ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1. Характеристика исследовательской деятельности 6
2. Познавательные особенности детей основной школы 12
3. Оценка состояния организации проектно -исследовательской
деятельности по физике в основной школе 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 21
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 21
1. Технология проведения домашних исследований по физике
обучающихся 7 классов 21
2. Технология проектно-исследовательской деятельности обучающихся
7-8 классов 42
3. Технология изготовления ветрогенератора в рамках проектно -
исследовательской деятельности обучающихся основной школы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
В современных реалиях формирование качеств личности школьников в процессе участия их самих в активном поиске информации, в процессе усвоения знаний содержания образовательных дисциплин всех учебно - предметных областей предполагает переход с пути усвоения определенного объема учебной информации обучающимися на путь развития личности самого ученика, его познавательных и сознательных способностей. Такую переориентацию система образования РФ предлагает осуществить всем общеобразовательным школам во всех предметных областях.
Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС, предполагает качественное преобразование учебных действий обучающихся основной школы на основе развития общих способов действия, развитию рефлексии, переноса в различные предметные области знаний.
Результатом обучения и воспитания школьников будет способность у ребят выделять самостоятельно нужную информацию не только из источников знаний, но и через эмпирический метод познания, путём проведения активной экспериментаторской и исследовательской работы при содействии учителя, готовность применять практически эти знания, брать ответственность за принятие решений, способность актуализировать и систематизировать уже полученные знания для процессов постижения знаний в дальнейшем на любом уровне образования будь то школа или вуз.
Все вышесказанное поможет реализовать переход от объяснительно-иллюстративного способа к деятельностному, где уже субъектом учебной деятельности является сам ученик. Процесс обучения конкретной области знаний предполагает совместную деятельность ученика и учителя, при том, что учитель не только должен быть профессионально подкован в знаниях методов обучения, но и уметь ими пользоваться, так как сама творческая атмосфера получения знаний, способная побудить ребенка к активному поиску нового, во многом зависит от учителя. Такое вовлечение ученика в обучение подготовить к взрослой жизни активного, ищущего, деятельностного человека, который не будет тушеваться перед трудностями, а всегда найдет их пути решения.
Л.В. Выгодским, Ж. Пиаже, Л.И. Божович и другими психологами было отмечено, что наибольшее стремление к экспериментальной исследовательской деятельности отмечается у обучающихся 7-8 классов основной школы. На основе таких данных необходимо проведение качественной работы по формированию навыков проектно - исследовательской деятельности в этих классах. Возраст 13-14 лет предполагает возможность ученикам окунуться в мир неизведанного, для кого-то может быть даже волшебного познания окружающей их действительности, которая раньше только частично (и, в основном, о живой природе) объяснялась на уроках окружающего мира, географии, биологии.
Фронтальные лабораторные работы, физический практикум, домашние эксперименты и проектно-исследовательская деятельность позволяют сформировать экспериментальные умения, заложенные в основе универсальных учебных действий, так как реализация ФГОС предполагает наличие экспериментальной деятельности в образовательном процессе.
Важными методами познания и видами учебной деятельности в рамках изучения физики являются наблюдение и эксперимент. Они могут использоваться как при выполнении фронтальных лабораторных работ или практикумов, так и при проектно-исследовательской деятельности...
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает на возрастном уровне 7-8 класса, благодаря развитию рефлексии общих способов действия и возможности их переноса в различные учебно-предметные области, качественное преобразование учебных действий.
Проектно-исследовательская деятельность является одним из значимых дидактических резервов для достижения высоких образовательных результатов. Каждому обучающемуся предоставляется возможность окунуться в экспериментаторскую деятельность, которая базируется на теоретических знаниях и практических навыках, полученных на уроках физики. Несмотря на большой список предлагаемых экспериментов, материалы для их проведения имеются у школьников дома, поэтому родителям юных экспериментаторов больших затрат такая деятельность не принесёт. Такой процесс практического осмысления изученных физических законов и понятий принесёт свои плоды: школьники будут интересоваться больше наукой «физика», а значит, у них будет возможность открыть для себя мир Интернета с новой стороны, пользоваться гаджетами не только для развлечений, но и в целях познания.
В данной магистерской диссертации была выполнена цель: разработать методику организации исследовательской деятельности в основной школе. В работе был проведен анализ учебно-методического комплекта, разработана система домашних экспериментальных заданий по физике 7 класса, оформлены методические рекомендации по выполнению домашних экспериментов для школьников, представлены план устных ответов, примерный расчётный бланк, а также критерии оценивания домашних экспериментальных заданий.
Также в работе была представлена разработка по организации проектно-исследовательской деятельности в 7-8 классах основной школы по физике, представлен комплекс проектов и исследований по физике для 7-8 классов, а также пример готового проекта «Ветрогенератор». Методическая разработка опробирована в МБОУ СОШ №74 г. Пензы на учениках 7 -х и 8-х классов.
При погружении в проектно-исследовательскую деятельность в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче способы и методы, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получают возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений.
Представленная методическая рекомендация по внедрению домашних экспериментов в процесс обучения физике, на мой взгляд, привлекательна не только для обучающихся, но будет интересна и учителям.
1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, А.В. Фомина //Исследовательская работа школьников. - 2001. - № 1. - C. 24-33.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности/ В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [текст]/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Изд. центр «Академия», 2007.
- 128с.
4. Ванькова, В.С. Условия организации проектной деятельности школьников/ Ванькова В.С., Шумакова В.А. // Современная педагогика. 2016. № 7
5. Горев, Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Л.А. Горев. - М.: Просвещение, 1985. - 175с.
6. Довнар, Э.А. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике / Э.А. Довнар, Ю.А. Курочкин, П.Н. Сидорович. - Минск: «Народная асвета», 1981.
- 96 с.
7. Кассир Е.И. Учебно-исследовательская деятельность в общеобразовательной школе / Е. И. Кассир - Екатеринбург : Екатеринбургский дом учителя. - 54 с.
8. Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 207.
9. Ковтунович, М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики VII-VIII классов) / М.Г. Ковтунович: Дисс... канд. пед. наук. - Челябинск, 1994. - 218 с.
10. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.ГорчаковаСибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
11. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся /А.В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2002. - 110 с.
12. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.— М.: Педагогика, 1983. - 320 с., ил.
13. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников / Современные наукоемкие технологии. - Москва, «Академия Естествознания». - 2011. - № 1. - 121 с.
14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное
обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.В. Матяш.-М.:Издательский центр «Академия», 2011.-144 с.
15.Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /А.С. Обухов. - М.: Изд-во «Прометей» МГПУ, 2006. - 224 с...21