Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование аффективной сферы подростков и возможностей ее гармонизации методами кинезиологии 7
1.1. Понятие аффективной сферы подростка. Категории тревожности и
агрессивности 7
1.2. Возрастные особенности аффективной сферы подростков 27
1.3. Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая
технология 34
Глава 2. Эмпирическое исследование гармонизации аффективной
сферы подростков кинезиологическим методом 46
2.1. Организация эмпирического исследования 46
2.2. Анализ и интерпретации результатов исследования аффективной
сферы испытуемых до кинезиологического воздействия 51
2.3. Программа гармонизации аффективной сферы подростков
методами кинезиологии 57
2.4. Анализ и интерпретации результатов исследования аффективной
сферы подростков после кинезиологического воздействия 69
Выводы 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложение
Проблема аффективного поведения подростков волнует всех участников психолого-педагогического процесса. Подростковый возраст, особенно старший является одним из самых противоречивых как в психологическом, так и социальном плане.
Актуальность указанной проблемы подтверждается тем, что характерная для подростков эмоциональная нестабильность, неуравновешенность может проявляться в частой смене настроения, которая в одних случаях будет лишь поверхностно затрагивать жизнь подростка, придавая ей определенную окраску, тонус, а в других может стать основным содержанием его переживаний, подчиняя себе его деятельность и взаимоотношения с окружающими. А гармонизация аффективной сферы подростка позволит успешно преодолеть возникающие психологические проблемы и войти во взрослый мир уравновешенным человеком, владеющим методами эмоциональной саморегуляции.
Различными аспектами проблемы аффективного состояния подростков занимались многие ученые. Некоторые их них: Д. Снайдер, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, В.Г. Казанская, Л.И. Божович и др. Общей тенденцией в исследованиях аффективного состояния подросткового возраста является указание на его сложность контроля со стороны взрослых и отсутствие самоконтроля.
Следует отметить, что подростковый возраст - это сенситивный период развития эмоциональной сферы личности. Это переход от детства к взрослости. Этот переход характеризуется глубокими изменениями условий, которые влияют на личностное развитие ребенка. На первый план выходят эмоции и чувства подростка, с которыми он не всегда может справиться самостоятельно, а обратиться за помощью к взрослым не решается или не хочет.
Подростковый возраст нуждается в особо тщательном психологопедагогическом сопровождении. Существует множество методик, которые предусматривают воздействие на аффективную сферу подростков с целью уменьшения негативных эмоций и состояний. Но, тем не менее, в рамках классической психологии не уделяется должного внимая взаимовлиянию тела и эмоций. Из современных образовательных технологий, принимающих во внимание это взаимовлияние, следует отметить образовательную кинезиологию. Использование методов образовательной кинезиологии способствуют улучшению психоэмоционального состояния, способности к лучшему усвоению школьного материала через выполнение определенных двигательных упражнений. Это происходит за счет осознанного влияния посредством интеллектуальных двигательных действий на личностное развитие подростка и коррекцию эмоциональных нарушений, что позволяет комплексно решать одновременно несколько задач образовательного, развивающего и воспитательного планах.
Методы, предлагаемы образовательной кинезиологией, можно использовать как в качестве экспресс помощи для снижения состояния аффекта, так и в качестве целого комплекса для настройки и регуляции своего состояния.
В настоящее время разработано и применяется мало программ, используемых для именно для подростков. Недостаточные исследования в этой области требуют более детального исследования в области образовательной кинезиологии и составления программы, требующей апробацию для гармонизации аффективной сферы подростков.
Поэтому важной диагностической задачей является своевременное выявление аффективных состояний у подростка.
...
Настоящая работа была посвящена исследованию эмоциональной сферы подростков, разработке программы ее гармонизации с применением методов образовательной кинезиологии и апробации этой программы.
Проделанная работа проходила в несколько этапов. На первом, осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы, формулирование категориального аппарата работы, создание выборки исследования, обоснование выбора методов и методик исследования.
На втором этапе проводились диагностические мероприятия по выявлению выраженности агрессивности, тревожности и текущего психического состояния подростков. Для этого использовались следующие психодиагностические методики: опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI), методика Актуальное состояние Куликова Л. В. (АС).
По результатам испытаний была дана характеристика эмоциональной сферы подростков, созданы две группы исследования - контрольная и экспериментальная, по принципам подобия и рандомности.
Далее, была разработана программа гармонизации эмоциональной сферы, основанная на методах образовательной кинезиологии. В ходе формирующего эксперимента эта программа реализовывалась в экспериментальной группе 3 раза в неделю на протяжении 1 месяца, общее количество занятий - 12, длительность каждого занятия составила 45 минут.
На заключительном этапе проводилось повторное психодиагностическое измерение параметров эмоциональной сферы подростков экспериментальной и контрольной групп. Показатели измерений респондентов двух групп после формирующего воздействия сравнивались посредством метода математической статистики - критерия различий Стьюдента. На основании достоверных позитивных изменений показателей эмоциональной сферы испытуемых экспериментальной группы постулировалось эффективность использования методов кинезиологии для гармонизации эмоциональной сферы подростков.
Полученные результаты подтвердили позитивное влияние авторской программы, основанной на методах образовательной кинезиологии на эмоциональную сферу подростков. Ее применение способствует снижению агрессивности, через ослабление раздражения, ситуативной тревожности, уменьшению эмоционального возбуждения, повышению активного отношения к жизненной ситуации, и энергетического тонуса. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Результаты исследования могут представлять интерес для педагогических работников (учителей, социальных педагогов, психологов), членов семей учащихся и самих учащихся.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебник / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 384с.
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 № 2. - С. 102-113
3. Бабаева Ю.Д. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков: Воронеж: МОДЭК, 2003. N 1. С. 6-24.
4. Бандура, А. У. Подростковая агрессия. Исследование воздействия воспитания и семейных взаимоотношений. / А. У. Бандура, Р. Уолтерс - М.: Просвещение, 2000 - 154 с.
5. Бандура, А. У. Теория социального научения. Агрессия у подростков. / А.У. Бандура. - СПб.: Питер, 2000 - 298 с.
6. Белова Е.С., Задорина Е.Н., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Особенности эмоционально-личностного развития подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, N 1.С. 45-55.
7. Берковиц, Л. Агрессия / Л. Берковец. - М.: Наука, 2001 - 298 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.352 с.
9. Борисова Л.Г. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. Новосибирск, изд-во ЧЭОПП СОРАН, 2005, 181 с.
10. Виленская Г.А. Социализация развития [Текст] / Г.А. Виленская, Е.А. Сергиенко // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 570-584с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997. -224 с.
12. Гордеев, Владимир Ильич. Качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей : [Практ. пособие] / В.И. Гордеев, Ю.С. Александрович. - СПб. : Речь, 2001. - 197 с.
13. Долгова, А. Г. Агрессия в школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А. Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009 - 216 с.
14. Деннисон Пол Е. Гимнастика мозга [Текст] : книга для учителей и родителей : дополнение к "Гимнастике мозга" : простые упражнения для активизации обоих полушарий / Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. - Санкт- Петербург : Весь, 2015. - 307 с.
15. Изард, Кэррол Э. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - Москва: Питер, 2006. - 460 с.
... всего 44 источников