Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения различными техниками рисования

Работа №159731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
1.1. Особенности развития представлений о временах года у детей
среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 7
1.2. Характеристика различных техник рисования и специфика
овладения ими в период среднего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности использования различных техник рисования в работе
по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о временах
года у детей среднего дошкольного возраста 21
2.2. Содержание работы по развитию представлений о временах года у
детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения различными техниками рисования 28
2.3. Изучение эффективности применения различных техник рисования в работе по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Развитие представлений о временах года является важным аспектом познавательного и эмоционального развития ребенка, а вот процесс овладения различными навыками и техниками рисования играет важную роль в формировании у детей творческого мышления и воображения. Становление представлений о временах года происходит на протяжении всего детства, но особенно значимым периодом является средний дошкольный возраст.
Развитие детей на этапе дошкольного возраста является критически важным периодом, во время которого формируются ключевые когнитивные, эмоциональные и художественные навыки. Искусство и рисование играют значимую роль в этом процессе, поскольку позволяют детям выразить свои мысли, чувства и восприятие мира в визуальной форме. Рисунок является неотъемлемым инструментом для изучения различных аспектов детского развития, а также позволяет выявить особенности формирования представлений о временах года у детей дошкольного возраста [4].
Многие ученые, педагоги, психологи и методисты внесли свой вклад в изучение вопросов формирования представлений о временах года у дошкольников. Вопросы содержания способов формирования представлений о временах года отражены в передовых педагогических системах образования, разработанных Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др.
В современном мире развитие детей и их способности выражать себя через искусство становятся все более актуальными вопросами. Однако, в процессе овладения техниками рисования, дети сталкиваются с различными трудностями, в том числе и в создании образов времен года. Именно поэтому в данной выпускной квалификационной работе мы сосредоточимся на изучении развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения различными техниками рисования.
Объект исследования: процесс развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: овладение различными техниками рисования как средство развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение эффективности использования различных техник рисования в работе по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) описать особенности развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО;
3) охарактеризовать различные техники рисования, которыми овладевают дети в период среднего дошкольного возраста, а также возможность их использования в работе по развитию представлений о временах года у дошкольников;
4) подобрать методику и провести диагностику исходных уровней сформированности представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание работы по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения различными техниками рисования;
6) изучить эффективность применения различных техник рисования в работе по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходных уровней сформированности представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста;
- III этап (сентябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии занятий по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста, основанных на использовании различных техник рисования в качестве ведущего средства воздействия;
- IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста, а, следовательно, и эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно в процессе овладения различными техниками рисования.
Методы исследования:
1) теоретические: обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической); обобщение результатов практических исследований;
2) эмпирические: педагогический эксперимент; стандартизированные методики диагностики; беседа.
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды, раскрывающие особенности развития дошкольников в изобразительной деятельности (Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, С.А. Лебедева, В.С. Мухина, Ж. Пиаже и др.); психологическая теория С.Л. Рубинштейна о восприятии времени детьми дошкольного возраста; классические педагогические концепции в истории педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №57 «Матрешка» г. Пензы.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложения.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигаются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в процессе овладения различными техниками рисования» рассматриваются особенности развития представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО, дается характеристика различных техник рисования, которыми дошкольники овладевают в этот возрастной период, а также возможности их использования в работе по обозначенному направлению.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию у детей среднего дошкольного возраста представлений о временах года в процессе овладения различными техниками рисования» описывается проведенная диагностика по выявлению исходного уровня сформированности представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста, а также описывается содержание работы по данному направлению в процессе овладения различными техниками рисования. Проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложении представлены наглядные материалы, используемые в ходе проведения диагностики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы. Категория времени является основополагающей в процессе восприятия детьми окружающего мира. Дошкольный возраст - самый чувствительный период для развития восприятия времени, но оно формируется нелегко. Дети могут долгое время не понимать и не различать логику временных отношений или не распознавать очень большие промежутки времени.
