Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние и регулирование межнациональных отношений в регионе

Работа №159724

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические основы государственного
регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации 12
1.1 Теоретико-методологические основы исследования национальной
политики 12
1.2 Межнациональные отношения в современной России 22
1.3 Нормативно-правовая основа регулирования межнациональных
отношений 29
2. Региональная политика по регулированию межнациональных
отношений в Пензенском регионе 38
2.1 Федеральная национальная политика в Приволжском федеральном
округе 38
2.2 Национальная политика в Пензенской области 57
3. Рекомендации по совершенствованию и укреплению 74
межнациональных отношений в Пензенском регионе
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения


Актуальность темы обусловлена тем, что в современной России ситуация государственного регулирования межнациональных отношений приобретает значимый характер, имеет особый интерес у международных организаций, правительств и парламентов, политических и государственных деятелей, ученых и общественности.
Межнациональные отношения являются одной из самых главных проблем современного общества. В последние время национальный вопрос поднимают все чаще, и поначалу сложно, а может быть уже невозможно, разобраться, что является причиной участившихся конфликтов и какая из сторон провоцирует агрессию, а какая просто отвечает на нее[42,с.69].
Россия с давних времен является многонациональной страной. За годы межнационального совместного существования народы России значительно перемешались и распределялись по разным регионам страны. Наряду с тесно проживающими в разных регионах национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальный статус, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно различались от положения национального большинства.
Данная ситуация в Российской Федерации в некотором роде похожа с ситуацией в советское время: кризисы экономики, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же появилась такая тяжелая и сложная проблема как терроризм.
Когда то образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, иметь свой реальный статус самостоятельных государственных образований, отстоять свой язык и культуру, обеспечить их хорошее развитие. В этих демократических стремлениях, к несчастью были и есть недочеты. В частности, это проявилось в стремлении в нескольких республиках обеспечить главные права коренной нации за счет других не приоритетных наций. И эти действия вылились отрицательную реакцию.
Возникли напряженные отношения, например, между русскими и жителями коренных наций. Русские неожиданно почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которым была проявлена дискриминация народа. За долгие годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это абсолютно все государство, все отечество - СССР. И именно это ощущение, укрепленное сознанием своего истинного перевеса и роли “старшего брата” в семье советских народов, стало сегодня в противоречие с настоящим статусом русских в некоторых республиках, где русские ощутили себя меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не зацепить национальности русских, не вызывать протеста с их стороны. Степень научной разработанности темы. Несмотря на, что проводились и проводятся многочисленные исследования межнациональных отношений, результаты их носят закрытый характер, не обнародуются широко [41].
В середине XX века "осмысление данного феномена велось зачастую в ретроспективном, историческом плане и, как правило, затрагивало лишь отдельные элементы этой сложной системы. Её современное состояние и функционирование, взаимодействие с элементами структуры этноса пока не стали предметом специальных исследований". Это суждение остается справедливым и в современных условиях.
И все же надо отметить, что после 1970-х годов работа ученых по исследованию проблем национальных отношений была возвышена на качественно лучшую степень. Данная ситуация связана с тем, что изучение межнациональных отношений, не говоря уже об их регулировании в СССР до перестройки велось в большей степени "под давлением". Более менее честные суждения появились именно перед перестройкой и после перестройки. В этих утверждения есть исследования таких ученых как: С.А. Арутюнова, А.К. Уледова, Ю.В. Бромлея, Р.Ш. Джарылгасиновой, А.С. Калмырзаева, И.С. Кона, Л.В. Скворцова, А.Г Спиркина, В.В. Стопин, чьи старания относятся к изучению именно национального самосознания, его сущности, структуры, социальных функций.
