ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ
НА ТОРГАХ 9
1.1 Торги как способ заключения договора: понятие и правовая сущность 9
1.2 Виды и формы торгов, проблемы разграничения 14
2 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ: ПРОБЛЕМЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 19
2.1 Правовое регулирование заключения договора на торгах 19
2.2 Особенности заключения договоров на торгах в отдельных видах 24
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ 41
3.1 Анализ практики правоприменения судами положений действующего законодательства при разрешении споров, возникающих в ходе заключения
договоров на торгах 41
3.2 Преимущества и недостатки региональной системы проведения торгов ... 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В 1992 году в России начался процесс перехода к рыночной экономике и свободному рынку. Этот процесс не мог не затронуть механизмы заключения гражданско- правовых договоров между хозяйствующими субъектами. Именно тогда в России впервые появился новый, ранее неизвестный плановой экономике способ заключения договора - торги. Еще римское право знало институт торгов, а в западных странах торги применяются уже со второй половины XX века, однако в России история и практика проведения торгов насчитывает немногим более 30 лет.
С развитием рыночных отношений в России заключение хозяйственных договоров на торгах (аукционе, конкурсе), то есть в условиях конкуренции их участников, вошло в практику установления хозяйственных отношений (в сфере приватизации, аренды земли, публичных закупок, предоставлении земельных участков для строительства, распределении квот на добычу водных и биоресурсов, заключении договора подряда, лесопользовании, реализации предмета залога, распространении рекламы, продаже бюро кредитных историй, биржевой торговле). Как способ принудительной реализации имущества неисправного должника аукционная продажа имущества широко применяется при исполнении судебных решений.
Таким образом, сегодня практически любой договор может быть заключен на торгах, в том числе электронных торгах, поскольку собственник имущества может по своему усмотрению выбирать способ заключения договора (традиционный по модели «оферта-акцепт» или на торгах с целью выявления наилучшего ценового предложения), а в установленных законом случаях - только на торгах. Этим определяется численность нормативно-правовых актов, которыми урегулировано проведение торгов (аукционов, конкурсов). Между тем, довольно часто в правовой науке обсуждается соответствующая проблематика, касающаяся правовой природы торгов, существа данного института, а также порядка применения законодательства о торгах.
Таким образом, актуальность исследования темы заключения договора на торгах обусловлена тем, что в настоящее время недостаточно разработан механизм регулирования правовых отношений, возникающих в рамках вышеупомянутых соглашений. В российской судебной практике на сегодняшний день сложилось несколько различных точек зрения касательно урегулирования споров, связанных с договором, заключенным на торгах, и его правовой природой. Таким образом, можно прийти к выводу, что данная тема является актуальной для более детального исследования.
Помимо этого, для того, чтобы институт договорных конструкций получил свое дальнейшее развитие в рамках гражданского права, необходимо дополнительное всестороннее изучение торгов, как в целом, так и в качестве содержания правоотношений, порождающих исполнение обязательств, определенных сторонами договорных конструкций. Данное исследование позволит не только сформулировать определение торгов в гражданском праве более корректно, но и избежать некоторых противоречий, которые существуют на данный момент в правоприменительной практике относительно процедуры заключения договора на торгах.
Цель магистерской диссертации: выявление проблем теории, законодательства и судебной практики в сфере заключения договора на торгах и формирование предложений по преодолению имеющихся разногласий на основе проведенного исследования...
В настоящем исследовании была предпринята попытка всесторонне исследовать гражданско-правовую проблематику заключения договора на торгах.
В гражданском законодательстве, по нашему мнению, имеются недочёты, касательно регулирования института договоров, заключенный на торгах. Понятие торгов в настоящее время является обширным. Мы пришли к выводу о том, что в статье 446 Гражданского кодекса РФ нет определения к термину «торги» и предложили внести в данную статью раскрытие терминологии, касательно заключения договора на торгах.
Отсутствие легального понятия торгов приводит к проблемам практического характера. Этот вопрос является актуальным для развития и совершенствования правового механизма торгов. В этой связи в Гражданском кодексе РФ предложено закрепить данное понятие, сформулировав его следующим образом: «Торги - это основанный на конкуренции (состязательности) специальный способ (процедура) обязательного заключения договора с лицом, выигравшим торги». Таким образом, с учетом сказанного сделан вывод о том, что заключение договора - это юридическая функция торгов.
Законодатель не определяет и виды торгов, а лишь определяет в каких формах бывают торги, то есть, законодатель смешивает виды и формы в одной формулировке. С этим мы также несогласны и предложили внести разделение торгов по их видам и формам в гражданское законодательство.
Проблемой правового регулирования заключения договоров на торгах является отсутствие единого правового регулирования, наличие большого количества подзаконных и отраслевых актов.
Актуальной остается проблема законодательного регулирования механизмов проведения торгов.
В механизме заключения договоров на торгах в отдельных видах также имеются специфические проблемы. Например, правовая проблема механизма заключения договора на торгах в процедуре конкурсного производства связана с внесением задатка и его размером, который определяется конкурсным управляющим. Бывает так, что организаторы торгов указывают в извещении о проведении торгов неактуальные банковские реквизиты для внесения задатка или неправильно определяют сроки его внесения. Это приводит к недопущению потенциальных покупателей к торгам. Вопрос, касающийся размера задатка, является очень серьезным, поскольку имеет место коррупционная составляющая. Арбитражным управляющим регулируется ситуация на рынке потенциальных покупателей. Например, им устанавливается небольшой размер задатка, когда он не заинтересован в объекте продажи или определенном покупателе; когда он имеет личный конфликт интересов, корыстный мотив, то им устанавливается максимальный размер задатка с целью отсечения большинства покупателей. По нашему мнению, размер задатка должен определяться собранием кредиторов, поскольку собранием кредиторов устанавливаются все правила, касающиеся продажи имущества, а задаток является важнейшим правилом (кем будет оплачен задаток, тот зайдет на торги). Мы считаем, что размер задатка не больше 20 процентов от начальной продажной цены имущества - это значительные затраты.
Есть проблемы и в процедуре заключения договора на торгах для государственных и муниципальных нужд. Так у организатора торгов имеется право их проведения в электронной форме в таком виде, в каком это представляется возможным, однако законодательно эта процедура является не только не регламентированной, но и не обязательной. Таким образом, происходит ситуация, при которой участникам торгов не только не обеспечивается справедливый уровень конкуренции и равный доступ к аукционам на право заключения договоров, но и исключается открытость и прозрачность информации о потенциально конкурентных процедурах. Вышеизложенное в свою очередь ведет к невозможности формирования единой правоприменительной практики как в работе контрольных органов, так и судебных инстанций...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2023. - №11. - Ст. 1416.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. -29.10.2001. - №44. - Ст. 4147.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - №46, - Ст. 4532.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190- ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. -2005 г. - №1 (часть I). - Ст. 16.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. -03.01.2005. - №1 (часть 1). - Ст. 14.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. -11.12.2006. - №50. - Ст. 5278.
8. Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.1998, №29, - Ст. 3400.
9. Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -03.08.1998. - №31. - Ст. 3813.
10. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. -28.10.2002. - № 43. - Ст. 4190.
11. Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2007. - №41. - Ст. 4849.
12. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011 г. - №30 (часть I) - ст. 4571
13. Федеральный закон от 21.11.2011 №325-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об организованных торгах» // Собрание законодательства РФ. -10.04.2011. - № 48. - Ст. 6726.
14. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Собрание законодательства РФ. -08.04.2013.
- №14, - Ст. 1652.
15. Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2015. - № 22. - Ст. 1268...56