«Использование креолизованных текстов на уроках английского языка как средства формирования социокультурной компетенции младших школьников»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования креолизованного текста как средства формирования социокультурной компетенции младших школьников 6
1.1. Проблема формирования социокультурной компетенции в
психолого-педагогическом знании 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
социокультурной компетенции у учащихся начальной школы 11
1.3. Использование креолизованных текстов в современных УМК по
английскому языку 17
Выводы по первой главе 28
Глава II. Использование креолизованных текстов на уроках английского языка с целью формирования социокультурной компетенции младших
школьников 29
2.1. Отбор содержания учебного материала при работе с
креолизованными текстами 29
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 51
Глава I. Теоретические аспекты использования креолизованного текста как средства формирования социокультурной компетенции младших школьников 6
1.1. Проблема формирования социокультурной компетенции в
психолого-педагогическом знании 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
социокультурной компетенции у учащихся начальной школы 11
1.3. Использование креолизованных текстов в современных УМК по
английскому языку 17
Выводы по первой главе 28
Глава II. Использование креолизованных текстов на уроках английского языка с целью формирования социокультурной компетенции младших
школьников 29
2.1. Отбор содержания учебного материала при работе с
креолизованными текстами 29
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 51
Глобальные изменения в современном мире оказали влияние и на сферу преподавания иностранного языка. Иностранный язык в настоящее время - не только умение понять собеседника и выразить собственные мысли, но и умение извлечь необходимую информацию из обширной информационной среды. Иноязычная среда предстаёт многослойным явлением, и задача современного учителя - подготовить учащегося к участию в этом многомерном диалоге культур. Необходимость соизучения языка и культуры обусловила повышенное внимание к такому понятию как «социокультурная компетенция».
Проблемами формирования социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам занимались как отечественные (И.Л. Бим, Е.Е. Боровков, В.Г. Костомаров, К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов), так и зарубежные ученые (К. Крамш, У. Литллвуд, С. Савиньон).
Актуальность исследования определяется недостаточной степенью изученностью проблемы формирования социокультурной компетенции учащихся с точки зрения отбора материала для ее формирования, который углубляет представления учащихся о вариативности английского языка и условиях его функционирования в различных социокультурных общностях. Особое значение в формировании социокультурной компетенции имеют креолизованные тексты. Их использование, по мнению М.Б. Ворошиловой, способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры [9].
Методисты выделяют разнообразное количество приемов работы с креолизованным текстом, однако возникает противоречие между большими образовательными возможностями использования креолизованного текста как средства развития социокультурной компетенции и недостаточным использованием его в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе.
Проблема исследования: пути и приемы работы с креолизованным текстом для развития социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка. Решение данной проблемы и составляет цель исследования - выявить и апробировать возможности использования креолизованного текста как средства формирования социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Объект исследования - социокультурная компетенция учащихся начальной школы.
Предмет исследования - процесс использования креолизованного текста как средства развития социокультурной компетенции учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения иностранного языка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития социокультурной компетенции у младших школьников в процессе обучения иностранному языку.
3. Проанализировать возможности современных УМК по
иностранному языку по использованию креолизованного текста при формировании социокультурной компетенции младших школьников.
4. Рассмотреть проблему отбора учебного материала при работе с креолизованными текстами.
5. Разработать и апробировать комплекс приемов для развития социокультурной компетенции на основе креолизованного текста.
6. Разработать методические рекомендации по работе с креолизованным текстом для учителей иностранного языка.
В соответствии с намеченной целью и задачами в исследовании используются следующие методы:
1. Теоретический анализ педагогической, психологической и
методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.
4. Анализ учебно-методических комплектов.
5. Метод педагогического эксперимента.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможностях использования апробированных материалов в практике преподавания английского языка учителями в начальной школе.
Данная работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.
Проблемами формирования социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам занимались как отечественные (И.Л. Бим, Е.Е. Боровков, В.Г. Костомаров, К.И. Саломатов, С.Ф. Шатилов), так и зарубежные ученые (К. Крамш, У. Литллвуд, С. Савиньон).
