Введение 3
1 Теоретические аспекты развития сферы спортивно¬оздоровительных услуг в Российской Федерации 8
1.1 Политика народосбережения и формирование российского рынка
спортивно-оздоровительных услуг 8
1.2 Организационно-нормативное регулирование сферы спортивно-оздоровительных услуг в Российской Федерации 17
2 Анализ практики реализации спортивно-оздоровительных услуг в
контексте проблемы народосбережения 30
2.1 Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики
реализации спортивно-оздоровительных услуг в контексте проблемы народосбережения 30
2.2 Государственная поддержка и негосударственные формы развития
в сфере спортивно-оздоровительных услуг в контексте проблемы народосбережения 35
3 Пути повышения эффективности реализации политики
народосбережения посредством развития спортивно-оздоровительных услуг на федеральном и региональном уровнях ... 46
3.1 Стратегические тенденции развития спортивно-оздоровительной
индустрии в Российской Федерации 46
3.2 Оценка, анализ, тенденции развития спортивно-оздоровительных
услуг в Пензенской области 57
3.3 Формирование комплекса мер в сфере спортивно-оздоровительных
услуг, направленных на совершенствование политики народосбержения в Пензенской области 67
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения
Актуальность темы магистерской работы определяется социально-демографической ситуацией, сложившейся в настоящее время в России, которая требует неотложных мероприятий по стабилизации человеческих ресурсов. Наиболее оптимальным направлением в этом плане является создание единой государственной системы народосбережения, осуществляющей объединенную деятельность государственных органов и социальных институтов по сохранению российского народа.
Научная новизна связана с тем, что сформулированные мероприятия по созданию система народосбережения призваны планомерно воздействовать на качество жизни всех социальных групп общества в целом и каждого индивида в частности, способствуя созданию оптимальных условий для самореализации и воспроизводства населения. Совершенствование качества жизни населения во многом способствовало бы улучшению демографической ситуации: увеличению продолжительности жизни и творческой активности населения, снижению заболеваемости, инвалидности, смертности, повышению брачной и семейной активности молодежи, росту рождаемости.
Один из инструментов политики народосбережения - это развитие и популяризация профессионального и любительского спорта, спортивно-оздоровительных услуг для населения.
Сфера спортивно-оздоровительных услуг (СОУ) входит в число отраслей экономики, степень развития которых характеризует эффективность и конкурентоспособность общественной и экономической модели государства. На наш взгляд, спортивно-оздоровительные услуги являются той плоскостью, где тесно пересекаются социальная функция государства, коммерческие интересы бизнеса в отношении собственной прибыльности и эффективности трудовых ресурсов, а также текущие потребности населения в повышении качества жизни. Все это вместе должно стать основой для функционирования всех других сфер экономики. И в этом смысле, спортивно-оздоровительный сектор экономики становится важным фактором стимулирования всех участников рынка к согласованному взаимодействию, учету взаимных общественных и экономических интересов, определению лучших практик хозяйствования.
На рынке города Пензы в настоящее время функционирует значительное число организаций, оказывающих услуги в сфере спортивно-оздоровительных услуг. Они различаются ассортиментом предоставляемых услуг, площадью занимаемых помещений, квалификацией персонала, обеспеченностью спортивным оборудованием и т.д. Поэтому, можно говорить о высоком уровне насыщенности данного регионального рынка. Кроме того, в последнее время в Пензенской области вошло в моде ведение здорового образа жизни, многие пензенцы стали уделять внимание занятиям спортом и оздоровительным процедурам. В то же время нельзя не отметить негативных демографических тенденций в Сурском крае: так, за последние 20 лет население области сократилось более чем на 200 тысяч человек: темпы убыли населения можно назвать катастрофическими. По словам экспертов, решить проблему вымирания, как на региональном, так и на федеральном уровне поможет грамотно выстроенная политика народосбережения.
Таким образом, тема магистерской работы является актуальной и, безусловно, представляет научный интерес.
