Введение 3
Глава I . Теоретические основы педагогического просвещения родителей дошкольников 6
1.1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ 6
1.2. Дифференцированный подход к работе с родителями 7
1.3. Направления работы воспитателей и дошкольных учреждений с родителями 12
1.4. Формы и методы работы с родителями 17
Глава II . Опытно-практическая часть 2е)
2. 1 . Из опыта работы ДОУ № 142 «Карусель» г. Красноярска 29
2.2. Работа с многодетными семьями в рамках эксперимента «Дошкольное учреждение - открытая социально-педагогическая система» 37
2.3 Анализ опытно-экспериментальных исследований по
дифференциации форм работы с родителями 33
Заключение 4
Список литературы 44
Приложения
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Детский сад в своей работе должен быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.
Цель дипломной работы - раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Объектом данного исследования является педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет - содержание и формы педагогического просвещения.
Гипотеза: мы предполагаем, что для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо овладеть полным объемом психолого¬педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Задачи :
- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;
- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;
- выделить активные формы работы с родителями;
- проследить организацию взаимодействия семьи и ДОУ;
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 142 «Карусель» г.Красноярска.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических условий таких как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и др.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование,индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми с родителями и другими.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как «круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой исследовательской работы.
А если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. На наш взгляд, введение в систему ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
1. Андреева, Н.А. Организация эффективного сотрудничества родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.А. Андреева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012.- №4 - С. 48-53.
2. Аронс, К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
3. Бондаренко , А.К. Дидактические игры в детском саду О А.К. Бондаренко - М., 2010.
4. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы” - М, 1998, с.924.
5. Волкова, 'Г. Вариативные формы дoиIкoльыoгo обраованиия О Т . Волкова // Дошкольное образование - 1 сентября: газета. - 2012 .- №10.- С. 30-31.
6. Вологодская, О.П. Воспитниие самостоятельности у детей. Ммш. можно я сам?! / О.П. Вологодская. - М.: Центрполианаф, 2012. - 191 с.
7. Воспитатели и родители : Изо опыта работы. М. : Пpocвнщeниe , 198..
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
9. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
10. Газина, О. Играя, познаём природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7. - с.39-40.
11. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.
12. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
13. Деркунская, В. Новые формы совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду: ситуационные задачи для старших школьников / В. Деркунская // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012.- №6.- С. 12-22.
14. Джамилова, Н.Н. К вопросу формирования организаторских качеств у дошкольников: [Материалы исследования] / Н.Н. Джамилова // Педагогические науки: журнал.- 2012.- №2.- С. 11-15.
15. Долганюк, Е.В. Беседа как метод развития диалогической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.В. Долганюк // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012.- №5.- С. 31-34.
16. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А. - М., 2009.
17. Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада № 204 г. Красноярска). Красноярска, 2008.
18. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 с.
19. Казунина, И.И. Инновационные технологии в игровых учебно-дидактических средствах по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / И.И. Казунина // Детский сад от А до Я: журнал - 2012.- №2.- С. 27-30.
20. Карпичева, Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012.- №4.- С. 28-31.
21. Карпюк, Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников / Г.А. Карпюк, Е.С. Шабалина // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012.- №4.- С. 54-56.
22. Картаполова, О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012.- №7.- С. 58-60.
23. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Монография М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.
24. Любина, Г. Как воспитать своего ребенка удачником //Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59.
25. Майер, А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании / А.А. Майер, С.Я. Ромашина, М.Е. Карпова // Дошкольник: журнал. - 2012.- №8.- С. 23-31.
26. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
27. Медведева, М.Е. Педагогически комфортная среда как условие формирования творческой направленности личности старших дошкольников / М.Е. Медведева // Наука и школа журнал. - 2012.- №6.- С. 126-128.
28. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Красноярска. Красноярск: 1995.
29. Монастырский, В.А., Каримова, Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы. Красноярск: 2008.
30. Монастырский, В.А., Каримова, Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике Выпускные квалификационные работы бакалавров: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы. Красноярск: 2009.
31. Мурзина, Н.П. Детский сад-семья-школа и образовательные стандарты [О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей] / Н.П. Мурзина. // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2012.- №3.- С. 3-12.
32. Нагавкина, Л.У., Крокинская, О.К., Косабуцкая, У.А. Уоциальный педагог: введение в должность: Уб. материалов - УПб.: КАРО, 2000. - 272с.
33. Николаенко, Ю. Утановление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста / Ю. Николаенко. // Дошкольное воспитание: журнал. - 2012.- №4.- У. 109-114.
34. Новикова, И.М. Упециальная дошкольная здоровье - сберегающая педагогика / И.М. Новикова // Коррекционная педагогика: журнал - 2012.- №4.- У. 41-51.
35. Полковникова, Н.Б. Ценностные основы детской личности и их развитие под влиянием ценностей близких взрослых / Н.Б. Полковникова // Дошкольник: журнал. - 2012.- №8.- У. 4-9.
36. Помелов, В.Б. Основоположник дошкольного воспитания / В.Б. Помелов // Педагогика: журнал. - 2012 .- №9 .- У. 93-100.
37. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
38. Уемейное воспитание: Уловарь /Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
39. Уовременные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб, пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
40. Уодержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Красноярск, 2011.
41. Уоциальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Утаврополь: УКИПКРО, 1997.
42. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
43. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: 1987.
44. Сухорукова, Е.П. Особенности исследования креативности дошкольников на основе концепции креативности Р. Стернберга / Е.П. Сухорукова, Г.Н. Бухер, Е.Г. Бахолдина и др. // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2012.- №6.- С. 100-101.
45. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с.
46. Установление дружеских отношений между детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012.- №6.- С. 153-157.
47. Хиноверова, М. Организация работы в разновозрастных группах / М. Хиноверова, Е. Сирицина // Детский сад от А до Я: журнал. - 2012.- №5 .- С. 70-80.
48. Шайдурова, Н.В. Использование "Пальчиковых прописей" в подготовке руки ребёнка к письму / Н.В. Шайдурова. // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2012.- №5.- С. 81-83.
49. Шестопалова, М.Б. Развитие мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр / М.Б. Шестопалова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2012 .- №9. - С. 19-22.
50. Этика социальной работы: Принципы и стандарты.