Актуальность исследования определяется недостаточной степенью изученностью проблемы формирования социокультурной компетенции учащихся с точки зрения отбора материала для ее формирования, который углубляет представления учащихся о вариативности английского языка и условиях его функционирования в различных социокультурных общностях. Особое значение в формировании социокультурной компетенции имеют креолизованные тексты. Их использование, по мнению М.Б. Ворошиловой, способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры [9].
Методисты выделяют разнообразное количество приемов работы с креолизованным текстом, однако возникает противоречие между большими образовательными возможностями использования креолизованного текста как средства развития социокультурной компетенции и недостаточным использованием его в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе.
Проблема исследования: пути и приемы работы с креолизованным текстом для развития социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка. Решение данной проблемы и составляет цель исследования - выявить и апробировать возможности использования креолизованного текста как средства формирования социокультурной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Объект исследования - социокультурная компетенция учащихся начальной школы.
Предмет исследования - процесс использования креолизованного текста как средства развития социокультурной компетенции учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения иностранного языка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития социокультурной компетенции у младших школьников в процессе обучения иностранному языку.
3. Проанализировать возможности современных УМК по
иностранному языку по использованию креолизованного текста при формировании социокультурной компетенции младших школьников.
4. Рассмотреть проблему отбора учебного материала при работе с креолизованными текстами.
5. Разработать и апробировать комплекс приемов для развития социокультурной компетенции на основе креолизованного текста.
6. Разработать методические рекомендации по работе с креолизованным текстом для учителей иностранного языка.
В соответствии с намеченной целью и задачами в исследовании используются следующие методы:
1. Теоретический анализ педагогической, психологической и
методической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.
4. Анализ учебно-методических комплектов.
5. Метод педагогического эксперимента.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможностях использования апробированных материалов в практике преподавания английского языка учителями в начальной школе.
Данная работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.
Иностранный язык - это реальное средство общения между людьми разных стран, средство познания мира и популяризации своей культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенций.
В работе мы рассмотрели проблему формирования социокультурной компетенции в психолого-педагогическом знании, проанализировав точки зрения таких И.И. Халеева, Г.А. Воробьева. Проблема формирования социокультурной компетенции в психолого-педагогическом знании на сегодняшний день стоит достаточно остро, с учетом глобализации, необходимо готовить открытых миру детей, способных быть толерантными, и относящихся с уважением, пониманием и знанием к иной культуре.
Проанализировав психолого-педагогические особенности
формирования социокультурной компетенции у учащихся начальной школы можно сделать вывод о том, что именно использование креолизованных текстов позволит привить живой неподдельный интерес к предмету и создвать ситуации естественного общения на уроке. К сожалению, на сегодняшний день использование креолизованных текстов в современных УМК по английскому языку не столь широко, как хотелось бы. И не всегда учителю удается выделить нужное количество времени, чтобы проработать все четыре этапа работы с креолизованным текстом. Отбор содержания учебного материала при работе с креолизованными текстами должен проводиться тщательно с учетом интересов младших школьников, их психофизиологических особенностей. Грамотно подобранный материал позволит сформировать высокий уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Креолизованные тексты в сфере иностранных языков открывают огромные возможности в обучении детей. Для того чтобы формирование социокультурной компетенции было успешным учителю необходимо использовать не только учебник, но дополнительные ресурсы, а также уметь ввести элементы креолизованных текстов в любое традиционное занятие и задание.
Проведенное исследование показало, что формирование социокультурной компетенции можно организовать таким образом, чтобы дети усвоили весь необходимый материал и начали проявлять интерес к системе языка в целом. Оно не исчерпывает всех аспектов в вопросах использования креолизованных текстов на уроках иностранного языка и предполагает исследование данной проблемы во внеурочной деятельности.
В соответствии с критериями отбора были выбраны следующие виды креолизованных текстов, которые являются комплексными
образовательными продуктами деятельности учащихся и способствуют их самореализации и развитию в области иностранного языка:
• Коллаж. Данный приём предполагает создание наглядных чётко структурированных цепочек, объединённых по смыслу. Коллаж состоит из ядра (ключевое понятие) и сателлитов. Функция - введение новых лексических единиц.
