Различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования различий в параметрах субъективного благополучия
представителей разных поколений 9
1.1. Понятие субъективного благополучия в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Содержательные компоненты субъективного благополучия 19
1.3. Параметры субъективного благополучия представителей разных
поколений 27
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений 36
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования различий в параметрах
субъективного благополучия представителей разных поколений 39
Выводы 68
Заключение 74
Список используемых источников 76
Приложение 80
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования различий в параметрах субъективного благополучия
представителей разных поколений 9
1.1. Понятие субъективного благополучия в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Содержательные компоненты субъективного благополучия 19
1.3. Параметры субъективного благополучия представителей разных
поколений 27
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений 36
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования различий в параметрах
субъективного благополучия представителей разных поколений 39
Выводы 68
Заключение 74
Список используемых источников 76
Приложение 80
Во все времена стремление человека к осмысленной жизни в настоящем приводило его к осознанию необходимости планирования будущего, к прогнозированию отдаленных последствий своих действий, поступков. Устремления, присущие людям, всегда выступают не только стимулом, но и вектором их жизненных движений.
Несомненно, само общество, его стремительные социально¬культурные, политические и экономические метаморфозы способствовали актуализации способности человека планировать значимые события жизни и прогнозировать их исход. Выстраивая определенную модель своей жизни, мы преодолеваем отчужденность, освобождаемся от закоренелых установок. Ведь пока есть жизненные цели, долгосрочные планы, человек является творцом своей же реальности.
Проблема субъективного благополучия в настоящее время является актуальным объектом исследований многих наук: психологии, философии, социологии, экономики. Связанно это с тем, что до конца еще не определенно, что же является основой для равновесия личности, из каких компонентов оно состоит и на основе чего возникает, и самое главное каким образом можно помочь личности в достижение благополучия.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день благополучие, являясь интегральным в социологии и психологии, рассматривается, как представления человека о своей жизни, о самом себе и определяющих факторах своей жизни, в то же время, связь благополучия со смысложизненными ориентациями, стратегиями жизни, социальными и ценностными характеристиками личности изучалась не в полной мере.
Многие зарубежные и отечественные исследователи, занимающиеся изучением понятия благополучия личности, такие как: Б.Г. Ананьев, Д.Ж. Голд, Э. Динер, Л.В. Куликов, Д.А. Леонтьев, А.Н. Прихожан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, П.П. Фесенко, С.А. Шапиро и др., отмечают, что при всем многообразие теоретических исследований по данной тематике до сих пор не до конца определены критерии субъективного благополучия, не получили системной разработки методы и способы развития умений, включающих в себя благополучие конкретного человека, что является весьма актуальным и востребованным в практической психологии.
Субъективное благополучие личности предполагает наличие социально-нормативных ценностных характеристик, реализация которых определяется совокупностью условий жизни каждого человека. Так же это связанно со стереотипами, которые выработаны социумом и восприняты каждой личностью отдельно.
Субъективное благополучие личности связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни - общении, социальных отношениях, работе, культуре, семье, а также зависит от наличия целей и мотивации, условий их достижений и наличия ресурсов для их достижения.
Особенно важным в формировании благополучия является система смысложизненных ориентаций каждой личности, профессиональное самоопределение, удовлетворенность общением и межличностными связями.
На наш взгляд, несмотря на изученность отдельно взятых компонентов благополучия, его связь с определенными характеристиками личности, а также специфика их проявления в различных возрастных группах рассмотрена не в полной мере, что указывает на актуальность исследования различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений.
Цель исследования: изучение различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений для использования полученных данных в практической работе психолога по повышению уровня психологического благополучия личности.
Объект исследования: параметры субъективного благополучия представителей разных поколений.
Предмет исследования: различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений.
Гипотеза: существуют различия в параметрах субъективного благополучия у представителей разных поколений.
Частная гипотеза: существуют различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей младшего, среднего и старшего поколения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «субъективное благополучие», выявить ключевые факторы, условия и критерии субъективного благополучия личности, рассмотреть его структуру.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению качественных различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (опрос, тестирование, диагностический эксперимент);
- метод статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента для оценки различий между группами по уровню количественно измеренного признака).
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
- «Ценностный опросник» С. Шварца;
- «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;
- Опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф»;
- Методика «Изучение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи и П. Мартин.