Теоретической и методологической основой послужили материалы российских и зарубежных ученых, официальных нормативных и законодательных документов, научных конференций, статистических данных. Анализ последних исследований и публикаций по теме магистерской работы показал, что к настоящему времени данная проблема недостаточно изучена. Основные вопросы, связанные с предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, а также с политикой народосбережения в данном контексте, рассмотрены в работах таких российских ученых, как: Азоев Г.Л., Арутюнова Д.В., Бакушев В.В., Понеделков А.В., Зейналов И.М., Беляевский, И. К., Блэкуэлл, Р., Герасимова Г. Н., Голубков Е. П., Давлетбаева Л. Ф., Долгополов П.С., Ефремов В. С., Кардашова И.Б., Качалкин В. М., Конина Д. П., Котлер Ф., Малхотра Н. К., Новаторов Э. В., Перова Е.И., Гаркавенко В.А., Клендар В.А., Потапова О.Н., Райзберг, Б.А., Федоренко А.О. и др.
Перечисленные авторы, несмотря на серьезный вклад в науку, рассматривая в той или иной степени проблемы совершенствования деятельности на предприятиях, оказывающих спортивно-оздоровительные услуги, не в полной мере провели исследование в этой области, а некоторые из их выводов вызывают споры. Поэтому тема магистерской работы разработана недостаточно и требует дальнейшего исследования.
Целью магистерской работы является оценка потенциала спортивно-оздоровительных услуг Пензенской области, как инструмента политики народосбережения.
Для достижения поставленной цели в магистерской работе решены следующие задачи:
1) выявлены особенности формирования и современное состояние российского рынка спортивно-оздоровительных услуг;
2) проанализированы организационно-нормативное регулирование сферы спортивно-оздоровительных услуг в Российской Федерации;
3) проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации спортивно-оздоровительных услуг в контексте проблемы народосбережения;
4) исследованы различные аспекты государственной поддержки и негосударственных форм развития в сфере спортивно-оздоровительных услуг в контексте проблемы народосбережения;
5) раскрыты стратегические тенденции развития спортивно-оздоровительной индустрии в Российской Федерации;
6) проведены оценка, анализ, раскрыты тенденции развития спортивно-оздоровительных услуг в Пензенской области;
7) раскрыт комплекс мер в сфере спортивно-оздоровительных услуг, направленных на совершенствование политики народосбержения в Пензенской области.
Объект исследования - комплекс спортивно-оздоровительных услуг.
Предмет исследования - спортивно-оздоровительные услуги, как инструмент политики народосбержения.
В работе использованы общенаучные методы исследования, а также такие методы анализа и научного познания, как диалектический, системно-логический, комплексный. Также в магистерской работе применены такие приемы анализа, как наблюдение, сравнение, факторное изучение и другие, которые в целом позволили обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, сформулированных автором в работе.
В процессе исследования применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ спортивно-оздоровительных услуг в контексте политики народосбережения.
При изучении проблемной области были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили данные общегосударственной и региональной статистики, а также результаты социологических исследований. Автором осуществлен также вторичный анализ результатов социологических исследований по данной проблематике, опубликованных в периодической печати.
Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что сформулированные по итогам исследования предложения могут быть использованы для совершенствования деятельности на предприятиях, оказывающих спортивно-оздоровительные услуги, а также в процессе преподавания дисциплин в сфере сервиса и менеджмента.
