Прокуратура в системе органов противодействия преступности в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОКУРАТУРА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Общая характеристика системы органов по противодействию
преступности в Российской Федерации 9
1.2 Место и роль органов прокуратуры в системе органов по
противодействию преступности в Российской Федерации 17
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Особенности прокурорского надзора по противодействию преступности
в Российской Федерации 24
2.2 Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью 30
2.3 Проблемы повышения эффективности деятельности органов
прокуратуры по борьбе с преступностью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
1 ПРОКУРАТУРА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Общая характеристика системы органов по противодействию
преступности в Российской Федерации 9
1.2 Место и роль органов прокуратуры в системе органов по
противодействию преступности в Российской Федерации 17
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Особенности прокурорского надзора по противодействию преступности
в Российской Федерации 24
2.2 Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью 30
2.3 Проблемы повышения эффективности деятельности органов
прокуратуры по борьбе с преступностью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
В настоящее время доминирующую позицию в уголовно-правовой политике и доктрине занимает подход, согласно которому управлять преступностью нельзя, можно лишь управлять мерами воздействия на преступность, осуществлять контроль над преступностью. Подобное управление возможно только лишь в рамках комплексной деятельности государства, общества и граждан по недопущению (предупреждению) преступных посягательств. Указанная деятельность в науке именуется как противодействие преступности.
Противодействие преступности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя меры профилактики, предупреждения и борьбы с преступностью, реализуемые посредством целенаправленной деятельности её субъектов, особую роль среди которых занимают органы прокуратуры.
Осуществляя прокурорский надзор за деятельностью всех государственных и негосударственных органов федерального, регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, прокуратура обеспечивает законность во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Координируя деятельность правоохранительных органов, прокуратура оптимизирует их деятельность в сфере борьбы с преступностью. В связи с чем можно говорить, что прокуратура Российской Федерации является системообразующим и контролирующим субъектом системы противодействия преступности в Российской Федерации.
Однако статистические данные не позволяют говорить, что действующая система правоохранительных органов по борьбе с преступностью в России является эффективной. Несмотря на то, что количество зарегистрированных преступлений снижается (в 2021 году зарегистрировано 2004404 преступлений, что на 1,9% меньше по отношению к отчетному 2020 году), уровень раскрываемости продолжает оставаться на
незначительном уровне, не превышая 55% по зарегистрированным преступлениям (в 2021 году раскрыто 1030708 преступлений, что на 0,1% меньше по отношению к 2020 году) 1. При этом уголовные дела, завершившиеся вынесением итогового решения с постановлением приговора, составляют всего 46,3% от раскрытых преступлений (в 2021 году вынесено 553051 приговора, что на 6,6% больше, чем в 2020 году)1 2.
Исходя из изложенного, можно однозначно говорить о необходимости совершенствования единой государственной системы противодействия преступности, через повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, включая органы прокуратуры Российской Федерации, основываясь на разработке и использовании системы мер противодействия, что позволит обеспечить защиту прав и интересов человека, общества и государства.
Таким образом, целенаправленная и эффективная деятельность государства по противодействию преступности неизбежно предполагает большой объем теоретических и прикладных исследований, что обуславливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью органов прокуратуры по противодействию преступности в Российской Федерации.
Предметом бакалаврского исследования выступают научные труды, законодательные акты, правоприменительная практика, отражающая основы деятельности прокуратуры, как органа по противодействию преступности в Российской Федерации.
...
Противодействие преступности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя меры профилактики, предупреждения и борьбы с преступностью, реализуемые посредством целенаправленной деятельности её субъектов, особую роль среди которых занимают органы прокуратуры.
Осуществляя прокурорский надзор за деятельностью всех государственных и негосударственных органов федерального, регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, прокуратура обеспечивает законность во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Координируя деятельность правоохранительных органов, прокуратура оптимизирует их деятельность в сфере борьбы с преступностью. В связи с чем можно говорить, что прокуратура Российской Федерации является системообразующим и контролирующим субъектом системы противодействия преступности в Российской Федерации.
