Введение 3
Глава 1. Виды материалов, изучаемые на уроках технологии 4
1.1. Металлы и их сплавы 4
1.2. Древесина 6
1.3. Понятие о полимерах 11
1.4. Композиционные материалы 14
1.5. Перспективные материалы 15
Глава 2. Роль материаловедения при обучении основам технологии в средней школе 20
2.1. Понятие материаловедения 20
2.2. Цели и задачи изучения элементов материаловедения 22
2. 3. Основы материаловедения на уроках технологии в школе 24
Глава 3. Учебно-методическое обеспечение изучения материаловедения в школьной мастерской 28
3.1 Коллекции: «Пластмассы», «Металлы и сплавы» 28
3.2. План - конспект урока по технологии «Металлы и их сплавы,
область применения» 30
3.3. План - конспект урока по технологии «Понятие о полимерах.
Свойства пластмасс» 34
3.4. Контрольно-измерительные материалы 39
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Приложение №1 47
Приложение №2 49
Развитие человеческого общества во многом определяется открытием и активным использованием материалов различного назначения. В настоящее время значение разработки новых и эффективного применения имеющихся материалов особенно велико в связи с острой необходимостью перехода от "сырьевого" к преимущественно инновационному пути развития производства. Материаловедение - наука, изучающая строение и свойства материалов и закономерности изменения этих свойств под влиянием внешних воздействий. Освоение этой дисциплины дает знания, позволяющие оценивать поведение материалов в условиях эксплуатации, правильно выбирать материал и техно-логию его обработки с целью получения заданной структуры и свойств, обеспечивающих высокую надежность и долговечность изделий. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В условиях научно-технического прогресса особую роль приобретают новые перспективные материалы, которые приходят на смену традиционным.
Актуальность работы связана с необходимостью изучения в школьном курсе технологии современных, традиционных и перспективных материалов. Формирование у обучающихся способности использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений.
Цель работы - изучение роли материаловедения в школьном курсе технологии.
Задачи:
1. Определить роль и место изучения материаловедения на уроках технологии;
2. Разработать конспекты уроков и дидактические материалы, позволяющие показать значимость материаловедения на уроках технологии.
3. Обновить коллекции металлов и пластмасс для учебной мастерской.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены работы ряда авторов, занимающихся вопросами изучения элементов материаловедения, методические рекомендации при изучении основ материаловедения на уроках «Технология».
Поставленные задачи реализованы, а именно:
1. Определена роль и место использования материаловедения на уроках технологии;
2. Разработаны конспекты уроков и дидактические материалы, позволяющие показать значимость материаловедения на уроках технологии.
3. Были обновлены коллекции металлов и пластмасс для учебной мастерской.
1. Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / А.М.Адаскин, В.М.Зуев. — 10-е изд., стер. — М. Издательский центр «Академия», 2013.
2. Кушнер В.С. Материаловедение: учеб. для студентов вузов / В.С. Кушнер, А. С. Верещака, А. Г. Схиртлаздзе, Д. А. Негров, О. Ю. Бургонова. Омск: Издательство ОмГТУ, 2008.
3. Казакевич В.М. Технология. Технический труд. 5-7 кл.; учеб. Для общеобразовательного учреждений: в 3 кн. Кн. 2 / В.М. Казакевич,
Г. А. Молева.—М.: Баласс, 2012.
4. Азаров И.В. Химия древесины и синтетических полимеров: учеб./ Азаров И.В., Буров А.В., Оболенская А.В. —2е изд.,— Издательство «Лань»,2010.
5. Казакевич В.М. Технология. Технический труд. 5-7 Кл.; учеб. Для общеобразовательного учреждений: в 3 кн. Кн. 1 / В.М. Казакевич, Г.А. Молева.—М.: Баласс, 2012.
6. Сапунов С.В. Материаловедение: Учебное пособие. — 2е изд.,испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2015.
7. Кулезнева В.Н., Гулсева В.К. Основы технологии переработки пластмасс: Учебник для вузов / С.В. Власов, Л.Б. Кандырин, В.Н. Кулезнев и др.- М.: Мир,2006.
8. Электронный ресурс: http: //referatwork.ru/cate gory/metally- svarka/view/187821 kompozicionnye materialv s metallicheskov i nemetalliche skoy matricey struktura svoystva i oblast primeneniya
9. Андриевский Р.А. Наноструктурные материалы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Р.А. Андриевский, А.В. Рагуля. - М.: Издательский центр «Академия» , 2005.
10. Светухин В.В., Разумовская И.В., Булярский С.В., Золотовский И.О. Введение в нанотехнологии. Модуль «Физика». Элективный курс: учебное пособие для 10-11 классов общей образовательной школы / авт. Кол. В.В. Светухин и др.; под редакцией Б.М. Костишко, В.Н.Голованова.- Ульяновск: УлГУ, 2008.
11. Третякова Ю.Д. Нанотехнологии: Азбука для всех / под ред. Ю.Д. Третякова.М.:Физматлит,2008.
12. Оглезнева С.А. Материаловедение и технологии современных перспективных материалов - М.: Перм. нац. исслед. политех. ун-та ,2012. - 307с.
13. Берлин А.А., Ассовский И.Г. Перспективные материалы и технологии для ракетно-космической техники - М.:ТОРУС ПРЕСС,2007, 456с.
14. Абрамова В.И., Сергеев Н.Н. Материаловедение: Учебное посо¬бие для студентов физического факультета и факультета технологии, предпринемательства, экономики пед. вузов - М.: Тул. гос. пед. ун-та ,2006. - 200с.
15. Электронный ресурс:
http: //studopedia.ru/10 138789 amorfnie-metalli.html
...
22 источника