Этапы и эмпирическая база исследования.
На первом этапе исследования проведен теоретический анализ степени разработанности проблемы изучения различий в структурных компонентах субъективного благополучия.
На втором этапе разработана программа исследования, постановлены цели и задачи, сформулирована гипотеза, подобран диагностический инструментарий, проведено пилотажное исследование.
На третьем этапе осуществлена математико-статистическая обработка данных, полученных в ходе эмпирического исследования, их обобщение и интерпретация, сформулированы выводы, полученные в ходе исследования.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и МБОУ СОШ №52 г. Пензы.
В исследовании приняли участие 60 человек. Выборка исследования была разделена на 3 группы: младшее поколение (испытуемые в возрасте 18¬25 лет (20 человек)), среднее поколение (испытуемые в возрасте 30-45 лет (20 человек)) и старшее поколение (испытуемые в возрасте 55-70 лет (20 человек)).
Данная выборка репрезентативна в отношении основных социально-демографических показателей генеральной совокупности.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью теоретико-методологических основ, выступающих научно¬теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению благополучия личности, на основании которого «субъективное благополучие» - это многокомпонентное понятие, выражающее отношение человека к себе и своей жизни с точки зрения субъективной и объективной успешности личности в окружающей действительности, характеризующееся ощущением удовлетворенности; соотношение понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие» в современных исследованиях является неоднозначным, однако данные понятия являются схожими по структурным компонентам;
- установлены качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений;
- описаны содержательные характеристики психологического благополучия у представителей разных поколений.
Теоретическая значимость исследования.
Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «субъективное благополучие», а также «благополучие личности», «психологический комфорт». Также рассмотрено понятие психологического благополучия личности и его компоненты, такие как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы.
Представленные данные будут способствовать повышению теоретического уровня подготовки педагогов-психологов в социальной психологии и работе с различными возрастными группами.
Практическая значимость исследования.
Эмпирическим путем установлены различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей разных поколений.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как психология личности, социальная психология и др., а также могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения психологического благополучия участников образовательного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей младшего, среднего и старшего поколений.
2. Чем выше осмысленность и наполненность жизни, тем более сформированным является ощущение субъективного благополучия.
3. Чем выше уровень сформированности параметров психологического благополучия, тем качественнее уровень субъективного благополучия.
Апробация результатов исследования.
Основные положения магистерской диссертации обсуждались на XXIX-ой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Пензенского государственного университета «Актуальные вопросы науки в образовании» (Пенза, 2018) и на очно-заочной всероссийской научно¬практической конференции «Актуализация персональных ресурсов личности» (Пенза, 2019).
По основным результатам, полученным в ходе написания магистерской диссертации, опубликована статья на тему: «Представление педагогов общеобразовательных школ о субъективном благополучии личности».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Работа изложена на 80 страницах, содержит 8 таблиц, 27 рисунков. Список используемых источников содержит 41 источник, из них 3 на иностранном языке.
Несомненно, само общество, его стремительные социально¬культурные, политические и экономические метаморфозы способствовали актуализации способности человека планировать значимые события жизни и прогнозировать их исход. Выстраивая определенную модель своей жизни, мы преодолеваем отчужденность, освобождаемся от закоренелых установок. Ведь пока есть жизненные цели, долгосрочные планы, человек является творцом своей же реальности.
Проблема субъективного благополучия в настоящее время является актуальным объектом исследований многих наук: психологии, философии, социологии, экономики. Связанно это с тем, что до конца еще не определенно, что же является основой для равновесия личности, из каких компонентов оно состоит и на основе чего возникает, и самое главное каким образом можно помочь личности в достижение благополучия.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день благополучие, являясь интегральным в социологии и психологии, рассматривается, как представления человека о своей жизни, о самом себе и определяющих факторах своей жизни, в то же время, связь благополучия со смысложизненными ориентациями, стратегиями жизни, социальными и ценностными характеристиками личности изучалась не в полной мере.
Многие зарубежные и отечественные исследователи, занимающиеся изучением понятия благополучия личности, такие как: Б.Г. Ананьев, Д.Ж. Голд, Э. Динер, Л.В. Куликов, Д.А. Леонтьев, А.Н. Прихожан, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, П.П. Фесенко, С.А. Шапиро и др., отмечают, что при всем многообразие теоретических исследований по данной тематике до сих пор не до конца определены критерии субъективного благополучия, не получили системной разработки методы и способы развития умений, включающих в себя благополучие конкретного человека, что является весьма актуальным и востребованным в практической психологии.
