Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Борьба за власть и репрессии в СССР во второй половине 1940-1950х гг.

Работа №159661

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Политические репрессии и борьба за власть в конце 1940-х - начале 1950-х гг 8
1.1 Усиление репрессий в послевоенные годы 8
1.2 Борьба за власть в 1946-1953 гг 36
Глава 2. Применение материалов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 54
Заключение 63
Список источников и литературы 66
Приложения 70

Политические репрессии и борьба за власть конца 1940-х - начала 1950-х годов прошлого века оставили небывалый след в жизни советского народа. Это время обусловлено полной тоталитарностью сталинской власти и гонению на ученых, интеллигенцию, писателей, руководителей.
В нашей работе мы попытаемся разобраться в причинах массовых ре­прессий конца 40-х - начала 50-х годов ХХ века. Выясним, какие личности были главными претендентами на смену Сталину, и как протекала их борьба с 1945 по 1953 гг.
Сущность юридического понятия «политические репрессии» впервые определил Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политиче­ских репрессий» от 18 октября 1991 г. Статья 1 Закона о реабилитации уста­навливала: «Политическими репрессиями признаются различные меры при­нуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде ли­шения жизни или свободы, помещения на принудительное лечения в психи­атрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения граж­данства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишения или ограничение прав исвободлиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиоз­ным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами»1.
В нашей работе мы также попробуем разобраться в нарастающей в конце 40-х - начале 50-х гг. политической борьбе за власть. Главное внима­ние будет уделено внутрипартийным конфликтам, борьбе за власть, загово­рам против Сталина и его сторонников.
Актуальность темы. Исследование формирования советского общест­ва в конце 1940-х - начале 1950-х гг. XX века в наши дни крайне актуально. Сегодняшнее общество стоит на пути к демократическому политическому режиму. Исследование сталинских репрессий, материал о том, какие страда­ния перенес советский народ, является примером и уроком для будущего по­коления.
Цель нашей работы - рассмотреть и проанализировать репрессии и борьбу за власть конца 1940-х - начала 1950-х годов, проследить и выявить связь между проводимыми репрессиями и борьбой за власть установленного периода.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) подобрать и проанализировать литературу по данному вопросу;
2) рассмотреть причины усиления репрессий в послевоенные годы;
3) выяснить суть и масштаб репрессий, оценить последствия;
4) определить позиции главных конкурентов в борьбе за власть конца 1940-х - начала 1950-х гг.
5) разработать эффективную методику преподавания данной темы в средних общеобразовательных учреждениях.
Объект исследования - явления и процессы, связанные с осуществле­нием репрессивной политики и борьбы за власть в конце 1940-х-начале 1950­х годов.
Предмет исследования - проведение репрессий как отражение борьбы за власть в высших эшелонах власти СССР в период "позднего сталинизма".
Для решения поставленных задач применялись различные методы ис­следования.
1. Описательный метод показывает динамику развития сталинских ре­прессий, помогает установить связь между борьбой за власть и репрессиями конца 40-х начала 50-х гг.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения и анализа научных трудов по теме сталинских ре­прессий конца 40-х - начала 50-х годов XX века нам удалось понять, что мо­тив сталинских репрессий выбранного периода заключался в том, что в по­слевоенные годы партийные органы имели политический вес в государст­венной структуре. И. Сталин, чтобы сохранить в своих руках власть, прибе­гал к репрессиям, пытался создать в аппарате страны обстановку недоверия, искал внутренних противников советской власти.
Масштабы репрессий конца 40-х - начала 50-х годов прошлого века, отличаются от тех, что были в 1930-е годы. Большинство из них были на­правлены против руководителей партийных органов. Самыми громкими де­лами того периода были: «ленинградское дело», «дело Еврейского антифа­шистского комитета», «мингрельское дело», «дело врачей-отравителей», «де­ло военных». Подвергались репрессиям и ученые, продолжались с начала 1940-х гонения на генетику и кибернетику. Масштабы репрессий коснулись тысяч невиновных людей, страдала экономика страны, продолжалось отста­вание Советского Союза в военно-техническом прогрессе.
Проанализировав научную литературу, можно установить основные этапы в борьбе за власть конца 40-х - начала 50-х годов XX века. Как было выяснено, первым этапом можно считать осень 1945 года, когда у И. В. Ста­лина произошёл инсульт, и он был вынужден отправится в отпуск на два ме­сяца. В это время началась борьба за «наследство». Появились первые пре­тенденты: Г. М. Маленков, Л. П. Берия, А.И. Микоян, В.М. Молотов. Офици­ально замещать на посту И.В. Сталина должен был В.М. Молотов, но все ре­шения принимала занимающая «четверка», а груз ответственности лежал только на плечах В.М. Молотова. В ноябре органы партийной печати выпус­тили фрагмент речи У. Черчилля с восхвалениями, который был опубликован по решению В.М. Молотова, такая похвала «покоробила» И.В. Сталина, что в итоге и вылилось в отстранение всех подобранных В.М. Молотовым полит­работников. И.В. Сталин понимал, что пока он был болен, вокруг него пле­лись интриги управлявшей «четверки», поэтому в начале 1946 года в Москву прибыл А.А. Жданов, главный соперник Г.М. Маленкова.
Вторым этапом можем считать 1946-1947 годы, когда со своих постов в аппарате управления были сняты: Г.К. Жуков, В.Н. Меркулов, Л.П. Берия. А.А. Жданов, вместе со своими соратниками, занял ключевые роли в руково­дстве государством. Всё изменилось в начале 1948 года. Считавшийся глав­ным преемником И.В. Сталина, молодой политработник А.А. Кузнецов, был арестован, и Г.М. Маленков вернулся на верхи пирамиды власти. Интересно проследить и блок Маленков-Хрущёв. В связи с арестами ленинградцев, Н. С. Хрущев открыл себе «путь наверх».
Заключительный этап борьбы за власть относится к 1953 году, когда умер И.В. Сталин. Как выяснилось, главными претендентами были Г.М. Ма­ленков, Л.П. Берия, которые сразу заняли руководящие должности. Но всё продолжалось до июля 1953 года, когда на очередном заседании в Кремле Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в отношении Л.П. Берии. Большинст­во поддержало Никиту Сергеевича, и Лаврентия Павловича арестовали. На этом заканчиваются хронологические рамки работы.
Нами была разработана оригинальная методика преподавания темы «Власть и общество» в 11 классе средних общеобразовательных учреждений. В свою разработку мы включили современные методики обучения, по систе­ме ФГОС. На первом этапе урока мы предлагаем методический прием ЗХУ, он позволит установить обратную связь между учителем и учеником, систе­матизировать ранее изученный материал с новым. На этапе подготовки к восприятию новой информации о сталинских репрессиях конца 1940-х - на­чала 1950-х используем игру «Верю, не верю». Благодаря чему учащиеся должны представить себя в облике человека того времени, сопоставить со­временное демократическое общество с тоталитарным. При изучении кон­кретно проводимых репрессий, предлагаем использовать метод «Фишбоун», который позволит установить связь между причинами сталинских репрессий и её проявлением.
Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени ре­волюции, партии, народа. Восстановление справедливости, начатое XX съез­дом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во вто­рой половине 1960-х годов.


1. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 123/12 от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны». // ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 36. Д. 450. Л. 87. [Электронный ресурс] // https://alexanderyakovlev.org: Фонд Александра Н. Яковлева. URL: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1023242 (дата обращения 27.05.2020).
2. Обвинительное заключение по делу ЕАК 3 апреля 1952 г. // ЦА ФСБРФ. Архивная коллекция. Копия. [Электронный ресурс] // http://doc20vek.ru: Документы XX века. URL: http://doc20vek.ru/node/593 (дата обращения 27.05.2020).
3. Из вторичного обвинительного заключения по делу Д. К. Цейба. от 28 февраля 1949 г. // Архив АБИЯЛИ им. Д. И. Гулиа, личн. фонд Б. Е. Са- гария.[ Электронный ресурс] // http://doc20vek.ru: Документы XX века. URL: http://doc20vek.ru/node/593 (дата обращения 27.05.2020).
4. Свидетельство о смерти Фришера Абрама Адольфовича. В свиде­тельстве отсутствуют записи в графах "Причина смерти" и "Место смерти". [Электронный ресурс] // http://museum.sakharov-center.ru: Документы по ис­тории политических репрессий в СССР в 1920-1950-е годы. URL: http://museum.sakharovcenter.ru/documents/index.php?p=136771:137011#137011 :9367 (дата обращения 27.05.2020).
1. Исследования по теме
5. Арриги Д.Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени; пер. с англ. А. Смирнова, Н. Эдельмана. - М.: Территория будуще­го, 2006. - 469 с.
6. БаландинР. Заговоры и борьба за власть. От Ленина до Хрущева; С. Миронов.- М: Вече, 2003.- 479с.
7. Блюм А. Бюрократическая анархия: статистика и власть при Стали­не; [Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др.; пер. с фр. В. М. Володина]. - [2-е изд.]. - М.: РОССПЭН: Фонд Первого Пре­зидента России Б. Н. Ельцина, 2008. - 323 с.
8. Вдовин А.И. (доктор исторических наук; профессор). Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1953 гг. [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018.- № 5. - С. 3-17.
9. Вдовин А.И.(доктор исторических наук; профессор). Борьба за власть перед смертью Сталина [Текст] // Свободная Мысль. - 2018 . - № 2 (1668). - С. 4-23.
10. ВертН. Террор и беспорядок: сталинизм как система; [пер. с фр. А. И. Пигалева]. - М.: РОССПЭН: Фонд Первого Президента Б. Н. Ельцина, 2010. - 444 с.
11. Дождиков А.В. (кандидат политических наук, заместитель директо­ра департамента организации научных исследований МГГУ им. М. А. Шоло­хова). Политический менеджмент И. В. Сталина: репрессии как радикальное средство ротации управленческих кадров [Текст] // Социально-гуманитарные знания. - 2011. -№ 1. - С. 308-322.
12. Земсков В.А. Государственно-общественная власть: функции и их реализация: монография. - Москва: ЦСОТ, 2011. - 151 с.
13. Зыкин Д.Власть. Элита, народ: подсознание и управляемая демо­кратия.- М.: САМОТЕКА, 2007. - 270 с.
14. Илюхин В.И. Власть, коррупция, кризис: [сборник статей и выступ­лений]. - Москва: [б. и.], 2009. - 147 с.
15. Камордин В.В. Власть в России реальная и идеальная: монография; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). - Пен­за: Изд-во ПГУ, 2013. - 244 с.
... всего 33 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