Однако статистические данные не позволяют говорить, что действующая система правоохранительных органов по борьбе с преступностью в России является эффективной. Несмотря на то, что количество зарегистрированных преступлений снижается (в 2021 году зарегистрировано 2004404 преступлений, что на 1,9% меньше по отношению к отчетному 2020 году), уровень раскрываемости продолжает оставаться на
незначительном уровне, не превышая 55% по зарегистрированным преступлениям (в 2021 году раскрыто 1030708 преступлений, что на 0,1% меньше по отношению к 2020 году) 1. При этом уголовные дела, завершившиеся вынесением итогового решения с постановлением приговора, составляют всего 46,3% от раскрытых преступлений (в 2021 году вынесено 553051 приговора, что на 6,6% больше, чем в 2020 году)1 2.
Исходя из изложенного, можно однозначно говорить о необходимости совершенствования единой государственной системы противодействия преступности, через повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, включая органы прокуратуры Российской Федерации, основываясь на разработке и использовании системы мер противодействия, что позволит обеспечить защиту прав и интересов человека, общества и государства.
Таким образом, целенаправленная и эффективная деятельность государства по противодействию преступности неизбежно предполагает большой объем теоретических и прикладных исследований, что обуславливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью органов прокуратуры по противодействию преступности в Российской Федерации.
Предметом бакалаврского исследования выступают научные труды, законодательные акты, правоприменительная практика, отражающая основы деятельности прокуратуры, как органа по противодействию преступности в Российской Федерации.
...
Многогранность проблем, порождаемых преступностью, а также тяжесть ее последствий диктуют необходимость всестороннего подхода к организации противодействия данному общественно опасному явлению.
Снижение уровня преступности возможно только в результате тесного взаимодействия всех правоохранительных органов и служб. В связи с чем в настоящее время противодействие преступности осуществляет целая система органов, включающая в себя все виды органов, составляющих механизм государства (государственные и негосударственные органы, а также органы местного самоуправления).
Указанная система характеризуется особенностями субъектного состава, специфическими средствами борьбы с преступностью. Носит системный характер и осуществляется на трех основных уровнях (общем, специальным и индивидуальным).
При этом обособленным субъектом системы противодействия преступности выступают органы прокуратуры. Следует отметить, о дискуссионности вопроса относительно места прокуратуры в частности в системе органов по противодействию преступности и в системе органов государственной власти в целом.
Проведенный анализ показал, что прокуратура изначально не включена в систему разделения властей и наделена надзорными и координирующими функциями по отношению к государственным и негосударственным органам федерльного, регионального и местного уровней, а также к субъектам гражданского общества.
В настоящее время органы прокуратуры Российской Федерации в целях противодействия преступности осуществляют надзорную и координирующую деятельность.
В рамках исследования были проанализированы особенности прокурорского надзора в сфере коррупционных преступлений на всех стадиях уголовного процесса. Низкая раскрываемость коррупционных преступлений связана с недостаточностью подготовки оперативного состава правоохранительных органов, нацеленностью сотрудников на увеличение статистических показателей за счет преступлений, выявление и раскрытие которых не требует особых знаний и умений.
Исходя из этого, прокурор при прокурорском надзоре в сфере противодействия преступности (на примере коррупционных преступлений) не только принимает меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование, но и оказывает содействие другим правоохранительным органам в достижении общей цели.
Координационные полномочия прокуратуры в значительной мере способствуют укреплению законности, повышают эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор:
• созывает координационные совещания,
• организует рабочие группы,
• истребует статистическую и другую необходимую информацию,
• осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о
координации деятельности по борьбе с преступностью.
Следовательно, полномочия прокуратуры по координации деятельности помимо Закона о прокуратуре отражены в специальном подзаконном акте.