Положения, выносимые на защиту. 1. Современное состояние спортивно-оздоровительных услуг в сфере государственного сектора отражает сдерживающие факторы их развития, проявляющиеся в неразвитости инфраструктуры и недостаточном рекламно-информационном обеспечении физкультурно-оздоровительной деятельности, отсутствии мониторинга условий реализации индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной активности населения. 2. Спортивно-оздоровительные услуги в рамках политики народосбережения, ориентированные на восстановление и поддержание здоровья человека делятся по критерию индивидуальной и групповой привлекательности с учётом целевых, дополнительных и сопутствующих оснований формирования программ двигательной активности человека. Необходимо обучение граждан здоровому образу жизни с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения. 3. Необходимо развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов спортивно-оздоровительных услуг, осуществляемой с учётом потребностей разных категорий граждан, станет более эффективным, если в образовательный процесс студентов включены программы дисциплин специализации: «Спортивно-оздоровительные технологии», «Основы организации спортивно-оздоровительных услуг в санаторно-курортных учреждениях», «Компьютерное проектирование спортивно-оздоровительных программ» по направлению «Государственное и муниципальное управление» и дополнительного профессионального образования по программе «Менеджер спортивно-оздоровительного сектора».
Магистерская работа состоит из введения; основной части, содержащей три главы; заключения, списка использованных источников и приложений.
Спортивно-оздоровительные услуги имеют высокий потенциал развития на территории Пензенской области, об этом свидетельствует проведенная в данной работе оценка потенциала рынка спортивно-оздоровительных услуг.
При оценке потенциала рынка спортивно-оздоровительных услуг необходимо было исследовать тенденции его развития. На сегодняшний день рынок данных услуг, является одним из быстрорастущих, как в целом по России, так и в регионах. По итогам 2016 г. объем спортивно-оздоровительных услуг по Российской Федерации в денежном выражении составил более 58 млрд. руб., а в г. Пензе - более 1 млрд. руб., увеличиваясь при этом ежегодно в среднем за 2013-2016 гг. на 8,5%. Данные показатели открывают большие возможности для уже работающих на рынке спортивных центров, а также для тех, кто планирует выйти на рынок в ближайшем будущем. При этом основными положительными индикаторами развития рынка спортивно-оздоровительных услуг в целом, стал рост таких показателей, как: численность населения; уровень доходов населения; возрастной и количественный состав лиц, занимающихся ФКС.
Для оценки сложившейся ситуации на рынке спортивно-оздоровительных услуг были рассмотрены стратегические программы и пространства конкурентных преимуществ для спорта с годовой системой обслуживания. Также были предложены рекомендации по укреплению рыночных позиций в сфере спортивно-оздоровительных услуг с целью народосбережения.
Предлагаем следующие приоритетные направления развития физической культуры и спорта в Пензенской области в контексте мероприятий по народосбережению:
- вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего, детей и молодежи;
- повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- усиление конкурентоспособности спортсменов Пензенской области на всероссийской и международной арене.
Кроме того, представляется, что с целью народосбережения в Пензенской области необходимо реализовать комплекс мер по повышению обеспеченности граждан спортивными клубами, улучшению качества государственных и иных услуг в сфере физической культуры и спорта, кадрового обеспечения массовой физкультурной работы с населением.
Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в Сурском крае в ближайшие годы также необходимо:
- обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- модернизировать систему подготовки спортивного резерва и обеспечить внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки и эффективность деятельности организаций и учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;
- создать условия для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и параолимпийским видам спорта на территории Пензенской области и применения научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на развитие спорта высших достижений;
- принять дополнительные меры по повышению качества медико-биологического обеспечения спорта высших достижений;
- повысить привлекательность физической культуры и спорта как сферы профессиональной деятельности, принять дополнительные меры по совершенствованию системы оплаты труда и социальной защиты спортсменов, квалифицированных тренеров и тренеров-педагогов;
- повысить эффективность пропаганды физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ, подготовленных с участием телерадиокомпаний, увеличить объем вещания на эти цели.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2017
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2007 №323-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351- указ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
4. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 №302-п [Электронный ресурс]. Дата обновления: 14.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
5. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.»: постановление
Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 30-п [Электронный ресурс] Дата обновления: 05.05.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
7. Всероссийский реестр видов спорта: приказ Минспорта России от 02.09.2013 № 702 [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.09.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017.
8. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической
деятельности: приказ Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст [Электронный
ресурс] Дата обновления: 31.01.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
9. Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Пензенской области от 1 ноября 2013 года №812- пП [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.06.2017 Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
10. Об утверждении Положения о Министерстве физической культуры и спорта Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2016 года №26-пП [Электронный ресурс]. Дата обновления:24.10.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
11. Международная хартия физического воспитания и спорта от 21.11.1978 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
12. Азоев Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы: монография / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков; национал. фонд подготовки кадров. - Москва: Новости, 2013. - 256 с.
13. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д. В. Артутюнова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2015. - 122 с.
14. Бакушев В.В., Понеделков А.В., Зейналов И.М. Высшие управленческие и политические решения на службе цели народосбережения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 7. - С. 36-38.
15. Беляевский И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - Москва: Финансы и статистика, 2017 г. - 320 с.
16. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей: 10-е изд., пер. с англ. Е. Коловтина, Л. Круглов-Морозов / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - СПб: Питер, 2014. - 944 с.
17. Всемирный опрос о тенденциях в спорте на 2016 г. / Ассоциация профессионалов фитнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fitness- pro.ru/biblioteka/vsemirnyy-opros-o-tendentsiyakh-v-fitnese-na-2016-god.html(дата обращение 10.11.2017)
18. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ),
Здоровый образ жизни и как его поддержать: пресс-выпуск № 2696 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?
id=236&uid=115025 (дата обращения 18.11.2017)
19. Герасимова Г. Н. Потенциал рынка. Экспресс-анализ для рынков B2C / Г. Н. Герасимова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - С. 185-190.
20. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика: монография / Е. П. Голубков. - Москва: Финперсс, 2015. - 416 с.
21. Давлетбаева Л. Ф. Жизненный цикл товара. Вестник Оренбургского государственного универ-т. / Л. Ф. Давлетбаева // Экономика и экономические науки. 2015. - № 13 (119). - С. 26-30.
22. Долгополов П.С. Спортивные сооружения [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2017
23. Единая межведомственная информационно - статистическая система (ЕМИСС): база данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/36281(дата обращения 18.10.2017)
24. Единая межведомственная информационно - статистическая система
(ЕМИСС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.fedstat.rU/indicator/31280#(дата обращения 18.10.2017)
25. Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Hofer/Shendel / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №2. - С. 36-43.
26. Здравоохранение в России. 2016: стат. сб. / 3-46. - Москва: Росстат,
2016. -174 с.
27. Исследовательский центр «Ромир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://romir.ru/studies/692_1436994000/(дата обращения 25.11.2017)
28. Кардашова И.Б. О сущности национального интереса // Административное право и процесс. - 2015. - № 5. - С. 11 - 16.
29. Качалкин В. М. Некоторые аспекты современной демографической политики в России: тенденции и приоритеты // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (26). - С. 101-118.
30. Конина Д. П. Матрица Хофера-Шенделя. Молодежный научно-технический вестник / Д. П. Конина // Электронный журнал МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2015. - № 11. - С. 17-21.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2013. - С. 438.
32. Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание: 9-е издание. пер. с англ. О. Л. Пелявский, А. В. Назаренко / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - Москва: Вильямс, 2013. - 1200 с.
33. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования: практическое руководство 3-е издание, пер. с англ. А. Р. Ганиевой, Э. В. Кондуковой под ред. А. А. Старостиной / Н. К. Малхотра. - Москва: Вильямс, 2015. - 960 с.
34. Марюшенкова А. В. Типология рынков сбыта по стадии жизненного цикла и уровню конкуренции. Гуманитарные науки. Экономика / А. В. Марюшенкова // Вестник ТГУ. - 2013. - № 5 (73). - С. 248-252.
35. Миняйло А.М., Куликова Н.А., Каратеев Д.Э. Стратегические приоритеты развития экономики России // Дискуссия. - 2014. - С. 11 -15.
