Индивидуально-личностные особенности готовности студентов к самореализации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов 6
1.2 Анализ понятия самореализация 10
1.3 Особенности индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 Организация и выборка исследования 21
2.2 Методики исследования 23
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
3.1 Результаты эмпирического исследования 26
3.2 Анализ результатов исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов 6
1.2 Анализ понятия самореализация 10
1.3 Особенности индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 Организация и выборка исследования 21
2.2 Методики исследования 23
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
3.1 Результаты эмпирического исследования 26
3.2 Анализ результатов исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что современным обществом в настоящее время предъявляются очень высокий требования к специалистам, деятельность которых лежит в сфере помогающих профессий, в том числе и к специалистам-психологам. Данный факт приводит к необходимости пересмотра самого процесса профессиональной подготовки психологов, для того, чтобы они уже со студенческой скамьи были готовы включиться в профессиональную деятельность. Кроме того, потребность подготовки специалистов-психологов обусловлена теми реформами, которые происходят в системе образования, сменой педагогических концепций, и гуманизации образования. Модернизация как современного образовательного процесса, так и общества в целом задает повышенные требования к профессиональному обучению студентов, в том числе и студентов-психологов.
Требования, которые выдвигаются обществом и государством к профессиональной подготовке студентов-психологов, которые находятся в противоречии с существующим на данный момент качеством подготовки специалистов-психологов в рамках их профессионального образования. От современных психологов по большей части требуется не только решение профессиональных задач, но и формирование у лиц, которые обращаются к ним с целью получения психологической помощи, социально желаемого поведения. Кроме того, большое внимание также необходимо уделять сфере духовного оздоровления клиентов, а также постоянно и стремлению к личностному росту.
Кроме того, для современного профессионала-психолога как субъекта профессиональной деятельности немаловажно самому осознавать необходимость постоянно обновлять и совершенствовать имеющиеся у него знания, умения и компетентности, для того чтобы иметь возможность успешно действовать на профессиональном поприще, и добиться значимых результатов в избранной профессиональной деятельности. Также немаловажно, что сам специалист-психолог должен представлять собой целостную личность, и трудиться не в ущерб собственному личностному развитию, а также телесному и психическому здоровью.
Несмотря на то, что подходы к исследованию готовности к профессиональной деятельности весьма многообразны, данный феномен – индивидуально-личностная готовность студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности как многогранное системное психическое образование на сегодняшний день изучено недостаточно.
Ситуация, существующая в настоящее время в системе профессионального образования и недостаточная разработанность указанной проблемы определяет ее актуальность.
Цель исследования в данной выпускной квалификационной работе – рассмотреть индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов;
проанализировать понятие самореализация;
раскрыть особенности индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности;
провести эмпирическое исследование индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности;
проанализировать результаты исследования.
Объект исследования – индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов.
Предмет исследования – готовность студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме исследования таких ученых как Б.С. Гершунский, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, И.А. Идинов, А.К. Исаев, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, и др., исследовавших проблему самореализации личности; Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Е.В. Шипилова, Ю.И. Щербакова, В.Ю. Могилевская, и др., анализировавших вопросы готовности к профессиональной деятельности; Р.В. Овчарова, И.В. Серафимович, Е.В. Мясникова, Н.М. Сулекина, О.С. Чаликова, и др., рассматривавших индивидуально-личностные особенности студентов-психологов.
Базой исследования послужил «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ»).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 48 источников, и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Здесь проанализированы подходы разных авторов к изучению индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов, их самореализации, а также раскрыты подходы к изучению индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Во второй главе описаны организация и выборка исследования, а также подобраны методики исследования, отвечающие исследуемой проблеме.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности. В этой главе проведено эмпирическое исследование, и проанализированы его результаты.
Требования, которые выдвигаются обществом и государством к профессиональной подготовке студентов-психологов, которые находятся в противоречии с существующим на данный момент качеством подготовки специалистов-психологов в рамках их профессионального образования. От современных психологов по большей части требуется не только решение профессиональных задач, но и формирование у лиц, которые обращаются к ним с целью получения психологической помощи, социально желаемого поведения. Кроме того, большое внимание также необходимо уделять сфере духовного оздоровления клиентов, а также постоянно и стремлению к личностному росту.
Кроме того, для современного профессионала-психолога как субъекта профессиональной деятельности немаловажно самому осознавать необходимость постоянно обновлять и совершенствовать имеющиеся у него знания, умения и компетентности, для того чтобы иметь возможность успешно действовать на профессиональном поприще, и добиться значимых результатов в избранной профессиональной деятельности. Также немаловажно, что сам специалист-психолог должен представлять собой целостную личность, и трудиться не в ущерб собственному личностному развитию, а также телесному и психическому здоровью.
Несмотря на то, что подходы к исследованию готовности к профессиональной деятельности весьма многообразны, данный феномен – индивидуально-личностная готовность студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности как многогранное системное психическое образование на сегодняшний день изучено недостаточно.
Ситуация, существующая в настоящее время в системе профессионального образования и недостаточная разработанность указанной проблемы определяет ее актуальность.
Цель исследования в данной выпускной квалификационной работе – рассмотреть индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов;
проанализировать понятие самореализация;
раскрыть особенности индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности;
провести эмпирическое исследование индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности;
проанализировать результаты исследования.
Объект исследования – индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов.
