ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ПИТАНИЯ ГИМНАСТОК В
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 7
1.1 Особенности режима питания гимнасток 7
1.2 Белки, жиры, углеводы 11
1.3 Особенности питьевого режима (гидратация) 16
1.4 Стратегии питания и энергопотребления в период подготовки к
соревнованиям 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1 Особенности влияния системы питания на подготовку к соревнованиям у гимнасток 24
3.2 Результаты тестирования антропометрических способностей в
предсоревновательный период у гимнасток в ходе педагогического эксперимента 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная гимнастика - один из самых популярных видов спорта среди девочек в нашей стране. Для достижения успеха в этом виде спорта требуется не только физическая подготовка, но и психологическая. Важно уделять много времени и усилий развитию гибкости, умению танцевать с предметами и освоению всех характерных элементов художественной гимнастики[2].
Во время интенсивных тренировок и соревнований, питание играет ключевую роль в улучшении работоспособности, ускорении восстановления и сокращении утомления.
Оно способствует развитию физической выносливости, повышению работоспособности, ускорению восстановления после тренировок и соревнований. Следовательно, рациональное питание является неотъемлемой и мощной составляющей в достижении спортивных целей.
Каждый человек уникален, и поэтому советы, основанные на личном опыте отдельных спортсменов, могут быть противоречивыми. Даже среди специалистов нет единого мнения по стратегии и тактике питания спортсменов. Но несмотря на эти трудности, ученые из разных стран накопили большой опыт и разработали основные принципы и схемы питания для спортсменов.
Актуальность исследования. Стратегия питания спортсменов основана на общих принципах здорового питания, но также учитывает специфические и личные задачи в спорте. Питание гимнасток должно учитывать повышенный энергетический расход, связанный с интенсивной физической активностью, а также правильное соотношение калорий из основных пищевых веществ. Оно должно быть сбалансированным и обеспечивать необходимые микроэлементы и витамины.(Рылова Н.В., 2012; Никитюк Д.Б., 2017).
Выбранная форма и режим питания играют важную роль, не только учитывая специфические потребности в спорте, но и зависят от фазы спортивного цикла: базовой, предсоревновательной, соревновательной или восстанови-тельной.(Уголев А.М., 1986; Рогозкин В.А., 1989; Макарова С. Г., 2010).
Изучение питания спортсменов по всему миру помогло значительно продвинуться в вопросах питания в различных видах спорта. В настоящее время специалисты по спортивному питанию все больше уделяют внимания индивидуальному подходу к организации питания.(Азизбекян Г.А., 2009; То-каев Э.С., 2011).
Сбалансированное питание не только является необходимым для роста и развития организма, его различных органов и систем, но и является ключевым фактором в подготовке спортсмена, создавая условия для адаптации организма и достижения спортивных результатов при правильной организации. Спортсмену нужно обеспечивать повышенные и сбалансированные дозы важных биологически активных компонентов пищи.(макро- и микронутриентов) (Никитюк Д.Б., 2017).
Не адекватный энергозатратам рацион питания спортсменов при длительных и высокоинтенсивных физических нагрузках может быть причиной появления многих негативных состояний, в первую очередь, связанных с истощением резервных возможностей организма и неполным восстановлением после нагрузок (Оленик С.А., 2008; Мокеева Е.Г., 2009).
Всё вышеизложенное послужило основанием для проведения настоящих исследований.
Объект исследования– система питания гимнасток в предсоревновательный период.
Предмет исследования– система питания гимнасток.
Цель исследования–выявление влияния системы питания на антропометрические данные спортсменок (на примере художественной гимнастики) на этапе предсоревновательной подготовки.
Задачи исследования:
–изучить особенности функционального состояния спортсменок в предсоревновательный период;
–изучить особенности режима и рациона питания в предсоревновательный период;
–разработать и оценить эффективность оптимизации системы питания и ее влияние на антропометрические особенности спортсменок.
Гипотеза исследования. Предполагается, что антропометрические особенности спортсменок, могут быть существенно улучшены, если будет осуществляться контроль за режимом и рационом питания, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и этапа спортивной подготовки.
Практическая значимость. Результаты педагогического исследования могут быть внедрены в практику подготовки юных гимнасток 7-8 лет в группы начальной подготовки.
Методология исследования. Обследование спортсменов было выполнено с помощью анкетирования, бесед, применения комплекса оценки физиологического состояния спортсменок, в результате чего были получены результаты, которые можно использовать практически, с целью усиления эффективности тренировочного процесса, что подтверждено использованием методов математической статистики.
Современная спортивная наука требует оказание помощи юному спортсмену в приспособлении организма к крайне возросшим физическим нагрузкам.