Субъективное благополучие личности предполагает наличие социально-нормативных ценностных характеристик, реализация которых определяется совокупностью условий жизни каждого человека. Так же это связанно со стереотипами, которые выработаны социумом и восприняты каждой личностью отдельно.
Субъективное благополучие личности связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни - общении, социальных отношениях, работе, культуре, семье, а также зависит от наличия целей и мотивации, условий их достижений и наличия ресурсов для их достижения.
Особенно важным в формировании благополучия является система смысложизненных ориентаций каждой личности, профессиональное самоопределение, удовлетворенность общением и межличностными связями.
На наш взгляд, несмотря на изученность отдельно взятых компонентов благополучия, его связь с определенными характеристиками личности, а также специфика их проявления в различных возрастных группах рассмотрена не в полной мере, что указывает на актуальность исследования различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений.
Цель исследования: изучение различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений для использования полученных данных в практической работе психолога по повышению уровня психологического благополучия личности.
Объект исследования: параметры субъективного благополучия представителей разных поколений.
Предмет исследования: различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений.
Гипотеза: существуют различия в параметрах субъективного благополучия у представителей разных поколений.
Частная гипотеза: существуют различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей младшего, среднего и старшего поколения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «субъективное благополучие», выявить ключевые факторы, условия и критерии субъективного благополучия личности, рассмотреть его структуру.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению качественных различий в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (опрос, тестирование, диагностический эксперимент);
- метод статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента для оценки различий между группами по уровню количественно измеренного признака).
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
- «Ценностный опросник» С. Шварца;
- «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;
- Опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф»;
- Методика «Изучение мотивационного профиля личности» Ш. Ричи и П. Мартин.
Этапы и эмпирическая база исследования.
На первом этапе исследования проведен теоретический анализ степени разработанности проблемы изучения различий в структурных компонентах субъективного благополучия.
На втором этапе разработана программа исследования, постановлены цели и задачи, сформулирована гипотеза, подобран диагностический инструментарий, проведено пилотажное исследование.
На третьем этапе осуществлена математико-статистическая обработка данных, полученных в ходе эмпирического исследования, их обобщение и интерпретация, сформулированы выводы, полученные в ходе исследования.
Эмпирическое исследование проводилось поэтапно на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и МБОУ СОШ №52 г. Пензы.
В исследовании приняли участие 60 человек. Выборка исследования была разделена на 3 группы: младшее поколение (испытуемые в возрасте 18¬25 лет (20 человек)), среднее поколение (испытуемые в возрасте 30-45 лет (20 человек)) и старшее поколение (испытуемые в возрасте 55-70 лет (20 человек)).
Данная выборка репрезентативна в отношении основных социально-демографических показателей генеральной совокупности.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью теоретико-методологических основ, выступающих научно¬теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению благополучия личности, на основании которого «субъективное благополучие» - это многокомпонентное понятие, выражающее отношение человека к себе и своей жизни с точки зрения субъективной и объективной успешности личности в окружающей действительности, характеризующееся ощущением удовлетворенности; соотношение понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие» в современных исследованиях является неоднозначным, однако данные понятия являются схожими по структурным компонентам;
- установлены качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений;
- описаны содержательные характеристики психологического благополучия у представителей разных поколений.
Теоретическая значимость исследования.
Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «субъективное благополучие», а также «благополучие личности», «психологический комфорт». Также рассмотрено понятие психологического благополучия личности и его компоненты, такие как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы.
Представленные данные будут способствовать повышению теоретического уровня подготовки педагогов-психологов в социальной психологии и работе с различными возрастными группами.
Практическая значимость исследования.
Эмпирическим путем установлены различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей разных поколений.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как психология личности, социальная психология и др., а также могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения психологического благополучия участников образовательного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей младшего, среднего и старшего поколений.
2. Чем выше осмысленность и наполненность жизни, тем более сформированным является ощущение субъективного благополучия.
3. Чем выше уровень сформированности параметров психологического благополучия, тем качественнее уровень субъективного благополучия.
Апробация результатов исследования.
