Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Потери среди гражданского населения СССР в период Великой Отечественной войны

Работа №159777

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Потери среди гражданского населения СССР в 1941-1945 гг 8
1.1 Оценка потерь мирных советских граждан в различные периоды Великой
Отечественной войны 8
1.2 Методы подсчета людских потерь 18
Глава 2. Изучение темы «Потери среди гражданского населения СССР в пе­риод Великой Отечественной войны» на внеклассном мероприятии 27
2.1 Методы и приёмы проведения внеклассного мероприятия 27
2.2 Разработка авторской рабочей программы по Второй мировой войне. Проектировка внеурочного занятия по теме: «Бедствия народа. Вторая миро­
вая война» 33
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Приложения 55

Одним из самых тяжелых испытаний, которая перенесла наша страна, является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Это особая часть исто­рии государства, рассказывающая о том, как нашему народу удалось перене­сти духовные и материальные испытания. Каждый встал на защиту своей ро­дины от нападения фашистской Германии и союзных ей стран. Нашей армии удалось выполнить тяжелую задачу по разгрому сил противника и освобож­дению европейских народов от гитлеровского порабощения.
Итог войны - победа, но где война, там и смерть. Печальным и страш­нейшим последствие войны являются людские жертвы. Жизнь каждого чело­века бесценна. Но глазами политиков, толкающих людей убивать друг друга, жертвы всего лишь один из итогов войны, а сама война и есть политика. На протяжении всей истории человечество понимало, что война губительна для развития общества, она ведёт только к утрате потенциала. На сегодняшний день нет достоверной информации по тому, сколько мирных жизней унесли войны в античное время, средние века и других периодах истории. К сожале­нию, история запомнила лишь имена Наполеона, Александра Македонского, Юлия Цезаря, а именно тех, кто виновен в гибели сотни тысяч человек.
Проблема данной темы, заключается в недостаточной изученности по­терь среди гражданского населения. Большее внимание в исторической лите­ратуре уделяется потерям среди военных, ведь именно на солдат приходится больший удар. После войны И.В. Сталиным были представлены лишь при­близительные цифры потерь, по его словам, они составляли 7 миллионов че­ловек. Советский Союз не хотел показаться слабым на международной арене. Отсюда мы можем сделать вывод, что многие архивные документы были за­секречены. В 1960-е годы Н.С. Хрущевым были обнародованы потери СССР в 20 миллионов человек. В настоящее время официальная цифра потерь со­ставляет 26,6 млн.человек.
Актуальность темы обусловлена тем, что Великая Отечественная вой­на повлияла и на наше поколение. По приведенным в нашей работе данным, большие потери несло мирное население нашей страны, поэтому «демогра­фическое эхо» войны наше государство испытывает и по сей день.
Цель работы - проанализировать и систематизировать данные о поте­рях среди гражданского населения СССР в годы Великой Отечественной войны.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) изучить и проанализировать труды историков по данной теме;
2) дать полную оценку потерь мирных советских граждан;
3) изучить методы подсчета людских потерь;
4) разработать программу внеурочной деятельности по теме Второй мировой войны.
Объектом исследования являются количественные показатели потерь среди гражданского населения СССР во время Великой Отечественной вой­ны.
Предмет исследования - методики подсчета потерь среди граждан­ского населения СССР.
Для решения поставленных задач применяются различные методы ис­следования:
1) анализ, синтез и другие общенаучные методы - при обработке историче­ской и демографической литературы по проблеме исследования;
2) статистический метод - при обработке фактических данных.
Хронологические рамки работы охватывают 1941-1945 гг. В 1939 г. прошла последняя перед войной перепись населения, эти данные являются отправной точкой в наших исследованиях. На данные переписи опирается большинство исследователей в области изучения людских потерь. Заканчи­ваются хронологические рамки окончанием Великой отечественной войны.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение потерь среди гражданского населения СССР во время Вели­кой Отечественной войны имеет значимый характер для региональной и оте­чественной науки. В исследовании основное внимание было уделено потерям мирного населения СССР. Представлены и проанализированы статистиче­ские данные по гибели гражданского населения во время оккупации, подсчи­таны демографические последствия. В нашей работе можно найти ответы на вопрос, сколько было преднамеренно истреблено мирного населения во вре­мя оккупации, численность населения, угнанного гитлеровцами на работы в Германию с оккупированной территории.
Целью работы являлось исследование людских потерь среди граждан­ского населения, а также изучение возможности применения материалов ис­следования в практической педагогической деятельности в средней школе. Для достижения цели было решено несколько задач:
1. Проанализировав труды учёных-историков, нами были обобщены статистические данные по людским потерям, проанализированы и составле­ны таблицы о числе погибших мирных граждан для каждой из союзных рес­публик. На основе используемой литературы представлены статистические данные по гибели гражданского населения на каждый из периодов войны.
2. Несмотря на то, что установить точную цифру смертей среди мирно­го населения крайне сложно, нами были представлены обобщающие данные ранее изучавших эту тему ученых-историков. При подсчете выделены основ­ные аспекты: преднамеренно истребленное мирное население во время окку­пации - 7420379 человек; погибшие из-за голода, отсутствия медицинской помощи, различных болезней - 4100000 человек; погибшие во время прину­дительных работ - 2164313 человек. Данный список не учитывает мирное население, погибшее во время обстрела и блокады городов. К примеру, бло­када Ленинграда унесла 658000 жизней среди гражданского населения, во время бомбардирования Сталинграда погибло около 40 тысяч человек. По подсчетам Дж. Барбера и М. Харрисона, за всё время войны на общее число безвозвратных потерь (26,6 миллионов человек) на долю мирного населения приходится 13,7 миллионов жизней.
3. В результате нашего исследования были установлены наиболее эф­фективные методы подсчета людских потерь среди гражданского населения. Метод пропорционального подсчета имеет свои плюсы в том, что безвоз­вратные потери распределяются в одинаковой мере на всей совокупности её частей. Но при таком расчете на учитывается то, что оккупация немецко- фашистскими войсками происходила не во всех союзных республиках. По­мимо этого, данный метод не учитывает жестокость карательных органов на различных территориях.
Проанализирован метод прямого подсчета. Нами установлено, для дан­ного метода важны наличные сведения по потерям гражданского населения. Для достижения результата важно комбинировать метод прямого подсчета с пропорциональным.
В ходе исследования метода демографического баланса мы пришли к выводу, что для данного приема необходимы правдивые сведения о количе­стве населения на момент начала войны и по её окончанию, о числе тех, кто родился во время войны, сведения по естественной смертности на тот пери­од. К сожалению, получить полностью достоверную информацию с помо­щью данного метода мы не можем. Данные ученых, прибегавших к нему, разнятся. Примером того служат сведения статистических органов СССР. Во время переписи населения до и после войны не была учтена численность мигрирующего населения, что и даёт разницу в цифрах.
4. Нами была разработана авторская рабочая программа по Второй ми­ровой войне. Данная программа является уникальной. Во-первых, её акту­альность обусловлена отсутствием данного рода рабочих программ внеуроч­ной деятельности, так как обучение по ФГОС 11-х классов придётся только на 2022 год. Во-вторых, на основных занятиях по истории учителю зачастую не удаётся охватить все события Второй мировой войны, данная разработка решит проблему по изучению одного из самых масштабных международных конфликтов. В-третьих, внеурочные занятия помогут учащимся подготовить­ся к итоговой аттестации ЕГЭ.
...