36. Мировой рынок спорта и самые спортивные нации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mjonaus.livejournal.com/432827.html(дата обращения 15.10.2017)
37. Мосолова И. А. Развитие коммуникационной составляющей моделей маркетинга услуг / И. А. Мосолова // Сервис в России и зарубежом. - 2015. - № 3 (18). - С. 90-95.
38. Новаторов Э. В. Сравнительный анализ теорий маркетинга услуг / Э.В. Новаторов // Вестник СПб университета. Серия менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 40-55.
39. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2017 г.: доклад. - Москва: Минэкономразвития России, 2017. - 215 с.
40. Обзор Российского рынка спортивно-оздоровительных услуг: бесплатные обзоры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.marketcenter.ru/content/document_r_3ca0bfb4-5745-468b-85d8 5af8a960cae6.html (дата обращения 13.10.2017)
41. Официальный сайт Центрального разведывательного управления США (The Central Intelligence Agency) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/xx.html(дата обращения 14.10.2017)
42. Официальный сайт автоматизированной информационной системы мониторинга муниципальных образований: база данных включает в себя показатели соц. - эконом. развития муницип. образований Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aismmo.ru/?pg=concordance40 (дата обращения 14.10.2017)
43. Перова Е. И., Гаркавенко В. А., Клендар В. А. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. - 2016. - С. 63-68.
44. Платное обслуживание населения России. 2017: стат. сб. / П 37. - Москва, Росстат, 2015. - 111 с.
45. Потапова О.Н. Здравоохранительное поведение молодежи в
концепции народосбережения России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2016. - № 23. - С. 82-89.
46. Потапова О.Н. Социально-демографические предикторы и основные направления концепции народосбережения // Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 3. - С. 6-8.
47. Потапова О.Н. Социально-демографические проблемы и основы народосбережения России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 9. - С. 14-16.
48. Проект Конституции Российской Федерации - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/clause/257 (дата обращения:
11.12.2017) .
49. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь: 6-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 287 с.
50. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Р 32. - Москва: Росстат, 2015. - 1266 с.
51. Рекламно-информационное агентство «РИА.Рейтинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/infografika/(дата обращения: 15.12.2017)
52. Российский рынок фитнес-услуг (демо-версия) / Аналитическое агентство «Маркет Аналитика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketanalitika.ru/report/80-rinok-fitnes-uslug.html(дата обращения: 15.12.2017)
53. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. справочник / Р 76. - Москва: Росстат, 2015. - 543 с.
54. Россия и страны - члены Европейского союза. 2017: стат. сб. / Р76. - Москва: Росстат, 2015. - 271 с.
55. Сорокин А. В Пензе обсудили стратегию народосбережения. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ng58 .ru/news/life/v_penze_obsudili_strategiyu_narodosberezheniya/ (дата
обращения: 10.12.2017).
56. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: стат. сб. / С 69. - Москва: Росстат, 2016. - 311 с.
57. Спортзалы г. Пензы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://2gis.ru/penza/search/Тренажёрные%20залы/шbricId/267/tab/firms (дата
обращения: 12.11.2017).
58. Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практ. пособие / И. К. Беляевский, Л. А. Данченок, Н. В. Татаркова, А. В. Коротков. - Москва: Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2017. - 143 с.
59. Сухоруков, М. М. Современное представление о базовых моделях рынка услуг / М. М. Сухоруков // Маркетинг и маркетинговые исследования. -
2014. - № 3 (51). - С. 68-76.
60. Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. / Т 78. - Москва: Росстат,
2015. - 276 с.
61. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main(дата обращения: 15.10.2017)
62. Федеральная служба государственной статистики: центральная база
статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi7pH1921001 (дата обращения:
15.12.2017)
63. Федоренко А.О. Исследование рынка спортивно - оздоровительных услуг / А.О. Федоренко // Экономика и управление:
анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 20. - С. 55-58.