«Психологическая готовность к браку у лиц юношеского возраста»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста
1.1. Проблема психологической готовности к браку и ее представление
в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Компоненты психологической готовности к браку 21
1.3. Особенности проявления готовности к браку у лиц юношеского
возраста 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста
2.1. Процедура и методы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Тренинговая программа по формированию психологической
готовности к браку лиц юношеского возраста 69
Выводы по главе 2 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложение 1 83
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 87
Приложение 5 88
Приложение 6 89
Приложение 7 90
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста
1.1. Проблема психологической готовности к браку и ее представление
в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Компоненты психологической готовности к браку 21
1.3. Особенности проявления готовности к браку у лиц юношеского
возраста 27
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста
2.1. Процедура и методы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Тренинговая программа по формированию психологической
готовности к браку лиц юношеского возраста 69
Выводы по главе 2 74
Заключение 76
Список используемых источников 78
Приложение 1 83
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 87
Приложение 5 88
Приложение 6 89
Приложение 7 90
В современных политических, экономических и социальных условиях и преобразованиях мы все чаще можем наблюдать за тем, как меняется отношение к семье. Каждому человеку в любых условиях и во все времена нужны ценности, которые не разрушаются ни при каких условиях и обстоятельствах. Несомненно, такие ценности находятся в сфере личных отношений - дружеских, любовных и, конечно же, семейных. Но, можно отметить, что на сегодняшний день заметно падает популярность законного брака и увеличивается число молодых людей, вступающих в так называемый «гражданский брак», в отношения сожительства. Молодые девушки и юноши, предпочитая официальному браку «гражданский», чаще всего основываются на том, что «гражданский брак» является испытательным и менее ответственным союзом, его легче разорвать. А это негативно влияет на формирование сознательного отношения к действительному назначению брака - создание прочной основы для личностного развития, для рождения и воспитания детей. Все больше молодых людей стараются остерегаться официального признания семьи, не учитывая то, что семья - это залог личностного роста и счастья. Семья дает возможность каждому человеку почувствовать себя нужным, любимым и незаменимым, помогает осознать свою уникальность и неповторимость. Чаще всего решение юношей и девушек вступить в брак и создать семью основывается только лишь на стремлении к длительной духовной и физической близости. Молодые люди часто упускают из виду и не придают особого значения тому, что семейная жизнь предъявляет к человеку и много требований, к которым часто они бывают не готовы. А ведь устойчивость брачно-семейных отношений зависит именно от готовности к семейной жизни, которая выражается как целая система социально-психологических установок личности, определяющая положительное эмоциональное отношение к семейному образу жизни, и как личностная зрелость в целом. Готовность к браку как один из критериев такой зрелости становится, с одной стороны, своеобразным показателем социальных установок девушек и юношей, с другой, - психологическим феноменом, который отражает наличие или отсутствие тех потребностей и мотивов, которые и лежат в основе стремления вступить в брак.
Проблема готовности человека к браку в науке является не новой. Многие ученые, педагоги и психологи изучали различные аспекты готовности человека к браку. Так, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко занимались проблемой семьи и добрачного воспитания молодого поколения;
B. А.Сысенко, А.С.Спиваковская, И.В.Гребенников изучали процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству; И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Д.В.Колосов, Б.С.Круглов - различные аспекты добрачного полового воспитания; Я.Л..Коломинский,
C. В.Ковалёв, В.С.Мухина, Н.Н.Обозов, А.А.Бодалев, И.В.Дубровина занимались изучением педагогических и социально-психологических факторов, влияющих на готовность к семейной жизни.
Актуальность данной проблемы обуславливается также возрастанием конфликтности между супругами (Л. Богданович, Е.С. Калмыкова, Б.Ю. Шапиро, С.Г. Шуман и др.), снижением культуры семейных взаимоотношений (К. Витек, В.Е. Кемиров, В. Сатир, Т.М. Трапезникова и др.), увеличением распада семей и разводов (Т.В. Андреева, А. Лидина, Н.Н. Нарицын, В.П. Шейнов и др.).
