Введение 3
1. Теоретические аспекты микроциклов спортивной тренировки 4
1.1 Понятие и классификация микроцикла 4
1.2 Особенности микроциклов спортивной тренировки 9
2. Анализ структуры микроциклов спортивной тренировки 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования и результаты 26
2.3 Рекомендации по структуре микроциклов спортивной тренировки 34
Заключение 51
Список используемых источников 55
Актуальность работы, посвящённой структуре микроциклов спортивной тренировки, обусловлена необходимостью оптимизации тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов. В современных условиях, когда уровень конкуренции в спорте значительно возрос, тренеры и спортсмены ищут эффективные методы планирования и организации тренировок. Микроциклы, как основное звено в системе подготовки, позволяют систематизировать тренировки, обеспечивая баланс между нагрузкой и восстановлением, что в свою очередь способствует улучшению физических и психологических показателей спортсменов.
Структура микроциклов включает в себя различные элементы, такие как распределение тренировочных нагрузок, выбор методов и форм работы, а также учёт специфики вида спорта. Грамотная организация микроциклов позволяет тренерам гибко реагировать на изменения в состоянии спортсмена, корректировать программу в зависимости от этапа подготовки и обеспечить целенаправленное развитие необходимых качеств. Важно также учитывать индивидуальные особенности атлетов, их уровень подготовки и физическое состояние, что делает планирование микроциклов ещё более актуальным в условиях современного спорта. Исследование этих аспектов может способствовать созданию более эффективных тренировочных программ, что будет способствовать повышению уровня подготовки спортсменов на соревнованиях разного уровня.
Цель работы –исследовать структуру микроциклов спортивной тренировки.
Задачи:
- рассмотреть понятие и классификацию микроцикла;
- описать особенности микроциклов спортивной тренировки;
- показать методы исследования;
- проанализировать организацию исследования и результаты;
- предложить рекомендации по структуре микроциклов спортивной тренировки .
Объект исследования – спортивная тренировка.
Предмет исследования –структуру микроциклов тренировки.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов в деятельности преподавателей физической культуры.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Микроцикл представляет собой важный элемент методологии тренировки, характеризующийся коротким временем существования, обычно в пределах одной недели. В рамках микроцикла выделяются две основные фазы: стимуляционная, более интенсивная, и восстановительная, в которой спортсмен получает возможность восстановить силы после нагрузок. Важно отметить, что в тренировочном процессе начинающих спортсменов соотношение этих фаз имеет тенденцию к равенству, однако с развитием и ростом тренировочных нагрузок акцент всё больше смещается в сторону стимуляционной фазы, особенно в подготовительный период, когда нагрузка является максимальной.
Во время соревновательного периода соотношение фаз меняется и становится более вариативным, что позволяет тренерам адаптировать нагрузки в зависимости от состояния спортсмена и близости к соревнованиям. Зачастую окончание микроцикла завершает восстановительная фаза, что помогает подготовить организм к следующему циклу нагрузок. Кроме того, регулярная повторяемость и оптимальная последовательность тренировок различной направленности, объема и интенсивности являются ключевыми для достижения максимальных результатов. Эта структура микроцикла помогает создать эффективную и сбалансированную программу тренировок, что крайне важно для прогресса в спорте.
Микроцикл — это элементарная единица организационной структуры тренировочного процесса в спортивной подготовке, которая обычно охватывает период от одной до семи дней. Понятие микроцикла включает в себя как планирование, так и фактическое выполнение тренировочных мероприятий, направленных на обеспечение прогресса спортсмена. В зависимости от целей и задач, микроциклы могут классифицироваться на тренировочные, соревновательные и восстановительные. Тренировочные микроциклы сосредоточены на развитии физических качеств и навыков, соревновательные — на подготовке к испытаниям и соревнованиям, в то время как восстановительные микроциклы помогают спортсмену восстановить силы и подготовиться к следующему тренировочному этапу.