Основные положения магистерской диссертации обсуждались на XXIX-ой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Пензенского государственного университета «Актуальные вопросы науки в образовании» (Пенза, 2018) и на очно-заочной всероссийской научно¬практической конференции «Актуализация персональных ресурсов личности» (Пенза, 2019).
По основным результатам, полученным в ходе написания магистерской диссертации, опубликована статья на тему: «Представление педагогов общеобразовательных школ о субъективном благополучии личности».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Работа изложена на 80 страницах, содержит 8 таблиц, 27 рисунков. Список используемых источников содержит 41 источник, из них 3 на иностранном языке.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования различий в параметрах субъективного благополучия личности представителей разных поколений, было установлено, что субъективное благополучие личности предполагает наличие социально-нормативных ценностных характеристик, реализация которых определяется совокупностью условий жизни каждого человека. Так же это связанно со стереотипами, которые выработаны социумом и восприняты каждой личностью отдельно.
Субъективное благополучие личности связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни - общении, социальных отношениях, работе, культуре, семье.
Каждый человек определяет свое представление о благополучии, которое подкрепляется социумом. Но прежде всего, субъективное благополучие включает в себя то, что находится в основе комфорта в различных сферах жизни.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день благополучие, являясь интегральным в социологии и психологии, рассматривается, как представления человека о своей жизни, о самом себе и определяющих факторах своей жизни, в то же время, связь благополучия со смысложизненными ориентациями, стратегиями жизни, социальными и ценностными характеристиками личности изучалась не в полной мере.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению благополучия личности, на основании которого «субъективное благополучие» - это многокомпонентное понятие, выражающее отношение человека к себе и своей жизни с точки зрения субъективной и объективной успешности личности в окружающей действительности, характеризующееся ощущением удовлетворенности; соотношение понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие» в современных исследованиях является неоднозначным, однако данные понятия являются схожими по структурным компонентам;
- установлены качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений;
- описаны содержательные характеристики психологического благополучия у представителей разных поколений.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что эмпирическим путем установлены различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей разных поколений.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как психология личности, социальная психология и др., а также могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения психологического благополучия участников образовательного процесса.
В магистерской диссертации дано описание таких содержательных параметров субъективного благополучия, как смысложизненные ориентации, ценностные характеристики, мотивационный профиль и психологическое благополучие личности.
Субъективное благополучие личности связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни - общении, социальных отношениях, работе, культуре, семье.
Каждый человек определяет свое представление о благополучии, которое подкрепляется социумом. Но прежде всего, субъективное благополучие включает в себя то, что находится в основе комфорта в различных сферах жизни.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день благополучие, являясь интегральным в социологии и психологии, рассматривается, как представления человека о своей жизни, о самом себе и определяющих факторах своей жизни, в то же время, связь благополучия со смысложизненными ориентациями, стратегиями жизни, социальными и ценностными характеристиками личности изучалась не в полной мере.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению благополучия личности, на основании которого «субъективное благополучие» - это многокомпонентное понятие, выражающее отношение человека к себе и своей жизни с точки зрения субъективной и объективной успешности личности в окружающей действительности, характеризующееся ощущением удовлетворенности; соотношение понятий «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие» в современных исследованиях является неоднозначным, однако данные понятия являются схожими по структурным компонентам;
- установлены качественные различия в параметрах субъективного благополучия представителей разных поколений;
- описаны содержательные характеристики психологического благополучия у представителей разных поколений.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что эмпирическим путем установлены различия в содержательных характеристиках субъективного благополучия, таких, как ценностные и смысложизненные ориентации, актуальные потребности и мотивы у представителей разных поколений.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как психология личности, социальная психология и др., а также могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения психологического благополучия участников образовательного процесса.
В магистерской диссертации дано описание таких содержательных параметров субъективного благополучия, как смысложизненные ориентации, ценностные характеристики, мотивационный профиль и психологическое благополучие личности.
Подобные работы
- Взаимосвязь сочувствия к себе и биографической рефлексии с психологическим благополучием в зрелом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОТНОШЕНИЕ К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ ВЫБОРУ И СМЕРТИ В СВЯЗИ С ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления агрессии у подростков в связи с хронотипическим статусом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Исследование биографической рефлексии и готовности к освоению возрастно-временных изменений во взаимосвязи с самооценкой уровня работоспособности на поздних этапах профессионализации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2002 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2022