В настоящее время в современной педагогической и возрастной психологии недостаточно представлен материал об условиях формирования психологической готовности юношей и девушек к брачным отношениям, до сих пор нет конкретного определения психологической готовности к браку как отдельного феномена и не достаточно изучены особенности компонентов данного вида готовности. Данная проблема чаще всего рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении девушек и юношей, которые ставят на первое место, как правило, решение профессиональных проблем, профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности, а создание семьи оставляют на потом. Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли вне семейных ориентаций. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста для разработки тренинговой программы по формированию психологической готовности к браку лиц юношеского возраста.
...
Проблема готовности человека к браку в науке является не новой. Многие ученые, педагоги и психологи изучали различные аспекты готовности человека к браку. Так, Я.Корчак, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко занимались проблемой семьи и добрачного воспитания молодого поколения;
B. А.Сысенко, А.С.Спиваковская, И.В.Гребенников изучали процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству; И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Д.В.Колосов, Б.С.Круглов - различные аспекты добрачного полового воспитания; Я.Л..Коломинский,
C. В.Ковалёв, В.С.Мухина, Н.Н.Обозов, А.А.Бодалев, И.В.Дубровина занимались изучением педагогических и социально-психологических факторов, влияющих на готовность к семейной жизни.
Актуальность данной проблемы обуславливается также возрастанием конфликтности между супругами (Л. Богданович, Е.С. Калмыкова, Б.Ю. Шапиро, С.Г. Шуман и др.), снижением культуры семейных взаимоотношений (К. Витек, В.Е. Кемиров, В. Сатир, Т.М. Трапезникова и др.), увеличением распада семей и разводов (Т.В. Андреева, А. Лидина, Н.Н. Нарицын, В.П. Шейнов и др.).
В настоящее время в современной педагогической и возрастной психологии недостаточно представлен материал об условиях формирования психологической готовности юношей и девушек к брачным отношениям, до сих пор нет конкретного определения психологической готовности к браку как отдельного феномена и не достаточно изучены особенности компонентов данного вида готовности. Данная проблема чаще всего рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении девушек и юношей, которые ставят на первое место, как правило, решение профессиональных проблем, профессиональной устроенности с целью создания дальнейшей стабильности, а создание семьи оставляют на потом. Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли вне семейных ориентаций. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста для разработки тренинговой программы по формированию психологической готовности к браку лиц юношеского возраста.
...
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к семье и браку. Супружеская жизнь требует от людей готовности к компромиссу, умения уступать друг другу, таких качеств как уважение, доверие, взаимопонимание. Но такое отношение друг к другу возможно только при наличии психологической готовности к браку, наличия любви к партнеру, общности интересов и взглядов, желание всегда быть рядом, заботиться. Если же готовность к браку отсутствует, то через некоторое время может наступить разочарование в партнере, нежелание связывать с ним свою дальнейшую жизнь.
В связи с этим наше исследование представляет определенный интерес, так как показывает важность разумного подхода к принятию решения о вступлении в брак.
В результате исследования все поставленные нами задачи были выполнены; цель исследования достигнута, а именно: мы изучили особенности психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста и разработали соответствующую тренинговую программу. Для изучения психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста нами были использованы методики: анкета «Мотивы вступления в брак» С.И. Голод, Авторская анкета, рисуночная методика «Моя будущая семья», методика «Незаконченные предложения» М. Сакса и С. Леви (сокращенный вариант).
Обобщив результаты по всем методикам, мы выявили, что ведущими мотивами вступления в брак у девушек являются «любовь», «материальная обеспеченность будущего супруга» и «общность взглядов и интересов», а у юношей - это «чувство одиночества», «общность взглядов и интересов» и «любовь». То есть, существуют гендерные различия при выборе мотивов вступления в брак.
Также мы выявили, что испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак («любовь», «общность взглядов и интересов») положительно относятся к семье, семья для них представляет главную ценность в настоящий момент, также у них сформировано четкое представление о будущей семье, где они выделяют любовь как основу брака. Они положительно относятся к семье, родителям, противоположному полу, позитивно оценивают сексуальные отношения.