В начале 90-х годов в советской науке проблема изучения национального самосознания, его сущности, структуры, функций и факторного влияния на межнациональные отношения имела высокий интерес у этнологов, историков, социологов и психологов Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, А.И. Доронченкова, Л.М. Дробижевой, М.М. Кучукова, О.Б. Мухамметбердиева. Анализирование с помощью их работ действительно показывает, что "осмысление генезиса и развития этнического самосознания русских до современных лет велось в историческом плане. Внимания не уделяли многим важным элементам этого сложного феномена. Что же касается быстрого темпа роста изучения этнического самосознания россиян в современных условиях жизни, то оно не приобрело пока характера системного этносоциологического или этнопсихологического исследования, вскрывающего структуру этнического самосознания и механизм его эволюции.".
В России в конце XX - начале XXI в связи с падением социалистической системы многонационального государства и событиями, ставшими следствием этого явления (обострившиеся национальные противоречия, кризисы в межнациональных отношениях, национальные конфликты) наряду с другими проблемами, вопросы исследования национального самосознания в новых условиях были выдвинуты в центр научного внимания и практически все стороны и аспекты национального самосознания подверглись некоторым изучениям А.П.Корчагин, Л.М. Дробижева и др.) [39] [46] .
Исследование изменений национального самосознания было очень важно в переходные периоды конца XX - начала XXI века в России, когда изменились общественные процессы и инструменты управления ими, а следовательно возрос интерес к проблемам изучения национального самосознания. Анализ новых публикаций, убеждает в том, что, несмотря на высказанные в них важные и оригинальные мнения, идеи и наблюдения, пока все еще не имеет отчетливого понимание самого феномена - национального самосознания во всех его многообразных проявлениях, не выдвинуты в полной мере вопросы о его природе, структуре, составляющих компонентах и их взаимодействии друг с другом, и тем более о факторном воздействии на развитие национальных отношений в современной России.
Следует отметить, что вопросы структуры и функций национального самосознания и его действия на межнациональные отношения в постсоветской России все же были рассмотрены на научных заседаниях, и нашли свой отчет в политических документах партий.
Имеет большой интерес анализ национальных традиций, национально-этнических предрассудков, противоречий межнациональных отношений, кризисов и конфликтов в России в конце XX - начала XXI вв. на развитие межнациональных отношений, который представлен в ряде диссертационных отчетов.
Несмотря на имеющийся научный материал, российская наука нуждается в серьезных и разнообразных подходах в разработках по исследованию природы и сущности, структуры и уровней становления, инструментов проявления и функционирования, закономерностей развития основных функций национального самосознания. Более того, что ряд проблем воздействия национальных традиций и национально-этнических предрассудков на развитие межнациональных отношений, влияния представлений о противоречиях межнациональных отношений, кризисов и конфликтов как факторах развития межнациональных отношений в Российской федерации начала XXI века, об особенностях их воздействия на межнациональные отношения в постсоветской России не был также специально поставлен и не полно разработан.
Важные и значимые исследования проблемы национального самосознания, определения им межнациональных отношений и неполная её изученность определили мой выбор данной темы работы, её цель и задачи.
Проблемами межнациональных отношений посвящено очень много литературы. В данное время общих работ по этому вопросу пока мало. Большое количество публикаций посвящено конкретным проблемам данной темы.
Изучением проблемы истории межнациональных отношений, роли этнического фактора в государственном устройстве имеются работы Р.Г. Абдулатипова, Г.В. Атаманчука, Л.Ф. Болтенковой, А.И. Вдовина, М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, В.Н. Дахина, А.Ф. Дашдамирова, А.Г Здравомыслова, В.Ю., Зорина, А.Е. Жарникова, Л.М. Дробижевой, Р.Н. Исмагиловой, К.В. Калининой, В.Н. Лысенко, А.А. Мацнева, В.А. Михайлова, Б.Ф. Поршнева, П.Т Тимофеева, В.А. Тишкова, А.А. Чичановского , В.Д. Шаколюковой, и др.
Важной темой межконфессиональных отношений и их влияния на отношения между народностями и цивилизациями написаны работы З.С. Арухова, Л.А. Баширова, А.Х. Галазова, А.В. Малашенко, М. Мчедлова, В.М. Рагузина, С. Хантингтона, А. Ярлыкапова.
