Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития социальной активности студента во вне учебной деятельности 9
1.1 Исследование проблемы развития социальной активности студента
во вне учебной деятельности 9
1.2 Процесс развития социальной активности студента во вне ученой
деятельности 19
1.3 Технология формирования социальной активности студента во вне
учебной деятельности 26
Глава 2 Исследование развития социальной активности студентов во вне учебной деятельности 39
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2 Качественный и количественный анализ данных эксперимента 48
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Современные направления в развитии учебно-воспитательного процесса определяются задачами подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности; специалиста высокой квалификации, способного не только воспроизвести полученные в вузе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющих нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушных к проблемам и заботам общества, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами (Е. В. Бондаревская, С. Н. Бегидова, В. А. Сластелин, А. А. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. Н. Митина, и др.).
Быстрые темпы педагогического развития, изменения содержания, характера труда специалистов педагогического профиля в значительной степени осложняют процесс профессиональной адаптации выпускников вуза - молодых специалистов к стремительно меняющимся требованиям производства и рыночных отношений, поэтому важнейшая социальная функция вуза, как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления и развития личности, позволяющих индивиду адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества.
Приоритетной должна стать так называемая «либеральная модель» образования, ориентированная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности, поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту развития социальной активности студентов.
В системе высшего профессионального образования сложился опыт, характеризующие различные модели и технологии формирования социальной активности студенчества. Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий:
- между потребностью перехода к личностно-ориентированному подходу в подготовке специалиста, способного адекватно реагировать на негативные явления в социальной среде, и сложившимися стереотипами унифицированного образования;
- между постоянно растущими требованиями к социальной активности будущих специалистов и слабой разработанностью теоретических
основ её формирования в воспитательной системе вуза;
- между традиционной системой воспитательной работы, пропагандирующей мероприятийный подход и важностью учёта воспитательной системой, специфики будущей профессии;
- между открывающимися возможностями новых молодёжных объединений и организации, возникающих в студенческой среде и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности студентов в социально- полезной деятельности.
Таким образом, констатируются противоречия между постоянно растущими требованиями общества к социальному развитию личности специалиста и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях вуза; низким уровнем социальной активности студентов и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях воспитательной системы вуза.
Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы нашего исследования, и позволила сформулировать его проблему: каковы теоретические основы процесса развития социальной активности студента и особенности ее становления в условиях воспитательной среды вуза.
Предмет исследования - развитие социальной активности студента во вне учебной деятельности.
Цель исследования - выявить совокупность теоретических положений и изучить развития социальной активности студентов во вне учебной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие социальной активности студента вуза будет эффективным и примет управляемый характер, если модернизировать содержание и структуру воспитательной системы вуза, направленной на развитие социальной активности студента; изучить развитие социальной активности студента во вне учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) выявить особенности социального воспитания студентов в вузе;
2) определить сущность, содержание, структурные компоненты социальной активности студента вуза, критерии и уровни её сформированности;
3) обосновать и экспериментально проверить комплекс психо лого - педагогических условий и механизмов, обеспечивающий успешность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза;
4) разработать и экспериментально апробировать технологию развития социальной активности студента во вне учебной деятельности.
Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам: современной педагогики (Е. В. Бондаревская, И. С. Сергеев, В. В. Сериков, В А. Сластенин, А. И. Кочетов, Е. Н. Шиянов и др.); профессионального образования и профессионального становления личности педагога (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, С. Н. Бегидова, М. Я. Виленский, А. А. Деркач, А. А. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Д. Неверкович, В. А. Сластенин, Д. В. Чернилевский и др.);
гуманистические идеи личностно-ориентированного образования (Е. В Бондаревская, Н. Г. Пешкова, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов и др.);
теории педагогических и воспитательных систем (Г. И. Батурина, М. Л. Калужский, В. А. Караковский, А. И. Кочетов, М. С. Печерский и др.);
теории социализации личности, раскрывающие роль социальной среды в развитии личности на основе активного включения ее в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность (Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.); теории воспитательной системы вуза (А. С. Запесоцкий, А. Г. Пашков, В. Ш. Масленникова, А. В. Репринцев, Е. Н. Степанов, В. А. Слободчиков, A. Н. Ходусов и др.); теории развивающего и проблемного обучения (П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.); единство профессионального и личностного развития в деятельности (А. А. Дергач, B. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Маслоу, Л. М. Митина, и др.)
