследование было направлено на изучение связи личностных характеристик студентов с их социально-перцептивными установками. Исследование проводилось на студенческой выборке.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты с разными типами социально-перцептивных установок различаются по таким личностным характеристикам, как уровень самооценки и критичности, уровень субъективного контроля в области межличностных отношений, а также по таким показателям самоотношения как саморуководство и самопривязанность.
В целом по выборке установлена статистически значимая связь показателей социальной перцепции с уровнем критичности.
Внутри групп с разными типами социально-перцептивных установок - негативными, позитивными, нейтральными - обнаружена статистически значимая связь показателей социальной перцепции с показателями интернальности в области межличностных отношений.
Полученные диагностические данные могут быть использованы в ходе сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе, а также для разработки программ тренингов личностного развития и коммуникативных тренингов.
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы //URL:http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyev_izbr annye-trudy_t2_1980
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2002. - 320 с.
4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
6. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 256 с.
7. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. Учебное пособие для вузов // URL: http://psychojournal.rU/books/857-volkov-b-s-psihologiya-vozrasta.html#t20c
8. Деркач А.А. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.). Серия: Высшее образование, 2001. - 600 с.
9. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. - М.: «Речь», 2005. - 40 с.
10. Дроздова Т.В. Исследование динамики личностных новообразований студентов / Т.В. Дроздова // Актуальные проблемы высшего профессионального образования. - Кострома: Изд-во КГСХА, 2005. - С. 141142.
11. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
12. Кон И.С. Социология личности - М.: «Книга по требованию» 2014.
- 383 с. // URL: Режим доступа: https://books.google.ru/books
13. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. - М.: издательство МПСИ, 2006. - 160 с.
14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., Питер, 2005 - 940 с.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.
... всего 41 источник