ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ШКОЛЬНИКАМИ-ПОДРОСТКАМИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА П. ЧЕСНОКОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Педагогические возможности русской духовной музыки на уроках
музыки в общеобразовательной
школе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности освоения школьниками-
подростками русской духовной музыки в общеобразовательной школе 16
1.3. Творчество П.Чеснокова как предмет освоения на уроках музыки в
общеобразовательной школе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ШКОЛЬНИКАМИ- ПОДРОСТКАМИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА П. ЧЕСНОКОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 35
2.1. Критерии, показатели и уровни освоения русской духовной музыки на
уроках музыки 35
2.2. Содержание, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по освоению русской духовной музыки школьниками-подростками на примере творчества П. Чеснокова на уроках музыки в общеобразовательной
школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
Современная музыкальная культура, пропагандируемая средствами массовой информации, часто формируется не на основе эстетической ценности, а, в большей степени, исходя из легкости восприятия, вследствие чего музыка последних десятилетий уверенно изменила свою ведущую функцию с воспитательной и развивающей на развлекательную.
Классическая же музыка со всем многообразием ее направлений, обладая значительным развивающим и воспитательным потенциалом, остается за пределами внимания молодежи и, в частности, подростков. Современное общее музыкальное образование тоже, зачастую, уделяет недостаточное внимание эмоциональному, духовному развитию учащихся, опираясь, в большей степени, на сугубо информационную сторону образовательного процесса.
При этом, изучение классической музыки, в частности, такого направления, как русская духовная музыка, может выступать в качестве важной ступени в развитии полноценной личности. Изучение и исполнение русской духовной музыки способно влиять на нравственное развитие человека, поскольку представляет собой кладезь религиозных и общечеловеческих ценностей.
В настоящее время в системе общего музыкального образования прослеживаются противоречия, объясняющие необходимость изучения проблему освоения русской духовной музыки школьниками:
1. большое воспитательное и образовательное значение русской духовной музыки при отсутствии специальной методики ее освоения;
2. несоответствие содержания современного музыкальнообразовательного процесса и концепций мировоззрения, касающихся проблемы эстетического и нравственного воспитания молодежи.
Отсюда следует необходимость разработки форм проведения уроков музыки в общеобразовательной школе, направленных на наиболее успешное освоение русской духовной музыки учащимися. Естественным итогом применения таких форм образовательного процесса должно стать погружение обучающихся в содержательную сторону музыки, что может повысить влияние, оказываемое музыкальными произведениями на духовное, нравственное, эмоциональное, эстетическое развитие школьников.
Принимая во внимание сложность смыслового содержания русской духовной музыки, наиболее подходящим возрастным периодом для ее освоения в условиях общеобразовательной школы выступает подростковый возраст. В этом возрасте ребенок особенно нуждается в грамотном педагогическом руководстве, поскольку данный возрастной период характеризуется формированием нравственных приоритетов личности, оказывающих влияние на всю оставшуюся жизнь человека.
Педагогическое руководство в рамках урока музыки традиционно осуществляется через изучение сочинений, наполненных глубоким смыслом, духовно-нравственной составляющей. К таким произведениям музыкального искусства можно, по праву, отнести творчество Павла Григорьевича Чеснокова, уникального композитора, автора многочисленных хоровых сочинений, дирижера и педагога. Перу П. Г. Чеснокова принадлежит множество светских сочинений, однако духовная музыка занимает в наследии автора ведущую роль.
Таким образом, актуальность выбранной проблемы обусловила формулировку темы бакалаврской работы: «Освоение русской духовной музыки школьниками-подростками на примере творчества П. Чеснокова на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Цель работы - определить и экспериментально обосновать эффективность педагогических условий, направленных на освоение русской духовной музыки школьниками-подростками на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогические условия освоения русской духовной музыки на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза - освоение русской духовной музыки школьниками- подростками на уроках музыки в общеобразовательной школе может быть более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• понимание учащимися содержания русской духовной музыки посредством эмоционального сопереживания, осмысления музыкальновыразительных средств, собственной музыкальной исполнительской деятельности;
...
В рамках исследуемой темы нами была предложена гипотеза, согласно которой освоение русской духовной музыки школьниками-подростками на уроках музыки в общеобразовательной школе может быть более эффективным при условии понимания учащимися содержания русской духовной музыки посредством эмоционального сопереживания, осмысление музыкально-выразительных средств музыкальной и собственную исполнительскую деятельность, организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей школьников-подростков и на основе принципов посильной трудности, сознательного усвоения и активности, а также при условии образной и эмоционально наполненной демонстрации русской духовной музыки на уроках музыки.
Для теоретического обоснования предложенных педагогических условий нами был осуществлен обзор исследований обозначенной теме. Русская духовная музыка описана как часть творческого наследия, обладающая особым воспитательным и развивающим потенциалом, а поэтому способствующая эффективному духовно-нравственному и общемузыкальному развитию школьников-подростков. Описаны
физиологические и психологические особенности школьников-подростков, охарактеризовано творчество П.Чеснокова в аспекте изучаемой проблемы.
В рамках теоретического анализа исследований по теме работы обозначены и описаны компоненты освоения музыки школьниками на уроках музыки: мотивационный, знаниевый и практический. По каждому из обозначенных компонентов определены критерии оценки и показатели процесса освоения духовной музыки школьниками-подростками, а также уровни освоения (низкий, средний, высокий).
В ходе опытно-экспериментальной работы, построенной на материале творчества П.Чеснокова, было установлено, что вынесенные в гипотезу педагогические условия делают процесс освоения духовной музыки школьниками-подростками на уроках музыки в общеобразовательной школе более успешным.
Такой итог опытно-экспериментальной работы доказывает верность предложенной гипотезы. Ход и результаты исследования зафиксированы и отражены в соответствующих главах работы.
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
2. Акимов А. Е. Доминанта духовности. - М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
3. Акулова Л. В. Музыка в культе современной России:
монография. - Владимир: ВГПУ, 2006. - 154 с.
4. Алексеева В. П. Самое важное, но невидимое // Искусство в школе. - № 2. -1999. - 48 с.
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 368 с.
6. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки / Методическое пособие для учителей начальной школы. - М.: Просвещение, 1978. - 171 с.
7. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогики. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1. - М.: Амрита, 2010. - 288 с.
8. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
9. Аркадьева А. В. Основы православия для детей. Программа. Методические рекомендации. - Дмитров: «Север Подмосковья», 2003. - 56 с.
10. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд.. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
11. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика - 2005. - №2. - С. 10-12.
12. Багашев А. Ю. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 4-6.
13. Барковская С. П. Философия русской духовно-музыкальной культуры: Полилогический аспект: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 108 с.
14. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 298 с.
15. Бессарабова И. С. Проблема духовного воспитания учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - С. 2-4.
... всего 48 источников