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников по теме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент); диагностические (беседа, тестирование, опросные методики, создание специальных педагогических ситуаций).
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич, модификация Д. А. Леонтьева);
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой;
- «Диагностика мотивационной структуры личности» В. А. Мильмана;
- авторская анкета.
В качестве методов математической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Пензенского государственного университета, факультета педагогики, психологии и социальных наук с декабря 2018 по декабрь 2020 года, и охватывала в общей сложности 125 человек.
Организация исследования включала 3 этапа:
Первый этап - проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и оценка современного состояния проблемы; определены основные направления исследования;
сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа экспериментальной работы.
Второй этап - поведен констатирующий срез с целью выявления исходного уровня развития социальной активности студентов вуза; разработаны критерии, обоснованы психолого-педагогические условия и механизмы.
Третий этап - организован и проведен эксперимент по выявлению социальной активности студента в воспитательной системе вуза, обработаны и проанализированы полученные данные; систематизированы и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы; оформлен текст магистерской диссертации, и приложений.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении диапазона знаний об организации воспитательного процесса, направленного на развитие социальной активности студентов; определении этапов развития социальной активности студентов во вне учебной деятельности, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию ее становления.
Практическая значимость исследования определяется тем, что реализация разработанной технологии повышает эффективность воспитания социально-ориентированной личности в вузе. Предложенный автором комплекс психолого-педагогических условий и механизмов позволяет повысить эффективность развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза.
Работа состоит из введения, двух глав, заключений, списка использованных источников и приложений.
Развитие социальной активности студентов - это двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение студентом социального опыта путём вхождения в воспитательную среду вуза, систему его социальных связей и активное воспроизводство системы социальных связей студентом за счёт его активной творческой деятельности.
Социальная активность личности представляет собой комплексное образование, состоящее из взаимосвязанных структурных компонентов: мотивационных, ценностных; когнитивных, деятельностно - творческих; аналитических; критериями которых, определяющими их сформированность, являются: социальные знания, готовность к саморазвитию и образованию, ценностные ориентации, мотивация достижения, рефлексия, эмпатия, самооценка, творческий потенциал.
Структурно-функциональная модель развития социальной активности студентов в воспитательной системе вуза включает в себя два блока: системный - взаимосвязанные подсистемы целеполагания, содержания и результата, и функциональный (воспитывающая, адаптационная, формирующие функции), а также взаимодействие трёх систем: социальной среды, системы профессионального образования и внутренней среды развития личности.
Эффективность развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий: модернизация содержания и структуры
воспитательной системы вуза как системы, направленной на развитие социальной активности студентов вуза; формирование установки на самореализацию студентов в процессе воспитательной деятельности; развитие субъектной позиции и личностного смысла; повышение уровня самосознания и ответственности субъектов воспитания, и механизмов, обуславливающих успешность её развития: подражание, игра, самостоятельная деятельность, рефлексия.
Таким образом, опираясь на теоретические положения проблемы развития социальной активности студентов как условия профессионального становления и опыт практического ее решения на примере образовательного процесса вуза, мы сделали вывод о том, что профессиональное становление выступает в качестве личностной характеристики субъекта и служит фоном для развития социальной активности личности студента, причем студент выступает в качестве субъекта познавательной и профессиональной деятельности.
Технология развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза характеризуется наличием диагностически заданной цели (развитие социальной активности студента); последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; обоснованным выбором средств и методов взаимодействия, форм организации воспитательного процесса и предусматривающая осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной деятельности педагога и учащегося. Технология включает следующие этапы: адаптационный, содержательный, интеграционный, что обеспечивает постепенность и систематичность её реализации.
Происходящие изменения в жизни общества и системе образования обозначили проблему поиска путей и условий повышения общественной активности личности студента в процессе обучения в вузе. Особое место в воспитательной работе со студентами традиционно занимала позиция формирования и развития их активности путем включения в различные виды внеучебной творческой, трудовой, познавательной деятельности. Только участвуя в различных вузовских мероприятиях, либо состоя в студенческом активе, или общественной организации студент сможет реализоваться во время учебы в вузе.
