Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ учителя в афористических текстах русских мыслителей

Работа №159611

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Афоризм как текст
1.1. Определение афоризма 6
1.2. Происхождение афоризма 10
1.3. Жанровое своеобразие афористических текстов 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Языковые средства создания образа учителя в афористических текстах
2.1. Тематические особенности афоризмов об учителе 27
2.1.1. Тематическая группа «Учитель - ученик» 28
2.1.2. Тематическая группа «Труд учителя» 29
2.1.3. Тематическая группа «Профессиональная подготовка учителя 30
2.1.4. Тематическая группа «Кого можно назвать учителем» 31
2.2. Лексические средства создания образа учителя в афоризмах 32
2.3. Морфологические средства создания образа учителя в афоризмах 34
2.4. Синтаксические средства создания образа учителя в афоризмах 37
2.5. Система упражнений с использованием афоризмов об учителе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение. Перечень проанализированных афоризмов 55


Афоризм - это один из самых древних и самых распространённых речевых жанров. Изучение афоризмов будет актуальным в любое время и любую эпоху. Афористические тексты сочетают в себе логику научного мышления и художественное видение окружающего мира, являются одним из средств образно-речевого выражения мудрости. Однако афоризм как жанр мало изучен в науке, о чём свидетельствует, в частности, отсутствие единого всеми признанного определения афоризма, общих подходов к классификации и неизменного перечня жанровых особенностей афористических текстов. Кроме того, языковые средства, используемые при создании афористических текстов, практически не изучены.
Изучение афоризмов представляется нам актуальным не только в силу изложенных причин. Зная основные языковые средства, используемые в них, можно создавать собственные образцы афористических высказываний, а поскольку афоризм - один из самых распространённых речевых жанров, то и развивать навыки точного, ёмкого выражения собственных мыслей.
Актуальность проблемы исследования. В последние годы в лингвистической науке значительно возрос интерес к афористике. И это не случайно, афоризмы, изречения и поговорки популярны в настоящее время, поскольку они обладают лаконичностью в формулировке основной мысли. Афористическое выражение обобщает и типизирует разнообразные проявления индивидуального и социального существования и прочно бытует в общении как его органическая часть, как ёмкая и концентрированная модель образного отображения реальности и выражения отношения языка к ней. Проблемы афористики рассматриваются на научных конференциях, им посвящаются многочисленные диссертации, органично взаимодействуют принципы научного и художественного творчества. Изучением афоризмов занимались М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, В. О. Ключевский, В. Г. Белинский, Л. Н. Толстой и др.
Однако до сих пор не было проведено комплексного исследования языковых особенностей афоризмов русских мыслителей, посвященных учителю, в то время как они обладают яркими особенностями: краткостью, лаконичностью, информативной ёмкостью, связностью и цельностью содержания.
Этим обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются афоризмы об учителе русских мыслителей. Предмет исследования - языковые средства создания образа учителя в этих афоризмах.
Цель исследования: дать комплексный языковой анализ образа учителя в афористических текстах русских мыслителей...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Афоризм - это один из самых древних речевых жанров. История его происхождения уходит в глубокую древность (впервые слово афоризм употребил ещё Гиппократ в IVB. до нашей эры). В настоящее время под афоризмом понимается «краткое изречение, в котором в лаконичной, художественно заострённой форме излагается обобщённая мысль» [Гаспаров 1987: 211].
Основными жанровыми чертами афоризма являются:
1) лаконизм;
2) обобщённость суждения;
3) авторская принадлежность;
4) двучленная структура(1-ая часть - основная мысль автора, а 2-ая - вывод, следующий из неё);
5) высокохудожественность формы.
Дискуссионным остаётся вопрос о жанровых границах афоризма. Некоторые исследователи относят к афористическим текстам пословицы, поговорки и крылатые слова. Между тем, афоризм обладает рядом особенностей, отличающих его от других жанров.
От пословиц и поговорок афоризм отличает:
1) отсутствие массового воспроизведения;
2) неспособность «к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии» [Федоренко, Сокольская 1990: 31].
От крылатых слов афоризм отличает:
1) наличие, как правило, двухчастной структуры, где одна часть заключает в себе основную мысль автора, другая - вывод, следующий из неё;
2) внеситуативное употребление, так как крылатое слово всегда «ассоциируется с той ситуацией, в которой оно возникло, - иначе оно не понятно» [Федоренко 1990: 38].
В работе мы разделяем точку зрения профессора Н. Т. Федоренко и считаем, что афоризм - это самостоятельный речевой жанр.
Характеризуя содержательные особенности афоризмов об учителе, мы предложили свою классификацию афоризмов, в основу которой было положено распределение на тематические группы по основным составляющим образа учителя: начиная со слов, называющих учителя, и заканчивая деятельностью учителя.
Анализ афоризмов каждой группы позволил создать своеобразный портрет учителя, каким его увидели авторы...



1. Антипова А. П. К вопросу об определении афоризма / Риторика. Лингвистика. Сборник статей. Вып. 2. - Смоленск, 2001. - 135 с.
2. Бейнфест Б. Афоризм как литературный жанр [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.proza.ru/ , свободный.
3. Большой академический словарь русского языка / гл. ред. А. С. Герд.
- Т. 1. - М.; СПб.: Наука, 2004. - 313 с.
4. БСЭ: Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - Т.
1. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - 1978. - 434 с.
5. Буковская Б. М. Текстообразующие функции афоризмов в художественном произведении / Межуровневая организация текста в естественном языке. Межвуз сб. науч. тр. - Челябинск, 1987. - С. 31-37.
6. Гаспаров М. Л. Эпиграмма / Литературный энциклопедический словарь; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 511.
7. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка.
- М., 1989. - 202 с.
8. Гучинская Н. О. Афоризм как интертекстуальный вариант лирико-стихотворного текста / Интертекстуальные связи в художественном тексте. Межвуз. сб. науч. трудов. - СПб.: Образование, 1993. - С. 38-46.
9. Дмитриева О. А. Культурно-языковые характеристики пословиц и афоризмов: (на материале фр. и рус. яз.): дис. ... канд. филол. наук Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1997. - 214 с.
10. Еленевская М. Н. Структура и функции афоризма (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1983. - 190 с.
11. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Издание 4-е испр. и доп. - Нарзань: Издательство ООО «Пилигримм», 2005.
12. Землянская Е. В. Структурно-семантические и функциональные особенности стилевой интерконтекстуальности в англоязычном афоризме: дис. ... канд. филол. наук. - С.-Пб., 2004. - 170 с.
13. Калашникова Н. М. Афористичность как черта идиостиля В. C. Токаревой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов на Дону, 2004. - 14 с.
14. Кожевников В. М., Николаев Г. А. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия: 1990 - 752 с.
15. Королькова А. В. Русская афористика в контексте фразеологии: дис. ... докт. филол. наук - Смоленск, 2005. - 422 с...34



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