Результаты исследования подтверждают не только важность включения различных техник рисования в образовательный процесс для развития художественных навыков у детей, но также указывают на значимость этого процесса для понимания детьми окружающего мира. Работа над рисунками позволяет детям выразить свои чувства и эмоции по поводу каждого времени года, а также углубляет их знания об изменениях, происходящих в природе в течение года.
Для проверки, выдвинутой перед началом исследования гипотезы, нами был осуществлен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов.
Целью констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня сформированности представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста. Проведенная на констатирующем этапе эксперимента диагностика показала, что у большей части детей ЭГ и КГ низкий и средний уровни сформированности представлений о временах года.
Формирующий этап эксперимента предполагал апробацию серии занятий по развитию представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста, основанных на использовании различных техник рисования в качестве ведущего средства воздействия.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления динамики в сформированности представлений о временах года у детей среднего дошкольного возраста. Проведенная повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента показала, что у большей части детей ЭГ стал высокий и средний уровень сформированности представлений о временах года, а у дошкольников КГ в большинстве случаев наблюдался средний.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что работа с различными техниками рисования способствует более глубокому и комплексному восприятию времен года у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому важно продолжать исследования в этой области и развивать методики обучения, которые способствуют формированию более полного и яркого представления о временах года у детей.



1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Карапуз, 2015. - 344 с.
2. Белобрыкина О.Е. Развитие творческих способностей. - М.: Никея, 2016. - 216 с.
3. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3-5 лет: пособие для занятий с детьми. - М.: Аркти, 2016. - 32 с.
4. Болотина Л.Р. Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 218 с.
5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. - 76 с.
6. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для среднего
профессионального образования. - М.: Юрайт, 2020. - 446 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства - М.: Азбука, 2016. - 346 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. - СПб.: Союз, 2014 - 96 с.
9. Газизова Ф.С. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО. // Молодой ученый. - 2019. - №16 (254). - С. 261-262.
10. Гиздатуллина Р.Д., Газизова Ф.С. Современные исследователи нетрадиционного рисования в старшей группе. // Студенческий вестник. - 2022. - №14-1 (206). - С. 57-59.
11. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 425 с.
12. Давыдова Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. - М.: Скрипторий, 2014. - 128 с.
13. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной
деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2011. - №1. - С. 21-29.
14. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 216 с.
15. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. - 128 с.
16. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.: Юрайт, 2019. - 183 с.
17. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 287 с.
18. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010. - 256 с.
19. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. - М.: Владос, 2017. - 72 с.
20. Колль М.Э. Рисование красками. - М.: ООО Издательство «АСТ», 2015. - 63 с.
21. Колль М.Э. Наука через искусство. - М.: ООО «Попурри», 2015. - 144 с.
22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в средней группе. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 136 с.
23. Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 160 с.
24. Комарова Т.С. Детское изо-творчество: что под этим следует понимать? - М.: Педагогика, 2011. - 15 с.
25. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 41 с.
26. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 80 с.
Т1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
28. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: КАРО, 2014. - 112 с.
29. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 94 с.
30. Пучкова Е.В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника. // Молодой ученый. - 2016. - №1 (111). - С. 695-691.
31. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с
33. Рубашевская Р.Р., Анохина Н.П., Ковалева И.В. Применение традиционных и нетрадиционных художественных техник рисования в развитии творческих способностей детей. // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2020. - С.138-140.
34. Ташмирзаева Э.Я., Муртазаева Э.М. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами на занятиях в ДОУ. // Форум молодых ученых. - 2018. - №5-3 (21). - С. 389-395.
35. Торицына О.С. Арт-терапия как метод коррекции. // Проблемы педагогики. - 2021. - №3 (54). - С. 62-61.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. -
URL: (https: //fgo s .ru/fgos/fgos-do/?ysclid=lvbeumr6rl 121866156
31. Филипова И.Г., Архипов А.А. Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажной живописью. // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - №4 (5). - С. 422-424.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