Вовлечение студентов в организацию и проведение культурно- досуговой деятельности на факультете с первых месяцев обучения в вузе способствует успешному становлению общественной активности студентов.
Можно с уверенностью сказать, что на факультете педагогики, психологии и социальных наук Пензенского государственного университета созданы оптимальные условия и выработана верная стратегия развития общественной активности студентов, для успешного формирования общественно активной личности. А формирование общественной активности и инициативы студентов, формирование организаторских и управленческих умений и навыков, содействует развитию творческого потенциала студентов и их профессиональному росту.
Характер, направленность, цели становления студентов как активных субъектов общественных отношений, как специалистов, в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития нашего общества. Преобразование социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2017. - 528 с.
2. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [Текст] /
B. П. Бранский. - СПб.: Питер, 2012. - 210 с.
3. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1987. - 110 с.
4. Вайсман, Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе [Текст] / Р.С. Вайсман // Вопросы психологии: девятнадцатый год издания / под ред. А.А. Смирнова, О.А. Конопкина. - 1973. - №5 сентябрь-октябрь 1973. - С. 30-41.
5. Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности [Текст] / И.И. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. - 2000. - № 4. - C. 33-41.
6. Величко, С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной
реадаптации [Текст] / С.В. Величко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы: материалы международной научно-практической конференции (март 2017 г.) / Под ред.
Н.А. Коваль. - Тамбов: Издательство ТГРУ, 2017. - С. 126-130.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2019. - 1136 с.
8. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. - 2018. - №1. - С. 96-105.
9. Дворецкая, Г.В. Экономика труда [Текст] / Г.В. Дворецкая, В.П. Махварылов. - Киев: Виша школа, 2013. - 312 с.
10. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 512 с.
12. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2012. - 640 с.
13. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
14. Леонтьев, Д.А. Современная психология мотивации [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. - С. 29-37.
15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2012. - 511 с.
16. Маленкова, А.Ю. Ценности и социальные аксиомы работающей и учащейся молодежи [Текст] / А.Ю. Маленкова, Т.А. Чередниченко // Материалы IV региональной научно-практической конференции «Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения» (Омск, 2017г.). - Омск: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения, 2017. - С. 54-64.
17. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка [Текст] / В.Н. Марков. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 264 с.
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. - М: Просвещение, 2011. - 158 с.
19. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия [Текст] / А. Маслоу. - М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2012. - 272 с.
20. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные
психологические труды [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2019. - 544 с.
21. Осипова, М.Р. Исследование ценностных ориентаций и мотивации работающих студентов [Текст] / М.Р. Осипова // фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - №12(4). - С. 32-34.
22. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб ГУП, 2011. - 533 с.
23. Подобина, О.Б. Жизненные ценности работающего человека в
провинции [Текст] / О.Б. Подобина // Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Горизонты зрелости» (Москва, 2015 г.). -
Москва: Горизонты зрелости, 2015. - С. 246-249.
24. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / под ред. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2017. - 496 с.
25. Сохранов-Преображенский, В.В. Сущностные характеристики
самоопределения личности в процессе смыслообразования [Текст] / В.В. Сохранов-Преображенский, О.В. Борзенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2(34). - С. 157-163.
26. Сурина, И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии [Текст] / И.А. Сурина. - М.: Социум, 2019. - 183с.
27. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Знание, 2013. - 96 с.
28. Темницкий, А.Л. Ценности жизненного успеха и их воплощение у работающего населения России [Текст] / А.Л. Темницкий // Вестник Института социологии. - 2018. - № 26. - С. 121-142.
29. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия. Психология личности [Текст] / В. Франкл. - М.: МГУ, 1982. - С. 118-126.
30. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. - М.: Республика, 2012. - 415 с.
31. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности [Текст] /
Э. Шпрангер // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Московского университета, 2017. - С.55¬60.
32. Якобсон, П. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. Якобсон. - Москва: Просвещение, 1969. - 317 с.
33. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа прогнозирования развития личности [Текст] / М.С. Яницкий. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. - С. 71-93.