Особенности микроциклов спорта проявляются в их гибкости и адаптивности к индивидуальным особенностям спортсмена, виду спорта и этапу подготовки. Каждый микроцикл имеет свою структуру, которая включает разнообразные тренировки: основную, вспомогательную, а также занятия на восстановление. Это позволяет тренерам разрабатывать уникальные программы, учитывающие физическое и психологическое состояние атлета. Важно также подчеркнуть, что микроциклы могут варьироваться по интенсивности и объему нагрузки, что позволяет оптимизировать тренировочный процесс и предотвратить перетренированность. В конечном итоге грамотное использование микроциклов ведет к улучшению результатов спортсменов и успешной реализации их потенциала на соревнованиях.
В практике отдельных видов спорта различают от четырех до девяти типов микроциклов, каждый из которых имеет свои специфические цели и задачи. Одним из наиболее распространенных типов являются втягивающие микроциклы. Они характеризуются невысокой суммарной нагрузкой, что позволяет подготовить организм спортсмена к предстоящим напряженным тренировкам. Эти микроциклы обычно применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также в качестве восстановительного этапа после перенесенных болезней, когда важно бережно вернуть спортсмена к полноценным тренировкам.
Другим важным типом микроциклов являются базовые микроциклы, которые также называются общеподготовительными. Они имеют значительно больший суммарный объем нагрузок и служат для стимуляции адаптационных процессов в организме спортсменов. Основная задача базовых микроциклов — это решение ключевых задач, связанных с технико-тактической, физической, волевой и специальной психической подготовкой. Именно поэтому они составляют основное содержание подготовительного периода, создавая необходимую фундаментальную базу для успешного выступления спортсмена в соревнованиях. Систематичное применение различных типов микроциклов обеспечивает многостороннюю развитие спортсмена и позволяет ему достигать высоких результатов в выбранном виде спорта.
Контрольно-подготовительные микроциклы в спортивной тренировке играют ключевую роль в оптимизации подготовки атлетов к соревнованиям. Они подразделяются на специально подготовительные и модельные, каждая из которых имеет свои уникальные цели и методы. Специально подготовительные микроциклы акцентируют внимание на достижении необходимого уровня специальной работоспособности, что включает не только физическую подготовленность, но и шлифовку технико-тактических навыков. Высокая соревновательная и околосоревновательная интенсивность этих микроциклов позволяет спортсменам адаптироваться к требованиям предстоящих соревнований, а также развивать психическую устойчивость в условиях стресса.
В то время как специально подготовительные микроциклы сосредоточены на совершенствовании индивидуальных навыков, модельные микроциклы нацелены на имитацию соревновательного процесса. Они позволяют моделировать условия, в которых спортсмен будет выступать, что дает возможность контролировать уровень подготовленности и оценивать способности к реализации двигательного потенциала. При этом общая нагрузка может превышать ту, которую спортсмен окажется в соревнованиях, что соответствует правилу превышающего воздействия. Эти микроциклы, как правило, используются на завершающих этапах подготовки, когда необходимо максимально эффективно интегрировать накопленные ресурсы и навыки.
Таким образом, комбинированное применение специально подготовительных и модельных микроциклов представляет собой важный инструмент, обеспечивающий комплексный подход к подготовке спортсменов. Это позволяет не только повысить уровень их физической и психической готовности, но и гарантирует оптимальную адаптацию к условиям соревнований, что в свою очередь может оказать решающее влияние на итоговые результаты при выступлении на высоком уровне.
Подводящие микроциклы играют ключевую роль в подготовительном процессе спортсменов, особенно в преддверии ответственных соревнований. Их содержание может варьироваться в зависимости от методики подготовки, специфики вида спорта и целей, поставленных перед атлетом. Обычно они включают в себя как восстановительные элементы, так и психическую настройку, необходимую для успешного выступления. В таких микроциклах важно поддерживать низкий уровень объема и интенсивности нагрузок, что позволяет спортсмену избежать переутомления и подготовиться к предстоящим испытаниям с максимальной эффективностью.
Восстановительные микроциклы, как правило, выстраиваются после интенсивных периодов тренировок или соревнований, когда организм требует особого внимания и заботы. Их основная задача заключается в создании оптимальных условий для восстановления, адаптации и повышения общего уровня работоспособности. Специалисты подбирают минимально возможные объемы тренировок, используя при этом различные методы активного отдыха, которые способствуют улучшению кровообращения и восстановлению мышечных волокон. Таким образом, восстанавливающие микроциклы становятся важным этапом в подготовке спортсменов, позволяя не только вернуть силы, но и укрепить психологическую устойчивость перед важными стартами.