Нормативно-правовая сфера стала конкретно изучаться в последние десять лет и не имеет достаточно обширного количества исследовательских работ. Главными работами в сфере регулирования межнациональных отношений имеются у ученых, И.В. Бочарникова, Х.С. Дауткиреева, А.П. Корчагина, Н.М. Мусаевой, Л.А. Стешенко [28] [37] [46].
На территории Пензенской области на современный период в согласии проживает более 100 народов и национальностей. Крупными этническими группами являются татарская, почти 6,2% населения региона, и мордовская, 4% от всего населения. Численность остальных групп - цыган, азербайджанцев, армян - небольшая. В совокупности они составляют не более 5,8% от всех жителей.
Большинство русских (55%) проживает в городах, татар (73%) и мордвы (74%) - в сельской местности. Из 30 городских округов и муниципальных районов области русские преобладают в 28. В Неверкинском районе доминируют татары (51%), в Шемышейском - мордва (52%).
Пензенская область всегда считалась землей межнационального согласия. Общение между этнокультурными нациями характеризуются традициями взаимной толерантности и веротерпимости, которые складывались долгое время. Развитие данных традиций содействует системная работа по реализации государственной национальной политики в регионе.
Всплеск патриотизма вызвали такие знаковые события, как победа сборной России на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и присоединение Крыма.
Сейчас чрезвычайно важно сохранить тенденцию к объединению всех патриотических сил. Это одна из наиглавнейших задач, стоящих перед органами государственной власти, которая должна способствовать консолидации общества. [32]
Объектом исследования являются межнациональные отношения в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Пензенской области.
Предметом исследования является устройство государственного регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации и регионе.
Задачей данного исследования является определение устройств регулирования межнациональных отношений в Российской федерации и регионе в середине ХХ - XXI вв.
Миссии анализа:
- уточнить исторические предпосылки развития межнациональных отношений в России;
- узнать оригинальность национальной политики в Приволжском федеральном округе и Пензенской области в частности;
- определить характер и особенности межнациональных отношений в данных регионах;
- определить проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации в данных регионах;
Методологической базой изучения являются принцип системности. Используются методы исторического и логического анализа. Применяются такие методы научного анализа, как сравнение, дедукция, аналогии и обобщение.
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой трудное системное явление. Отношения имеют два вида:
- отношения между разными нациями-государствами.
- отношения между разными нациями внутри одной страны. Эта разновидность и будет описываться подробно в данной работе.
национальное отношение государственное регулирование
1. Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно пересекаются между собой на протяжении долгого времени и в итоге создают одну нацию. Бывает это из-за межнациональных браков. Например, большинство мордвов в России практически не имеют первоначальные азиатские черты, конкретно в Поволжье. Это связано из-за межнациональных браков в течение долгих лет.
2. Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти глубокое растворение одного народа в другом. Истории упоминает мирные и военные формы ассимиляции. Россия и Восточная Сибирь - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние земли и народы, например США и индейские племена Калифорнии и северо-запада Северной Америки, служат образцом немирного решения. В первом моменте захватчики растворяли в себе покоренные нации, в втором - сами растворялись в народах. В принудительном сценарии более крупная нация запрещает другим пользоваться родным языком в публичной жизни, приобретать знания на родном языке, закрывают книжные издательства и средства массовой информации. [46]
Культурный плюрализм - это показатель удачной адаптации (приспособления) индивидума к другой культуре без отказа от своей собственной. Стадия успешная адаптация означает овладение богатствами другой культуры без ущерба для ценностей своей собственной.
В современном мире имеют две взаимосвязанные тенденции в развитии народов.
Главные принципы развития наций:
Социальная идентичность - индивидуальные знания о принадлежности к определенной социальной группе, имеющее эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе.
Социальная дифференциация - наличие в обществе социальной структуры или процесс, ведущий к исследованию новых видов деятельности ролей и групп для выполнения разных задач. Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. [46]
Формы:
- самоизоляция вобщем;
- протекционизм в экономике государства;
- национализм в разных сферах в политике и культуре;
- религиозный фанатизм, экстремизм.
