Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования индивидуально-типологических особенностей личности подростков, занимающихся различными видами танцев 6
1.1. Понятие индивидуально-типологических особенностей личности в
работах зарубежных и отечественных психологов 6
1.2. Общая характеристика подросткового возраста 19
1.3. Личностные характеристики лиц, занимающихся различными видами
танцев 29
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-типологических особенностей личности подростков, занимающихся различными видами танцев 34
2.1. Описание методов и этапов проведения исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 62
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
В настоящее время возросло число подростков, занимающихся различными видами танцев. Подростковому возрасту свойственно стремление к индивидуальности, к познанию своего «Я», своих способностей и особенностей. В своем исследовании мы постараемся отобразить взаимосвязь выбранного стиля танца и индивидуально-типологических особенностей личности подростка. Танец - это одна из самых древних форм самовыражения. В танце человек может показать с помощью своего тела и движений свое внутреннее состояние, освободиться от накопившихся эмоций и «пережить» какие-то возможно стрессовые ситуации. В наше время существует достаточно много танцевальных стилей. Особенно популярен среди подростков - хип-хоп. Хип-хоп характеризуется эмоциональностью, динамичностью, некой дерзостью и силой движений и включает в себя такие элементы как «кач», прыжки, базовые шаги, акробатику. Так же, танцорам этого стиля очень важна концентрация внимания и быстрая переключаемость моторно-двигательного аппарата. Всегда очень ярким и артистичным являлся народный танец, который включает в себя всевозможные пляски, хороводы, вращения, приседы. Народный танец отличает необыкновенная жизнерадостность, резвое и задорное исполнение. Здесь так же очень важна стойкость внимания и быстрая переключаемость. Более новый вид танца - это контемпорари. Он характеризуется плавностью, пластичностью и в то же время резкостью движений, расслабленностью. Этот стиль еще называю «танцем свободы».
Часто можно увидеть, как например, мало эмоциональный подросток с флегматическими чертами выбирает направление хип-хоп, где от него будут требовать резкость и жесткость движений, и быстроту их выполнения, высокую эмоциональную отдачу. Такому ребенку будет тяжело и практически невозможно освоить данный стиль. Поэтому важно учитывать не только свои физические возможность, но и индивидуально-типологические особенности при выборе стиля танцев
Актуальность выбранной темы связана с проблемой выбора подростком танцевального направления с учетом своих способностей, темперамента и психических компонентов личности, которые могут повлиять на качество получения знаний в танцевальной сфере.
Целью исследования является изучение индивидуально-типологических особенностей личности подростков, занимающихся различными видами танцев для использования диагностических данных в работе педагогов и психологов...
Актуальность данной работы связана с проблемой выбора подростком танцевального направления с учетом своих способностей, темперамента и психических компонентов личности, которые могут повлиять на качество получения знаний в танцевальной сфере. Существуют исследования, направленные на изучение индивидуально-типологических особенностей личностей разных возрастов, занимающихся различными видами танцев. Однако, исследований, раскрывающих индивидуально-типологические особенности подростков, занимающихся такими видами танцев как, хип-хоп, контемпорари и народный танец нет. Данный факт так же подчеркивает актуальность выбранной темы.
Индивидуально-типологические особенности - это неповторимое своеобразие психики каждого человека. Индивидуальные особенности личности ярко проявляются в темпераменте, характере и способностях.
Наше исследование направлено на изучение индивидуально-типологических особенностей личности подростков, занимающихся различными видами танцев для разработки рекомендаций педагогам и психологам.
Для проведения исследования, направленного на изучение индивидуально-типологических особенностей личности подростков, занимающихся различными видами танцев, использовались следующие методики:
1. Опросник структуры темперамента В. М. Русалова, направленный на диагностику предметно - деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента, позволяющую количественно оценить его свойства, а именно: пластичность, энергичность, темп и эмоциональность.
2. Опросник Айзенка EPQ, направленный на изучение индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии/интроверсии и психотизма.
3. Многофакторный опросник личности Р. Кеттелла, направленный на диагностику индивидуально-психологических черт личности.
Обобщив результаты по проведенным методикам, можно сделать следующий вывод:
- подростки, танцующие хип-хоп более общительны, открыты и эмоциональны. Им свойственна повышенная импульсивность, моторно-двигательная быстрота, легкость переключения с одного вида деятельности на другой.
- танцоры стиля контемпорари - характеризуются своим спокойствием, конкретностью мышления, недостатком в гибкости поведения. Они менее открыты к общению, склонны подчинять эмоции разуму. Характерна эмоциональная неустойчивость в стрессовых ситуациях.
- подростки, занимающиеся народным танцем - оптимистичны, уступчивы и откровенны, однако достаточно осторожны в общении. Этим ребятам свойственна повышенная эмоциональная чувствительность, а также, высокий самоконтроль, настойчивость в достижении цели и высокая сила воли.
С помощью критерия математической статистики Манна - Уитни мы подтвердили существование различий в личностных факторах и структуре темперамента у подростков, занимающихся разными видами танцев. Таким образом, гипотеза о существовании различий в индивидуально-типологических особенностях личности у подростков, занимающихся различными видами танцев была подтверждена частично.
Результаты данного исследования могут быть использованы:
- педагогами и родителями для более общего представления об индивидуально-типологических особенностях личности подростков, занимающихся различными видами танцев;
- психологами и педагогами, для учёта индивидуально-типологических особенностей личности, при рекомендации подростку конкретного стиля танца;
- подростками, для более полного представления об индивидуально - типологических особенностях человека, занимающегося тем или иным стилем танца и соответственно, более правильным выбором, подходящего для себя танцевального направления.
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие - Москва: Академия, 2014. - 329 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2000. - 672 с.
4. Ахметова О.А. Стабильность и динамика личностных особенностей в подростковом возрасте / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская// Вопросы психологии - 2016 - №2- С.44 -53.
5. Безруких М.М. Подростковый и юношеский возраст // Возрастная физиология: Учебное пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер, - 3е изд. - М. 2008. -354 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ- Медиа, 2008. - 612 с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., Академия педагогических и социальных наук, 1995.
8. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной транспективы субъекта // Психологический журнал. - 1998. - №2.
9. Волков Б.С. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Пед. об-во России, 2001. -240 с.
10. Волков Б.С., «Практические вопросы детской психологии» / Б.С.Волков, Н.В. Волкова, СПБ., «Питер», 2009. - 208 с.
11. Выготский Л.С. Темперамент и характер// Выготский Л.С. Психология.- М.: 2000. -1008 с.
12. Гуревич П.С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: Инфра- М, 2015. - 330 с.
13. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2013. - 296 с.
14. Дружинин В.Н. Психология: Учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2007. - 512 с...42