Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы переживания одиночества в юношеском возрасте 6
1.1. Сущность феномена одиночества, его виды 6
1.2. Анализ научных подходов к изучению переживания одиночества 18
1.3. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте.
Виртуальное и реальное общение 28
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества у юношей и девушек, предпочитающих реальное и виртуальное общение 46
2.1. Процедура и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 48
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложение 65
Каждый человек в течение всей жизни вынужден выбирать между одиночеством и пребыванием в контакте с другими людьми. Одиночество рассматривается с точки зрения переживания собственной невовлеченности в связи с другими людьми. Многие не различают болезненное переживание одиночества как изолированности от людей и переживание, связанное с уединением, которое является необходимым для самопознания и самоактуализации. Стремление избежать одиночества не всегда является целесообразным. Способами ухода от данных переживаний являются взаимоотношения и взаимодействия с людьми, постоянное общение.
За последние несколько лет, особенно с появлением глобальных компьютерных сетей, компьютеризация практически охватила все сферы жизни человечества. С появлением виртуального общения, у людей появилась возможность вести разговор друг с другом без реального взаимодействия. Благодаря анонимности, доступности и ощущению безопасности человек может формировать доверительные отношения даже с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных последствий. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос о том, есть ли различия в переживании одиночества у тех, кто предпочитает реальное и виртуальное общение. Так как наиболее активным периодом самостоятельного освоения и уверенного пользования интернетом является юношеский возраст, то представляет интерес рассмотрение проблемы влияния виртуального общения на личность, а именно на переживание одиночества, в данный период жизни.
Цель - выявление различий в переживании одиночества у лиц юношеского возраста, предпочитающих реальное и виртуальное общение, для дальнейшего использования в психологическом консультировании.
Объект - переживания одиночества у лиц юношеского возраста.
Предмет - различия в переживании одиночества у юношей и девушек, предпочитающих реальное и виртуальное общение.
Гипотеза - существуют различия в переживании одиночества у лиц юношеского возраста, которые предпочитают виртуальное и реальное общение.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических исследований по проблеме переживания одиночества у юношей и девушек, выбирающих реальное и виртуальное общение.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению различий в переживании одиночества у лиц юношеского возраста,предпочитающих реальное и виртуальное общение.
3. Проанализировать результаты диагностики и предоставить интерпретацию полученных данных.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по данной проблеме;
• анкетирование;
• беседа;
• методы математической обработки данных (критерий Фишера).
Методики:
• Социологическая анкета «Социальные сети как средство коммуникации молодежи» Е.А. Щеуловой и А.Е. Николаевой
• Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
• Дифференциальный опросник переживания одиночества
• Методика «Направленность личности» В. Смейкала и М. Кучера
База исследования - эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №58 г. Пензы. В нём принимали участие 40 обучающихся в возрасте 15-16 лет. Впоследствии из первоначальной выборки был осуществлен отбор 33 старшеклассников, которые вошли в 2 группы. В первую группу вошли старшеклассники, предпочитающие реальное общение (17 человек). Вторую группу составили старшеклассники, предпочитающие виртуальное общение (16 человек).
Таким образом, гипотеза данного исследования подтверждена полностью. Выявлено, что лица юношеского возраста, предпочитающие реальное и виртуальное общение, значительно различаются по уровню одиночества и своему отношению к его проявлениям.
Для данного исследования был осуществлен отбор старшеклассников в группы по предпочитаемости этих видов общения с помощью анкетирования «Социальные сети как средство коммуникации молодежи» Е.А. Щеуловой и А.Е. Николаевой. В результате были отобраны представители в каждую группу.
С помощью методики «Направленность личности» В. Смейкала и М. Кучера удалось исключить влияние фактора направленности личности на результаты исследования.
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона позволила выявить значимые различия в среднем уровне одиночества. Юноши и девушки, предпочитающие виртуальное общение, переживают это состояние в большей степени.
Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева был использован для выявления видовой принадлежности одиночества юношей и девушек. Выявлены значимые различия между исследуемыми группами. Юноши и девушки, которые предпочитают виртуальное общение, более подвержены состоянию так называемого позитивного одиночества. Старшеклассники, выбирающие реальное общение, негативно относятся к этому состоянию.
В данной работе рассматривались такие теоретические вопросы как, сущность феномена одиночества, виды одиночества, подходы к пониманию одиночества, особенности его переживания в юношеском возрасте, реальное и виртуальное общение юношей и девушек. В ходе работы была подтверждена актуальность психологических исследований переживаний одиночества в юношеском возрасте и специфики их общения.
На протяжении работы удалось решить определенные во введении задачи. Посредством использованных литературных источников были рассмотрены отличительные черты проявлений одиночества у юношей и девушек, предпочитающих реальное и виртуальное общение. Было проведено эмпирическое исследование по заданной теме, произведена интерпретация результатов и сформулированы выводы. Решение данных задач привело к достижению поставленной цели работы - выявление различии в переживании одиночества у лиц юношеского возраста, предпочитающих реальное и виртуальное общение.
Данное исследование может быть использовано в процессе психологопедагогического сопровождения лиц юношеского возраста. Его можно продолжить для выявления различий между юношами и девушками, предпочитающими реальное и виртуальное общение.