ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕПРЕССИВНОМУ СОСТОЯНИЮ
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕПРЕССИВНОМУ СОСТОЯНИЮ
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕПРЕССИВНОМУ СОСТОЯНИЮ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральным элементом в современной системе образования является индивидуальная траектория обучения, что отражено в законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, требующем создания индивидуального учебного плана, соответствующего образовательным потребностям на различных этапах обучения. Это подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС СОО), где приоритет отдается личностному развитию учащегося. Данный подход является одним из составляющих компонентов воспитательной деятельности педагогов, а также соответствует целям психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательной организации. Создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия невозможно без отслеживания динамики индивидуального развития учащегося и взаимодействий всех субъектов общеобразовательного учреждения.
Проблема раннего выявления депрессивного состояния учащегося и наличия деструктивных межличностных отношений в коллективе принадлежит к числу наиболее актуальных в психологической науке, так как по данным ВОЗ, распространенность депрессии в юношеском возрасте достигает от 15 до 40% [8];а также отмечается рост распространённости школьного буллинга (одна из форм деструктивных межличностных взаимодействий) – по данным уполномоченной по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой, в 2021 году 399 из 1365 обращений (то есть, почти 30%) в аппарат уполномоченного по вопросам образования были связаны с проблемой травли в школах [1].
Существуют схожести переживания подростками депрессивного состояния и деструктивных межличностных взаимодействий, среди которых: негативная оценка своей личности (когнитивный компонент), чувство одиночества (эмоциональный компонент), повторяющиеся межличностные конфликты, социальная изоляция и прибегание к употреблению психоактивных веществ (поведенческие компоненты). Помимо этого, было выявлено (Д.О. Пашениным в исследовании причин депрессивных состояний у подростков), что депрессия содействует деструктивному поведению, а наличие такого рода поведения будет усугублять течение депрессии. В связи с этим, понимание особенностей переживаний этих эмоциональных состояний позволит разработать программу, направленную на предотвращение/минимизацию случаев возникновения деструктивных межличностных взаимодействий у подростков.
Теоретико-методологической основой нашей работы стали труды российских ученых, посвященные исследованию особенностей переживания депрессивного состояния у «трудных» подростков (Т.Р. Сулейманова и А.А. Магомедова; Е.И. Малинина; Д.О. Пашенин и др.).
Проблема исследования. В теоретическом плане проблема заключается в понимании структурных характеристик и взаимосвязей депрессивного состояния и деструктивных межличностных отношений, в эмпирическом – в разработке и апробации программы психологической профилактики деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию, в практическом – в реализации программы.
Объект исследования – депрессивное состояние подростков; в качестве предмета исследования рассматриваются научно-теоретические и методические аспекты психологической профилактики подростков, склонных к депрессивному состоянию и подвергающихся деструктивным межличностным взаимодействиям.
Цель данной работы заключается в разработке программы профилактики деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию и проверка её результативности.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. проанализировать теоретические и эмпирические исследования по проблеме взаимосвязи депрессивного состояния и деструктивных межличностных взаимодействий, конкретизировать понятия «депрессивное состояние», «деструктивные межличностные отношения», «психологическая профилактика»;
2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей и взаимосвязей переживания депрессивного состояния и субъективной оценки межличностных отношений у подростков, обработать полученные результаты, интерпретировать их;
3. разработать и апробировать программу профилактики деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивным состояниям.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между уровнем депрессивного состояния и проявлением деструктивных межличностных взаимодействий у подростков.
2. Реализация программы психологической профилактики способствует снижению уровня депрессивного состояния у подростков.
3. Программа психологической профилактики способствует уменьшению деструктивных проявлений в межличностных взаимодействиях подростков.
Теоретическую основу гипотез составляют работы, посвященные изучению депрессивных состояний, деструктивных межличностных взаимодействий и методов их профилактики: исследования Kovacs (1985) и Beck et al. (1996); Greenberg et al. (2003) и CASEL (Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning), исследования Bullying Prevention Program (Olweus, 1993). В отечественной психологии – это работы Т.Р. Сулеймановой и А.А. Магомедовой; Е.И. Малининой; Д.О. Пашенина и др.
Новизна работы заключается в том, что:
– конкретизировано научное представление о содержании таких понятий, как «переживание депрессивного состояния», «деструктивные межличностные отношения», «психологическая профилактика»;
– организовано и проведено исследование деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию на выборке учащихся …
– на основании полученных в ходе исследования результатов разработана и апробирована программа профилактики деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивным состояниям.
В исследовании результативности программы участвовали обучающиеся 8 класса … (конфиденциально) в количестве 17 человек в возрасте от 14 до 16 лет (М=14,76; SD=0,44).