Предмет исследования – готовность студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме исследования таких ученых как Б.С. Гершунский, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, И.А. Идинов, А.К. Исаев, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, и др., исследовавших проблему самореализации личности; Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Е.В. Шипилова, Ю.И. Щербакова, В.Ю. Могилевская, и др., анализировавших вопросы готовности к профессиональной деятельности; Р.В. Овчарова, И.В. Серафимович, Е.В. Мясникова, Н.М. Сулекина, О.С. Чаликова, и др., рассматривавших индивидуально-личностные особенности студентов-психологов.
Базой исследования послужил «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ»).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 48 источников, и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Здесь проанализированы подходы разных авторов к изучению индивидуально-личностных особенностей студентов-психологов, их самореализации, а также раскрыты подходы к изучению индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Во второй главе описаны организация и выборка исследования, а также подобраны методики исследования, отвечающие исследуемой проблеме.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию индивидуально-личностной готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности. В этой главе проведено эмпирическое исследование, и проанализированы его результаты.
Анализ, проведенный в ходе написания первой главе выпускной квалификационной работы, позволил сделать следующие выводы.
Современная психология включает в себя такие виды деятельности, как исследование развития психики и закономерностей психических процессов, изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения, постижение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека, рассмотрение поведения людей в малых и больших группах, анализ деятельности человека и особенностей его труда, а также изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях.
Для успешного психолога необходимы хорошо развитые коммуникативные способности, умение слушать и грамотно выражать свои мысли. Также важна высокая степень личной ответственности, стремление к самопознанию, способность к самоконтролю, хороший уровень развития эмпатии, целеустремленность и находчивость.
Самореализация – это адресный, осознаваемый человеком процесс раскрытия своих внутренних сил, реализация себя в жизни и осуществление своих возможностей, развитие индивидуальных способностей, поиск актуального пути в жизни, ценностей, смысла жизни, осуществляемый в ходе жизнедеятельности человека в любой период времени его существования. Хотя единого подхода к трактовке понятия «самореализации» не существует
Психологическая готовность – это осознанное поведение индивида при оценке ситуации в свете предыдущего опыта. Готовность трактуется учеными в качестве активно-действенного состояния личности человека, отражающего содержание задачи, стоящей перед ним, и условий ее решения, и служащего предпосылкой успешности в любой деятельности. В развитии готовности ключевую роль играет ее взаимосвязь с различными аспектами личности. Феномен психологической готовности студента к профессиональной деятельности представляет собой совокупность, в которую включены имеющиеся у него мотивы, установки, ценности, знания, умения, навыки, и специфические личностные характеристики.
С целью выявления индивидуально-личностных особенностей готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности в рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование, базой для которого послужило федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ»).
Результаты проведенного исследования показали, что у большинства студентов-психологов готовность к самореализации в будущей профессиональной деятельности в той или иной степени сформирована. Тем не менее, ответы большинства респондентов показали, что у них есть готовность к изменению мотивов учебной деятельности. Также они открыты для восприятия информации, которая способна повлиять на их профессиональные планы. Четко выраженное желание стать психологом выявлено чуть более, чем у трети выборки, но у большинства студентов-психологов выявлен средний уровень потребности в профессиональном развитии, и лишь у двоих – высокий. Остальные респонденты не имеют готовности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Современная психология включает в себя такие виды деятельности, как исследование развития психики и закономерностей психических процессов, изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения, постижение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека, рассмотрение поведения людей в малых и больших группах, анализ деятельности человека и особенностей его труда, а также изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях.
Для успешного психолога необходимы хорошо развитые коммуникативные способности, умение слушать и грамотно выражать свои мысли. Также важна высокая степень личной ответственности, стремление к самопознанию, способность к самоконтролю, хороший уровень развития эмпатии, целеустремленность и находчивость.
Самореализация – это адресный, осознаваемый человеком процесс раскрытия своих внутренних сил, реализация себя в жизни и осуществление своих возможностей, развитие индивидуальных способностей, поиск актуального пути в жизни, ценностей, смысла жизни, осуществляемый в ходе жизнедеятельности человека в любой период времени его существования. Хотя единого подхода к трактовке понятия «самореализации» не существует
Психологическая готовность – это осознанное поведение индивида при оценке ситуации в свете предыдущего опыта. Готовность трактуется учеными в качестве активно-действенного состояния личности человека, отражающего содержание задачи, стоящей перед ним, и условий ее решения, и служащего предпосылкой успешности в любой деятельности. В развитии готовности ключевую роль играет ее взаимосвязь с различными аспектами личности. Феномен психологической готовности студента к профессиональной деятельности представляет собой совокупность, в которую включены имеющиеся у него мотивы, установки, ценности, знания, умения, навыки, и специфические личностные характеристики.
С целью выявления индивидуально-личностных особенностей готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности в рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование, базой для которого послужило федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ»).
Результаты проведенного исследования показали, что у большинства студентов-психологов готовность к самореализации в будущей профессиональной деятельности в той или иной степени сформирована. Тем не менее, ответы большинства респондентов показали, что у них есть готовность к изменению мотивов учебной деятельности. Также они открыты для восприятия информации, которая способна повлиять на их профессиональные планы. Четко выраженное желание стать психологом выявлено чуть более, чем у трети выборки, но у большинства студентов-психологов выявлен средний уровень потребности в профессиональном развитии, и лишь у двоих – высокий. Остальные респонденты не имеют готовности к самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и ценностно-мотивационной сферы подростков с гендерной спецификой индивидуальных видов спорта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность к профессиональной
деятельности будущих педагогов - психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Личностно-профессиональное становление студентов-психологов, обучающихся в педагогическом вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2025 - ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ
СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