1. ФГОС основного общего образования - Приказ Минобрнауки Рос­сии от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)
2. Источники
2. Большевик. 1946. № 13. [Электронный ресурс]
https://elibrary.tambovlib.ru: Электронная библиотека Тамбовской области. URL: https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=7476#n=15986 (дата обращения: 19.05.2020).
3. ПРАВДА. 1946. № 62 [Электронный ресурс]
https://dlib.eastview.com/: «Правда». Электронный архив (DA-PRA). https://dlib.eastview.com/browse/doc/21396010 (дата обращения: 19.05.2020).
4. Пленум ЦК КПСС 15 - 19 декабря 1958 г. Стенографический отчет [Электронный ресурс] // http://xn--80aagr1bl7a.net: История. Материалы и до­кументы. URL:http://xn80aagr1bl7a.net/index.php?md=books&to=art&id=986 (дата обращения: 19.05.2020).
3. Исследования по теме
5. Андреев Е. М., Дарский Л. Е., Харькова Т. Л. Население Советского Союза 1922-1991 / под.ред. А. Г. Волкова. - М.: Наука, 1993. - 143 с.
6. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Но­вейшее справочное издание / Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Бури- ков, В.В. Гуркин. М.: Вече, 2009. - 384 с.
7. Великая Отечественная катастрофа: 1941: итоги дискуссии / А. Иса­ев, М. Солонин, В. Суворов [и др.]. - Москва: Эксмо: Яуза, 2009. - 764 с.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче- ский.конструктор: пособие для учителя / П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
9. Голотик С.И. Минаев В.В. Демографические потери СССР в Великой Отечественной войне: история подсчетов // Новый исторический вестник. - 2007.- № 2. - С. 272-285.
10. Грудзев М.В. Воспитание гражданственности в условиях обнов­ляющейся России // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 45.
11. Дорошин А.Г. Мы - мирные люди: Очерки о войне / Пенза: ПГПУ, 2003. - 134с.
12. Жиромская В.Б. Численность населения России в 1939 г.: поиск ис­тины // Население России в 1920-1950-е гг.: Численность, потери, миграции. М. : Ин-т росс.истории РАН, 1994. -С. 27-49.
13. Земской В.И. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944-1956 гг.) // Социологические исследования. -1995. -№5. -С. 19­24.
14. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повсе­дневность. 1945-1953; РАН: Ин-т Российской истории. - М: РОССПЭН, 1999. - 229 с.
15. Михалев С.Н. Людские потери в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Стат. исслед.; Рос. Акад. естеств. наук, отд-ниевоен. истории, культуры и права. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск: Краснояр. пед. ун-т, 2000. - 139 с.
... всего 33 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