В работе проанализировано координационное совещание, состоявшееся в целях подведения итого выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020 г. Сделан вывод о том, что координационные мероприятия по противодействию преступности (на примере коррупции) должны быть разноплановыми, но в тоже время целостными и гармоничными. Следовательно, координационная работа органов прокуратуры Российской Федерации должна развиваться в комплексном и поступательном направлении.
При анализе особенностей деятельности прокуратуры в системе органов по противодействию преступности были выявлены следующие проблемные аспекты.
1. Формальность проведения координационных освещений
В целях разрешению указанной проблемы необходимо расширить содержание координационной деятельности, включив в ее предмет деятельность правоохранительных органов по противодействию и профилактике тех правонарушений, которые по своей антиобщественной и антисоциальной природе представляют «питательную» среду преступности.
...
Снижение уровня преступности возможно только в результате тесного взаимодействия всех правоохранительных органов и служб. В связи с чем в настоящее время противодействие преступности осуществляет целая система органов, включающая в себя все виды органов, составляющих механизм государства (государственные и негосударственные органы, а также органы местного самоуправления).
Указанная система характеризуется особенностями субъектного состава, специфическими средствами борьбы с преступностью. Носит системный характер и осуществляется на трех основных уровнях (общем, специальным и индивидуальным).
При этом обособленным субъектом системы противодействия преступности выступают органы прокуратуры. Следует отметить, о дискуссионности вопроса относительно места прокуратуры в частности в системе органов по противодействию преступности и в системе органов государственной власти в целом.
Проведенный анализ показал, что прокуратура изначально не включена в систему разделения властей и наделена надзорными и координирующими функциями по отношению к государственным и негосударственным органам федерльного, регионального и местного уровней, а также к субъектам гражданского общества.
В настоящее время органы прокуратуры Российской Федерации в целях противодействия преступности осуществляют надзорную и координирующую деятельность.
В рамках исследования были проанализированы особенности прокурорского надзора в сфере коррупционных преступлений на всех стадиях уголовного процесса. Низкая раскрываемость коррупционных преступлений связана с недостаточностью подготовки оперативного состава правоохранительных органов, нацеленностью сотрудников на увеличение статистических показателей за счет преступлений, выявление и раскрытие которых не требует особых знаний и умений.
Исходя из этого, прокурор при прокурорском надзоре в сфере противодействия преступности (на примере коррупционных преступлений) не только принимает меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование, но и оказывает содействие другим правоохранительным органам в достижении общей цели.
Координационные полномочия прокуратуры в значительной мере способствуют укреплению законности, повышают эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов, прокурор:
• созывает координационные совещания,
• организует рабочие группы,
• истребует статистическую и другую необходимую информацию,
• осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о
координации деятельности по борьбе с преступностью.
Следовательно, полномочия прокуратуры по координации деятельности помимо Закона о прокуратуре отражены в специальном подзаконном акте.
В работе проанализировано координационное совещание, состоявшееся в целях подведения итого выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020 г. Сделан вывод о том, что координационные мероприятия по противодействию преступности (на примере коррупции) должны быть разноплановыми, но в тоже время целостными и гармоничными. Следовательно, координационная работа органов прокуратуры Российской Федерации должна развиваться в комплексном и поступательном направлении.
При анализе особенностей деятельности прокуратуры в системе органов по противодействию преступности были выявлены следующие проблемные аспекты.
1. Формальность проведения координационных освещений
В целях разрешению указанной проблемы необходимо расширить содержание координационной деятельности, включив в ее предмет деятельность правоохранительных органов по противодействию и профилактике тех правонарушений, которые по своей антиобщественной и антисоциальной природе представляют «питательную» среду преступности.
...
Подобные работы
- Организационно-педагогическое сопровождение темы «Государственная политика в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации» в школьном курс (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за исполнением трудового
законодательства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТРУКТУРА, КОМПЕТЕНЦИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности органов прокуратуры по противодействию преступности
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Противодействие коррупции в органах государственной власти в
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021