Сфера спортивного питания становится все более сложной медицинской специализацией, обусловленной изменяющимися требованиями в спорте, соревнованиях и индивидуальных предпочтениях в отношении тренировок, диеты и образа жизни. Для спортсменов важно правильно распределить энергию и обеспечить доступность питательных веществ во время тренировок. Одним из основных принципов управления питанием является сбалансированная диета с высоким содержанием углеводов, низким содержанием жиров и умеренно повышенным содержанием белка. Чтобы соответствовать графику тренировок и обеспечить достаточное потребление жидкости до и после соревнований, режим питания спортсменов должен быть разработан соответствующим образом. Важно отметить, что спортивная диета с преобладанием углеводов, а не жиров, является основным источником энергии для интенсивно тренирующихся спортсменов, обеспечивая мышцы легкодоступными углеводами, а не жирами, которые могут замедлить их работу.
Анализ научно-методической литературы выявил следующие тенденции: рост спортивных результатов возможен не только за счет увеличения тренировочной нагрузки, ее интенсивности, правильного тренировочного процесса, но и за счет рационального питания, которое должно быть полноценным, сбалансированным и достаточно разнообразным.
В период прохождения практики была составлена экспериментальная система питания, с добавлением одного приема пищи, предполагающая увеличение количества овощей, фруктов, введения морепродуктов и удаления не-которых компонентов, которые доставляли сложности в переваривании пищи юными гимнастками.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты: у гимнасток, питающихся по графику 5 раз в день, вес не увеличился, а готовность тренироваться была выше, чем с предыдущим рационом. Спортсмены, оставшиеся на четырехразовой схеме, отмечали неприятные аспекты в пище-варении, и уровень их тренировочной работы был несколько ниже.
Спортсменки экспериментальной группы во всех трех методиках показали результаты лучше, чем у девочек в контрольной группе. % девочек, имевших хорошее физиологическое состояние в экспериментальной группе, в среднем, на 14% больше, чем в контрольной группе. Тестирование общей физической формы девочек-гимнасток при выполнении контрольных тестов показал, что в экспериментальной группе результат девочек, справившихся с за-даниями на 100 % выше в среднем на 7 %, по сравнению с контрольной группой. Такой же результат показало тестирование базовых соревновательных действий с предметами и без.
Необходимо отметить, что пища для детей 7-8 лет – это еще и интересный познавательный аспект жизни. Если им нравится на вид еда, она вызывает аппетит, то они поглощают ее с удовольствием, она приносит пользу организму, если вид у нее непривлекательный, то дети не хотят ее употреблять, а после приема пищи, возникают неприятные моменты в пищеварении.
Таким образом, исследование доказало выдвинутую гипотезу о том, что антропометрические особенности спортсменок, могут быть существенно улучшены, если будет осуществляться контроль за режимом и рационом питания, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и этапа спортивной подготовки.
1. Азизбекян Г.А. Принципы оптимального питания спортсменов различных специализаций / Г.А. Азизбекян, Д.Б. Никитюк, А.Л. Поздняков и др. // Вопросы питания. – 2010. – Т. 79, N 4. – с. 67–71.
2. Аулик И.В. Детская спортивная медицина/ И.В. Аулик– М.: 2002. – 187 с.
3. Бойко Е.А. Питание и диета для спортсменов/ Е.А. Бойко. – М.: Вече, 2006. – 176 с.
4. Борисов И.М. Ошибки и крайности в питании гимнастов / И.М. Борисов // Гимнастика: Ежегодник. – 1983. – вып.1.– с. 39-41.
5. Борисов И.М. Питьевой режим гимнастов / И.М. Борисов // Гимна-стика: Ежегодник. –1984. – вып.1. –с. 34-38.
6. Борисов И.М. Питание и регулировка веса тела гимнастов / И.М. Борисов, А.И. Пшендин, Л.В. Жилинский // Гимнастика: Ежегодник. – 1979. – вып.2. – с. 40-45.
7. Винер И.А.Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики» / И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
8. Груева Л.Г. Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности /Л.Г. Груева// Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности. – М.: Госкомспорт СССР, 1996. – с. 37-59
9. Доронина О.К., Кулага Е.Н. Современные стратегии спортивного питания (обзорная статья) / О.К. Доронина, Е.Н. Кулага // Человек. Спорт. Ме-дицина. – 2022. – Т. 22, № S2. –с. 131-138.
10. Зарубкин Е.М., Пшендин А.И.Питание гимнаста /Е.М. Зарубкин, А.И. Пшендин // Гимнастика: Ежегодник. – 1976. – вып.2 – с.40-44.
11. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / Науч. ред.М. М Безруких. – М.: Вла-дос, 2001. – 336 с.
12. Карпенко Л.А., Белокопытова Ж.А. Художественная гимнастика: учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спор-тивного мастерства / Л.А. Карпенко, Ж.А. Белокопытова. – Киев, 1991. – 91 с.
13. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник / Л.А. Карпенко. –Москва, 2003.– 23 с.
14. Круцевич Т. Теория и методика физического воспитания /Т. Круцевич. –Москва, 2003– 288 с.
15. Макарова С. Г.Питание детей спортсменов. Взгляд с позиций теории адекватного питания / С.Г. Макарова, Т.Э. Боровик, Т.Р. Чумбадзе // Физкультура в профилактике, лечении, реабилитации. – Москва, 2010. – №1. –с. 21-25.
16. Малёваная И.А. Основные принципы организации питания спорт-смена: метод. рекомендации / сост. : И. А. Малёваная [и др.]; Респ. науч.-практ. центр спорта. – Минск : БГУФК, 2019. – 79 с.
17. Мельников И. Рациональное питание детей школьного возраста [Электронный ресурс] / И. Мельников. –Электронная версия печатной публикации – Режим доступа: https://readli.net/ratsionalnoe-pitanie-detey-shkolnogo-vozrasta/, свободный.
18. Мокеева Е.Г. Иммунные дисфункции и их профилактика у высококвалифицированных спортсменов: автореф. дис. … докт. мед. Наук / Е.Г. Мокеева. – Спб., 2009. – 40 с.
19. Никитюк Д.Б. Методические рекомендации по питанию юных спортсменов / Д.Б. Никитюк, Ю.В. Мирошникова, Е.А. Бурляева, В.Д. Выбор-нов, М.Ю. Баландин, К.Т. Тимошенко. – М.: ФГБУН «Федеральный 122 ис-следовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи»., 2017. – 135 с.
20. Ноукс Тим Библия бега. Свод знаний о беге / Тим Ноукс.– Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw. – 2020. – 930 с.
21. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин.– М.: физкультура и спорт, 2002. – 459 с.
22. Олейник С.А. Спортивная фармакология и диетология / С.А. Олейник, Л.М. Гудина, Р.Д. Сейфулла, Е.А. Рожкова. – М.–Спб.–Киев: Диа-лектика, 2008. – 134с.
23. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. – 5-е изд., испр. и доп. / В.М. Позняковский. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 455 с.
24. Полейчук В.М Подготовка квалифицированных спортсменов /В.М. Полейчук // М: Физкультура и спорт, 1986. –с. 16-21.
25. Правила 2022–2024 по художественной гимнастике[Электронный ресурс]: Художественная гимнастика / Электрон. данные: https://www.gymnastics.sport/publicdir/rules/files/ru_2022-2024%20RG%20Code%20of%20Points%20(Mark-up).pdf, свободный.
26. Пшендин А.И. Питание спортсменов / А.И. Пшендин. – ГИОРД. Санкт-Петербург, 2002. – с.160.
27. ПшендинА. И.Рациональное питание спортсменов. Для любителей и профессионалов / А.И.Пшендин. –СПб: ГИОРД, 1999. – 160 с.
28. Ратов И.П. Исследования спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: автореф. дис... канд. пед. наук / И.П. Ратов. – М., 1972. – 45с.
29. Рациональное питание юного спортсмена[Электронный ресурс]: Художественная гимнастика / Электрон. данные: https://rebenokvsporte.ru/ratsionalnoe-pitanie-yunogo-sportsmena-osnovnye-ponyatiya, свободный.
30. Рогозкин В.А.Питание спортсменов / В.А. Рогозкин, А.И. Пшендин, Н.Н. Шишина. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 160 с.
31. Рост и вес в художественной гимнастике[Электронный ресурс]: Художественная гимнастика / Электрон. данные: https://msk.gymbalance.ru/o-hudozhestvennoj-gimnastike/rost-i-ves-v-hudozhestvennoj-gimnastike/
32. Рылова Н.В. Актуальные проблемы питания юных спортсменов / Н.В. Рылова, Г.Н. Хафизова // Практическая медицина. – 2012. – N 7 (62). – с. 71-74.
33. Скворцова Марина Юрьевна. Спортивное питание. [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения всех специальностей и направлений / М. Ю. Скворцова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв. ;цв. ; 12 см. – Систем. требования : Pentium IV.
34. Скурихин И. М., Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2002. – 236 с.
35. ТокаевЭ.С. Методология создания индивидуализированных рационов питания спортсменов / Э.С. Токаев, А.А. Хасанов // Вестник спортивной науки. – 2011. – N 4. – с. 38-44.
36. УголевA.M. Теория адекватного питания / А.М. Уголев // Клиническая медицина, 1986. – T.XIV. – N 4. – с.15–24.
37. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена/ А.Г. Хрипкова.– М.: Просвещение, 2001. – с. 151.