• Блок-схема. Позволяет систематизировать и структурно отобразить взаимосвязи изучаемых понятий и явлений, наглядно их изобразить для запоминания.
• Комиксы. Учащиеся учатся соотносить написанное с увиденным, а также понимать юмор другой страны. Данный вид упражнения направлен на социально-психологического компонент социокультурной компетенции.
• Рекламная брошюра. Она соединяет в себе информационный блок в виде текста, а также своим оформлением помогает учащимся окунуться в атмосферу стран изучаемого языка. Кроме изучения уже готовых реклам, возможно самостоятельное изготовление новых.
В комплексе это позволяет обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, умение представить свою страну средствами иностранного языка, а также раскрыть свой внутренний творческий потенциал.
Учителю, испытывающему трудности и нехватку методической литературы, важно научиться вводить элементы креолизованных текстов самостоятельно, что укрепит положительную тенденцию в развитии социокультурной компетенции учащихся.
...
В работе мы рассмотрели проблему формирования социокультурной компетенции в психолого-педагогическом знании, проанализировав точки зрения таких И.И. Халеева, Г.А. Воробьева. Проблема формирования социокультурной компетенции в психолого-педагогическом знании на сегодняшний день стоит достаточно остро, с учетом глобализации, необходимо готовить открытых миру детей, способных быть толерантными, и относящихся с уважением, пониманием и знанием к иной культуре.
Проанализировав психолого-педагогические особенности
формирования социокультурной компетенции у учащихся начальной школы можно сделать вывод о том, что именно использование креолизованных текстов позволит привить живой неподдельный интерес к предмету и создвать ситуации естественного общения на уроке. К сожалению, на сегодняшний день использование креолизованных текстов в современных УМК по английскому языку не столь широко, как хотелось бы. И не всегда учителю удается выделить нужное количество времени, чтобы проработать все четыре этапа работы с креолизованным текстом. Отбор содержания учебного материала при работе с креолизованными текстами должен проводиться тщательно с учетом интересов младших школьников, их психофизиологических особенностей. Грамотно подобранный материал позволит сформировать высокий уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Креолизованные тексты в сфере иностранных языков открывают огромные возможности в обучении детей. Для того чтобы формирование социокультурной компетенции было успешным учителю необходимо использовать не только учебник, но дополнительные ресурсы, а также уметь ввести элементы креолизованных текстов в любое традиционное занятие и задание.
Проведенное исследование показало, что формирование социокультурной компетенции можно организовать таким образом, чтобы дети усвоили весь необходимый материал и начали проявлять интерес к системе языка в целом. Оно не исчерпывает всех аспектов в вопросах использования креолизованных текстов на уроках иностранного языка и предполагает исследование данной проблемы во внеурочной деятельности.
В соответствии с критериями отбора были выбраны следующие виды креолизованных текстов, которые являются комплексными
образовательными продуктами деятельности учащихся и способствуют их самореализации и развитию в области иностранного языка:
• Коллаж. Данный приём предполагает создание наглядных чётко структурированных цепочек, объединённых по смыслу. Коллаж состоит из ядра (ключевое понятие) и сателлитов. Функция - введение новых лексических единиц.
• Блок-схема. Позволяет систематизировать и структурно отобразить взаимосвязи изучаемых понятий и явлений, наглядно их изобразить для запоминания.
• Комиксы. Учащиеся учатся соотносить написанное с увиденным, а также понимать юмор другой страны. Данный вид упражнения направлен на социально-психологического компонент социокультурной компетенции.
• Рекламная брошюра. Она соединяет в себе информационный блок в виде текста, а также своим оформлением помогает учащимся окунуться в атмосферу стран изучаемого языка. Кроме изучения уже готовых реклам, возможно самостоятельное изготовление новых.
В комплексе это позволяет обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка, умение представить свою страну средствами иностранного языка, а также раскрыть свой внутренний творческий потенциал.
Учителю, испытывающему трудности и нехватку методической литературы, важно научиться вводить элементы креолизованных текстов самостоятельно, что укрепит положительную тенденцию в развитии социокультурной компетенции учащихся.
...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения переводу на занятиях по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





