Введение 3
Глава 1. Виды материалов, изучаемые на уроках технологии 4
1.1. Металлы и их сплавы 4
1.2. Древесина 6
1.3. Понятие о полимерах 11
1.4. Композиционные материалы 14
1.5. Перспективные материалы 15
Глава 2. Роль материаловедения при обучении основам технологии в средней школе 20
2.1. Понятие материаловедения 20
2.2. Цели и задачи изучения элементов материаловедения 22
2. 3. Основы материаловедения на уроках технологии в школе 24
Глава 3. Учебно-методическое обеспечение изучения материаловедения в школьной мастерской 28
3.1 Коллекции: «Пластмассы», «Металлы и сплавы» 28
3.2. План - конспект урока по технологии «Металлы и их сплавы,
область применения» 30
3.3. План - конспект урока по технологии «Понятие о полимерах.
Свойства пластмасс» 34
3.4. Контрольно-измерительные материалы 39
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Приложение №1 47
Приложение №2 49
Развитие человеческого общества во многом определяется открытием и активным использованием материалов различного назначения. В настоящее время значение разработки новых и эффективного применения имеющихся материалов особенно велико в связи с острой необходимостью перехода от "сырьевого" к преимущественно инновационному пути развития производства. Материаловедение - наука, изучающая строение и свойства материалов и закономерности изменения этих свойств под влиянием внешних воздействий. Освоение этой дисциплины дает знания, позволяющие оценивать поведение материалов в условиях эксплуатации, правильно выбирать материал и техно-логию его обработки с целью получения заданной структуры и свойств, обеспечивающих высокую надежность и долговечность изделий. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В условиях научно-технического прогресса особую роль приобретают новые перспективные материалы, которые приходят на смену традиционным.
Актуальность работы связана с необходимостью изучения в школьном курсе технологии современных, традиционных и перспективных материалов. Формирование у обучающихся способности использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений.
Цель работы - изучение роли материаловедения в школьном курсе технологии.
Задачи:
1. Определить роль и место изучения материаловедения на уроках технологии;
2. Разработать конспекты уроков и дидактические материалы, позволяющие показать значимость материаловедения на уроках технологии.
3. Обновить коллекции металлов и пластмасс для учебной мастерской.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены работы ряда авторов, занимающихся вопросами изучения элементов материаловедения, методические рекомендации при изучении основ материаловедения на уроках «Технология».
Поставленные задачи реализованы, а именно:
1. Определена роль и место использования материаловедения на уроках технологии;
2. Разработаны конспекты уроков и дидактические материалы, позволяющие показать значимость материаловедения на уроках технологии.
3. Были обновлены коллекции металлов и пластмасс для учебной мастерской.