2. Межнациональная интеграция - это процесс медленного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Глобализация - это процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно уходят традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
Межнациональный конфликт
Хронологические рамки изучения - конец ХХ - начало XXI вв. Наш выбор обусловлен формированием и развитием инструментов государственного регулирования межнациональных отношений за 20 лет существования Российского государства
Территориальные рамки. Россия в целом и конкретно Приволжский федеральный округ и Пензенская область. Данные регионы выбраны для сравнения государственного регулирования межнациональных отношений в многонациональных субъектах федерации различных по статусу. [46]
Источником для исследования стали международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции международного права, Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, Послания Президента РФ, законы федеральные и региональные, постановления Правительства РФ, Концепция государственной национальной политики РФ[5], Всесоюзная перепись населений 1989 года[29], Всероссийские переписи населения 2002[30] и 2010 годов[31].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Российская Федерация является многонациональным государством - по данным переписи населения 2010 года[31], на территории государства проживает 160 различных народностей. На протяжении последних 20 лет наша страна находится в состоянии так называемого "переходного периода", периода постоянных изменений в политической, экономической и социальной жизни общества. Период этот сопровождается серьезнейшими экономическими проблемами и высоким уровнем социального расслоения. В течение всех этих 20 лет проблемы национального характера стояли очень остро перед российским обществом. Кажущееся последние несколько лет экономическое благополучие и спокойствие в межнациональных отношениях - не более чем иллюзия, проецируемая с экранов федерального телевидения в сознание большинства граждан России. Поэтому роль государственного управления в регулировании межнациональных отношений является крайне актуальной в нашей стране.
Переходя к рассуждениям о проблемах регулирования межнациональных отношений в России, невозможно не заметить, что российское государство с самого своего появления всегда было многонациональным. И всегда имелись серьезные проблемы, связанные с этим, например, Русско-польская война 1654-1667 годов (вызванная притеснением поляками русскоязычного населения на спорных территориях Речи Посполитой), башкирские восстания XVII - XVIII веков (вызванные притеснением коренного населения присоединенных к России территорий), Кавказская война 1817 - 1864 годов и текущая ситуация на Северном Кавказе (где военное положение сохраняется вот уже как 20 лет). Роль государства в жизни российского общества всегда была преобладающей, соответственно, и в регулировании межнациональных проблем государство участвует всегда активно.
Основным законом для всех граждан Российской Федерации является Конституция[1], в которой говорится, что все народы в составе государства равноправны, имеют право говорить на своем коренном языке (который даже может быть признан государственным на уровне республики), исповедовать любую религию и даже иметь собственную конституцию. Принцип федерализма и национальной автономии должен позволять народам, проживающим в составе РФ, ощущать самостоятельность и относительную независимость в принятии большинства решений. Однако политика, проводимая федеральными властями последние несколько лет, оставляет от истинного федерализма все. Учитывая сложную структуру населения России, объем населения, проживающего в национальных республиках, и устройство фискальной и денежной системы государства (большая часть собираемых в стране налогов стекается в Москву, где затем распределяется по непонятным схемам между субъектами РФ в качестве финансовой помощи), такой политикой создается взрывоопасная обстановка - лояльный Кремлю, но не отражающий интересов своего народа чиновник не может не вызывать раздражения. Как говорилось выше, в ситуации экономических проблем это раздражение становится еще сильнее и может вылиться в различного рода потрясения.
Роль государственного управления в регулировании межнациональных отношений многопланова. Она заключается как в исполнении законодательных норм, защищающих права каждого народа, так и в проведении политики, укрепляющей отношения между народами и подавляющей ксенофобские настроения. К сожалению, на данный момент властями России неофициально поддерживаются такие настроения. Проявление агрессии по отношению к внешнему миру в речах руководителей высшего звена непосредственно отразится на отношениях между народами - как в отношениях между живущими в одной стране этносами, так и между народами из разных государств. За последние 20 с лишним лет бешеную популярность возымели националистические группировки, убивающие и насилующие людей другой национальности. Противостоящие им антифашистские молодежные организации жестоко преследуются властями, так как выступают против такой политики. Значительные суммы расходуются на многочисленные программы по развитию межнациональных отношений, однако красивые слова, написанные в них, редко реализуются на практике.