Испытуемые с деструктивными мотивами вступления в брак («чувство одиночества», «ожидание ребенка», «случайность», «материальная обеспеченность будущего супруга» и др.) главным в браке считают материальное положение. Также им присущ инфантилизм; у них не сформирован образ будущей семьи, они негативно или нейтрально относятся к отцу, но к матери и к семье в целом относятся положительно, нейтрально или позитивно оценивают сексуальные отношения, а к противоположному полу выказывают негативное отношение.
Мы выделили уровни психологической готовности. При этом выявилось, что высокий уровень психологической готовности имеют 29,3% испытуемых; средний уровень психологической готовности к браку имеют 6,1% испытуемых; низкий уровень психологической готовности к браку имеют 64,6% испытуемых.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно, психологическая готовность к браку у лиц юношеского возраста определяется системой мотивов вступления в брак, а именно: «любовь» и «общность взглядов и интересов». В свою очередь, мотивы вступления в брак различаются у девушек и юношей. И, действительно, уровень психологической готовности к браку зависит от отношений, сложившихся в родительской семье, от отношения к семье в целом и к противоположному полу.
В связи с этим наше исследование представляет определенный интерес, так как показывает важность разумного подхода к принятию решения о вступлении в брак.
В результате исследования все поставленные нами задачи были выполнены; цель исследования достигнута, а именно: мы изучили особенности психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста и разработали соответствующую тренинговую программу. Для изучения психологической готовности к браку у лиц юношеского возраста нами были использованы методики: анкета «Мотивы вступления в брак» С.И. Голод, Авторская анкета, рисуночная методика «Моя будущая семья», методика «Незаконченные предложения» М. Сакса и С. Леви (сокращенный вариант).
Обобщив результаты по всем методикам, мы выявили, что ведущими мотивами вступления в брак у девушек являются «любовь», «материальная обеспеченность будущего супруга» и «общность взглядов и интересов», а у юношей - это «чувство одиночества», «общность взглядов и интересов» и «любовь». То есть, существуют гендерные различия при выборе мотивов вступления в брак.
Также мы выявили, что испытуемые с конструктивными мотивами вступления в брак («любовь», «общность взглядов и интересов») положительно относятся к семье, семья для них представляет главную ценность в настоящий момент, также у них сформировано четкое представление о будущей семье, где они выделяют любовь как основу брака. Они положительно относятся к семье, родителям, противоположному полу, позитивно оценивают сексуальные отношения.
Испытуемые с деструктивными мотивами вступления в брак («чувство одиночества», «ожидание ребенка», «случайность», «материальная обеспеченность будущего супруга» и др.) главным в браке считают материальное положение. Также им присущ инфантилизм; у них не сформирован образ будущей семьи, они негативно или нейтрально относятся к отцу, но к матери и к семье в целом относятся положительно, нейтрально или позитивно оценивают сексуальные отношения, а к противоположному полу выказывают негативное отношение.
Мы выделили уровни психологической готовности. При этом выявилось, что высокий уровень психологической готовности имеют 29,3% испытуемых; средний уровень психологической готовности к браку имеют 6,1% испытуемых; низкий уровень психологической готовности к браку имеют 64,6% испытуемых.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно, психологическая готовность к браку у лиц юношеского возраста определяется системой мотивов вступления в брак, а именно: «любовь» и «общность взглядов и интересов». В свою очередь, мотивы вступления в брак различаются у девушек и юношей. И, действительно, уровень психологической готовности к браку зависит от отношений, сложившихся в родительской семье, от отношения к семье в целом и к противоположному полу.
Подобные работы
- Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности готовности личности к браку в юношеском возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Исследование психологической готовности молодежи к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИОННО-
ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Особенности семейно-брачных установок юношей - выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - Особенности ценностно-нравственной сферы у юношей — выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Особенности отношения к браку и семейным ролям у лиц с высоким
уровнем ревности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