Методы исследования:
В состав психодиагностического инструментария были включены:
• «Опросник детской депрессии (CDI)» М. Ковач в русскоязычной адаптации С.В. Воликовой, А. Б. Холмогоровой 2013 г. (оценка выраженности депрессивных симптомов у подростков)
• «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновский (определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого).
Методы математической статистики:
• Описательные статистики – для проверки данных на соответствие закону нормального распределения.
• Коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена – для изучения взаимосвязей между параметрами шкал методик «Опросник детской депрессии» М. Ковач и «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского.
• Т-критерий Вилкоксона – для изучения динамики показателей депрессивного состояния, субъективной оценки межличностных отношений после прохождения программы профилактики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты структурные характеристики переживания депрессивного состояния и их связь с проявлениями деструктивных межличностных взаимодействий, конкретизированы методы и этапы психологической профилактики деструктивных отношений учащихся, склонных к депрессивному состоянию. В результате проведенной работы сформированы выводы, на основании которых будет разрабатываться психопрофилактическая программа деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию.
Практическое значение определяется возможностью применения полученных результатов и выводов для разработки программы психологической профилактики деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию. Разработанная и апробированная программа психологической профилактики может являться методической основой для организации социально-просветительской, тренинговой и консультативной работы по профилактике и коррекции деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивному состоянию в индивидуальном и групповом формате.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы – … страниц, из них –.. страницы приложений. Общее количество источников –
Психологическая профилактика деструктивных взаимодействий у подростков, склонных к депрессивным состояниям, является актуальной задачей в условиях высокой распространенности депрессивных состояний и проявлений буллинга среди учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации. Решение данной проблемы потребовало обращения к психологической науке. В результате анализа исследований по проблеме связи депрессивного состояния и проявлений деструктивных межличностных отношений конкретизированы понятия «депрессивное состояние», «деструктивные межличностные отношения», «психологическая профилактика». Кроме того, систематизированы факторы, влияющие на депрессивное состояние у подростков и проявление деструктивных взаимодействий, а также представлены ключевые направления профилактики рассматриваемой проблемы.
Исходя из результатов теоретического анализа взаимосвязи депрессивного состояния и деструктивных межличностных отношений, были выявлены схожие особенности переживания рассматриваемых феноменов, среди которых: повторяющиеся межличностные конфликты, социальная изоляция, негативная оценка своей личности, чувство одиночества, прибегание к употреблению психоактивных веществ. Относительно взаимосвязи депрессивного состояния и деструктивных межличностных отношений выявлено, что депрессия содействует деструктивному поведению, а также такое поведение усугубляет депрессию.
Настоящее исследование было направлено на разработку и апробацию программы, которая учитывает ключевые аспекты взаимосвязи депрессивных состояний и деструктивных межличностных взаимодействий, основываясь на результатах исследований, проведенных ранее на той же самой выборке о связи психологического благополучия, депрессивного состояния и субъективной оценке межличностных отношениях у подростков.
В ходе исследования:
18. Был проведен теоретический анализ понятий «депрессивное состояние», «деструктивные межличностные отношения» и «психологическая профилактика», что позволило систематизировать факторы, влияющие на изучаемые феномены.
19. Установлено, что депрессивное состояние и деструктивные межличностные взаимодействия взаимно усиливают друг друга, создавая негативный поведенческий и эмоциональный цикл, проявляющийся в межличностных конфликтах, социальной изоляции и негативной самооценке.
20. На основе теоретических и эмпирических данных нами была разработана и реализована программа профилактики, включающая когнитивно-поведенческие техники, тренинги социально-эмоциональных навыков и групповые практики.
Результаты реализации программы показали:
1. Снижение уровней депрессивного состояния, включая показатели «Ангедония», «Напряженность» и «Отчужденность», что свидетельствует о положительной динамике в эмоциональном состоянии подростков.
2. Улучшение качества межличностных взаимодействий, снижение агрессивных и конфликтных проявлений.
3. Увеличение осознанности подростков относительно своих эмоциональных состояний, что отражено в изменении корреляций между отдельными шкалами депрессивного состояния.
Отдельно следует отметить, что был зафиксирован рост конфликтности у части участников программы, что требует обязательной дальнейшей доработки программы с акцентом на развитие конструктивных стратегий коммуникации.
Мы осознаем ограничения работы, связанные с малым объемом выборки, что ограничивает обобщение полученных данных; отсутствием долгосрочного мониторинга эффективности программы, а также спецификой выборки, что может влиять на интерпретацию результатов.
Тем не менее, полученные данные подтверждают эффективность программы в снижении депрессивных состояний и деструктивных проявлений у подростков. Работа вносит вклад в разработку эффективных методов профилактики, подчеркивая необходимость систематической и комплексной работы с подростками в условиях образовательной среды.