Ключевой проблемой является противостояние властей появлению думающего неагрессивного класса без каких-либо шовинистских настроений - беспрецедентные рейтинги популярности сегодняшнего истеблишмента основываются на большинстве населения, агрессивно воспринимающем отличных от себя людей. Что не позволяет в свою очередь сформировать полноценное гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы перед государством. Таким образом, пока российское общество не осознает жизненную необходимость в противодействии националистическим настроениям и добродушном отношении к представителям других культур, положение будет только ухудшаться.
Помимо решения этих проблем роль государственного управления, безусловно, включает в себя снятие межэтнической напряженности, воспитание толерантности и дружелюбного отношения к представителям других культур. Основной акцент должен делаться на работе с молодым поколением, так как мировоззрение формируется, как известно, в детском и юношеском периоде, а убеждения взрослого человека, выросшего в ксенофобской среде, будет практически невозможно поменять. Этому должен способствовать тщательный подбор учебников и другой литературы для использования в школе и вузах. Нет сомнения, что ни в коем случае нельзя возвращаться к практике цензуры по образцу времен СССР (сейчас имеется некое движение в эту сторону), однако и публиковать все без разбору, в том числе противоречащее этическим нормам и национальному самосознанию, недопустимо. [47]
Вместо стимулирования межнациональной нетерпимости государственный счет, российское руководство могло бы воспользоваться лучшими примерами других стран и направить средства на разработку программ межкультурного обмена, как между представителями разных стран, так и между представителями разных народностей, проживающих на территории РФ. Также достаточно эффективным было бы не "закручивание гаек" в отношении некоммерческих организаций, а поддержка тех НКО, что занимаются проблемами межнациональных отношений, пытаются снять напряженность в отношениях разных народов. Данные и многие другие способы не дают результат в течение 1-2 лет, однако являются относительно успешными в долгосрочной перспективе.
Как можно видеть, со времен постройки Вавилонской башни проблемы межнациональных отношений в любом государстве являются одними из острейших. И развитие государства очень сильно зависит от успешности решения данных проблем. Таким образом, в многонациональном государстве Россия роль управления в этих вопросах предопределяет дальнейшее развитие и потенциал страны, и если данные проблемы не будут решены, наша страна может навсегда остаться во втором эшелоне. [39]
Таким образом, в своей работе я пришла к следующим выводам:
- Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм "протестного реагирования" в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.
- Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма (избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма (обеспечение всем национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).
- Программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.
- Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
- Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.
Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными. [48]



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018.
2. О национально-культурной автономии: Федеральный закон РФ от 17.06.1996г. № 74-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.11.2014. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
3. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон РФ от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.01.2014. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25.07.2002г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 23.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
5. Об утверждении Концепции национальной политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909 [Электронный ресурс] Дата обновления: 19.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
6. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637817 [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.10.2017 Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018
7. О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 г. № 817 [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.03.2018. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
8. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 [Электронный ресурс] Дата обновления: 22.06.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
9. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.05.2011. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
10. О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 №1560-XII [Электронный ресурс] Дата обновления: 12.06.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
11. О свободе совести и о религиозных объединениях: Закон Республики
Татарстан от 04.07.1999 №2279 [Электронный ресурс] Дата обновления:
16.06.2008. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
12. О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 12.05.2003 №15-3РТ [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.12.2005 Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
13. Народы Башкортостана (Государственная программа): Постановление
кабинета министров Республики Башкортостан от 01.01.01. №388
[Электронный ресурс] Дата обновления: 26.05.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
14. Возрождение и развитие башкирского народа (Государственная программа): Постановление кабинета министров Республики Башкортостан 26.11.2006 №301[Электронный ресурс] Дата обновления: 01.03.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
15. Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан на 2006-2010 годы (Государственная программа): Постановление Правительства республики Башкортостан от 07.04.2006 № 83[Электронный ресурс] Дата обновления: 01.11.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
16. Башкиры Российской Федерации на 2008-2017гг. (Государственная программа):Постановление кабинета министров Республики Башкортостан от28 .11.2007. №382[Электронный ресурс]Дата обновления: 31.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
17. По сохранению, изучению и развитию государственных языков
Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы (Государственная программа): Постановление кабинета министров республики Татарстан от 25.10.2013 №794 [Электронный ресурс] Дата
обновления: 19.05.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.
18. О плане мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года на территории Пензенской области: Распоряжение Правительства Пензенской области от 08.07.2016 №250-рП [Электронный ресурс] Дата обновления: 25.10.2017. Доступ из Справочной правовой системы ГАРАНТ - 2018.
19. Ассамблея народов Башкортостана [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.an-tat.ru/natsionalnaia-politika-v-rt/(Дата обращения 05.04.2018)
20. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России.- М.: Инфра-М, 2012. - 140 с.
21. Автурханов М.А. Этнополитическая ситуация и основные направления реализации государственной национальной политики в Татарской Республике.[Электронный ресурс]Режим доступа:(дата обращения 05.04.2018)
22. Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения - М.: 2001.-133 с.
23. Аманжолова Д.А., Зорин В.Ю., Кулешов СВ. Национальный вопрос в Государственных думах России: опыт законотворчества. - М.: 1999. - 206 с.
24. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. - М: Журнал социологии и социальной антропологии,2004.-№ 10.- с.10-15
25. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М.: Изд-во РАГС, 2000.-113 с.
26. Биджева С.Ю. Национально-территориальные и административно-территориальные начала в государственном устройстве Российской Федерации // История государства и права. - 2011.- с.15
27. Болтенкова Л.Ф. Личность в истории. -М.:Уфа, 2005. - 45 с.
28. Бочарников И.В. Регулирование межнациональных отношений.// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2011 - № 4 (416). - С.56-57.
29. Всесоюзная перепись населения 1989. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_26.php(дата обращения 11.05.2018)
30. Всероссийская перепись населения 2002. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.perepis2002.ru/index.html? id=11 (дата обращения
11.04.2018)
31. Всероссийская перепись населения 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.perepis-2012.ru/results_of_the_census/results-inform. php (дата обращения 11.05.2018)
32. Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный аспекты). - М.: 1993. - 35 с.
33. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я. Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: 2000 -110 с.
34. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии - 1989.- № 7.- С.34-37
35. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации.- М.: 1998.- 102 с.
36. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: ДИ-ДИК, 1994.-107 с.
37. Дауткиреев Х.С. Политико-правовые аспекты регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации.- М., 2012.-98 с.
38. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитический очерк. - М.:СПб., 2015.-56 с.
39. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: 2013. - 190 с.
40. Дробижева Л.М. Этничность в современной России: Этнополитика и социальные практики // Этнопанорама. - 2013.- № 1. - С.1-9
41. Здравомыслов А.Г Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: 1997.-78 с.
42. Замышляев Д.В. Философские аспекты решения национального вопроса. // Государственная власть и местное самоуправление. - Иркутск. - 2011. - №6.- С.3-5
43. Исмагилова Р.Н. Воздействие традиционных структур и институтов на межэтнические отношения и этнополитическую ситуацию // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. - М.: XXI ВЕК- СОГЛАСИЕ, 2012.-45 с.
44. Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: история и
современность. - М.: 2001.-122 с.
45. Кордонский С.Г Нации как государственные институты // Философия науки. - 1990. - № 8. - С.22-23
46. Корчагин А.П. Государственное регулирование межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации. Канд. Диссертация. - М.: 2011.-170 с.
47. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории. - М.: 2014.-56 с.
48. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Пензенской
области: отчет Института регионального развития Пензенской области,
[Электронный ресурс] Режим достуnа:http://penzaobr.ru/Analitika_i_prognozy/Mejnacionalnye_i_mejkonfessionalnye_otnosheniya_v_Penzenskoy_oblasti (Дата обращения 10.04.2018)
49. Олекеев Ю.И. Национальные отношения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 372 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