Соревновательные микроциклы играют ключевую роль в подготовке спортсменов к соревнованиям, поскольку они соответствуют специфике программы соревнований и включают в себя разнообразные элементы, необходимые для достижения максимальных результатов. Структура и продолжительность этих микроциклов зависят от множества факторов, таких как количество стартов, продолжительность пауз между ними и характер самого соревнования. В некоторых случаях соревновательные микроциклы могут быть сосредоточены исключительно на проведении стартов и подведении к ним, в то время как в других ситуациях они требуют обязательного включения специализированных тренировочных занятий для закрепления результатов и поддержания физической формы в промежутках между стартами.
В практике спортивной подготовки широко применяются так называемые ударные микроциклы, которые становятся незаменимыми в условиях ограниченной подготовки перед важными соревнованиями. Эти микроциклы помогают спортсменам быстрее достичь необходимых адаптационных изменений, что особенно важно в условиях высокой конкуренции. Ударные элементы могут включать в себя разнообразные факторы, такие как увеличение объема и интенсивности нагрузки, выполнение сложных технических упражнений, а также тренировки в условиях повышенной психической и физической нагрузки. Поскольку ударные микроциклы могут быть базовыми, контрольно-подготовительными или соревновательными, их эффективность во многом зависит от этапа годичного цикла подготовки и поставленных задач.
Также важно учитывать, что в каждом микроцикле следует запланировать различные виды тренировочной работы, что позволяет комплексно развивать спортивную подготовленность. Это обеспечивает оптимальное внимание к различным аспектам физической подготовки и позволяет более эффективно строить тренировочный процесс. Учёт закономерностей, связанных с этапами годичной и многолетней подготовки, поможет сделать тренировки более целенаправленными и результативными, что, в конечном счете, содействует достижению высоких спортивных результатов на соревнованиях.
1. Алешко А.А. Возможности аэробики в совершенствовании координационных способностей баскетболистов / А.А. Алешко, Е.А. Широкова // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 144-149.
2. Архангельский Г.В. Хронометраж: система эффективности / Г.В. Архангельский. – Москва, 2012. – 243 с.
3. Астреинов Б.И. Особенности технико-тактической подготовки баскетболистов в школьных спортивных клубах / Б.И. Астреинов. – 2019. – с.105-108.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры / Б.А. Ашмарин. – Москва, 1998. – 320 с.
5. Белоножкина Н.А. Влияние психомоторных реакций на характер действий нападения в баскетболе / Н.А. Белоножкина. – 2021. – с.17-21.
6. Близневский А.Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 2 (120). – С. 15-19.
7. Бондарь А.А Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий: дис…. к.н. : 13.00.04/ Бондарь Александр Александрович. – Москва, 2015. – 132 с.
8. Бондарук П.В. Взаимоотношения баскетболисток в студенческой сборной команде / П.В. Бондарчук, С.В. Чернов// Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно- практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 5-9.
9. Ван Х. Детско-юношеский спорт. Подготовка резерва для развития баскетбола в Китае // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 50-52.
10. Василевич М. Основные ошибки в организации физической подготовки юных баскетболистов / Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года// Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 57-62.
11. Гасанова С.И. Значение активных упражнений и подвижных игр в подготовке юных баскетболистов / И.С. Гасанова // Физическое воспитание и физическая реабилитация. – 2019. – с.24-26.
12. Гвоздева К.И. Об условиях сопряженного развития общефизической и технической подготовленности баскетболистов / Гвоздева К.И. Комлев М.А., Александрова Г.А., Гилев Г.А. // Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 9-13.
13. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва, 2016. – 224 c.
14. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений: Монография / А.Я. Гомельский. – Москва, 2003. – 460 с.
15. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений / Гомельский А.Я. – Москва, 2015. – 256 с.
16. Громова А.В. Обзор современных методов анализа спортивной деятельности для перспективного применения их в баскетболе / Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года // Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 96-100.
17. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: дис…. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Данилов Владимир Андреевич. – Москва, 1996. – 43 с.
18. Дудник О.Е. Методика обучения тактике нападения в баскетболе: учебно- методическое пособие / авторы - составители / О.Е. Дудник, Л.А. Буйлова. – Воронеж: ВГИФК, 2019. – 113 с.
19. Еговитина А.В. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки // Наука 2020. – №6 (60), 2022. – с. 173-180.
20. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – Москва, 2001. – 264 с.
21. Жилина Т.Б. Развитие чувства ритма у баскетболистов посредством фитнес- технологий // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 13-17.
22. Иванов С.В. Формирование основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки: дис.... канд.пед.наук: 13.00.04 / Иванов Сергей Валерьевич. – Москва, 2006. –155 с.
23. Иванов В.Н. Методы обучения физического воспитания // Наука 2020. – №6 (60), 2022. – с. 101-107.
24. Йосипенко К.А. Технико-тактическая подготовка баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий: дис…. к.н.: 13.00.04 / Йосипенко Ксения Анатольевна. – Волгоград, 2021. – 217 с.
25. Кириченкова А.В. Реализация потенциала подвижных игр в баскетболе на этапе начальной подготовки / А.В. Кириченкова, С.В. Чернов // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с.62- 68.
26. Колотильщикова С.В. Моделирование пространственно-временных условий деятельности в процессе технико-тактической подготовки баскетболистов как фактор тренирующего воздействия / С.В. Колотильщикова. – 2021. – с.158-161.
27. Коробов А.В. Поурочная программа для ДЮСШ и специализированных ДЮСШОР / А.В. Коробов. – Москва, 2002. – 196 с
28. Красникова О.С. Формирование игровой коммуникации в технико- тактических действиях юных баскетболистов: дис…канд.пед.наук: 13.00.04 / Красникова Ольга Сергеевна. – Сургут, 2005. – 174 с.
29. Краузе Д. Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. – Москва: АСТ. Астрель. – 2006. – 216 с.
30. Круглякова Ю.В. Эффективность приемов противодействия в защите игроками команды РГУФКСМиТ // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 17-22.
31. Кулаков В.И. Технико-тактическая подготовка квалифицированных баскетболистов на основе моделирования показателей соревновательной деятельности: дис…. к.н.: 13.00.04 / Кулаков Владимир Иванович. – Волгоград, 2012. – 186 с.
32. Лаптев А.В. Комплексная методика повышения эффективности бросков с дистанции в студенческом баскетболе: дис…. к.н.: 13.00.04 / Лаптев Анатолий Владимирович. – Малаховка, 2014. – 140 с.
33. Лаптев С.О. Применение нестандартного современного оборудования в тренировочном процессе студентов баскетболистов // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 100- 103.
34. Лаптев С.О. Современные эффективные способы защиты при игре на пикн- ролле // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 22-26.
35. Леднев И.И. Эффективность применения методики тактической подготовки баскетболистов 16-17 лет / И.И. Леднев. – 2020. – с.166-167.
36. Ляликова Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза: дис…. канд.пед.наук:13.00.04 / Ляликова Наталья Николаевна. – Омск, 2003. – 228 с.
37. Малков И.В. Характеристика технико-тактической подготовки юных баскетболистов // Открытый урок. – URL: https//urok.1sept/articles/519955.
38. Макеева В.С. Развитие личностных качеств в тренировке баскетболисток студенческих команд / В.С. Макеева. – 2020. – с.185-189.
39. Макеева В.С. Характеристика студентов-баскетболистов с «пассивной» и«агрессивной» стратегиями поведения // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно- практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 26-29.
40. Матухно Е.В. Формирование тактического мышления у баскетболистов / Е.В. Матухно. – 2018. – с.163-164.
41. Меркулова И.В. Эффективность методики спортивно-оздоровительной тренировки студентов вуза в структуре годичного цикла профессионального образования: дис…. канд.пед.наук: 13.00.04 / Меркулова Ирина Викторовна. – Тула, 2011. – 157 с.
42. Мищук Д.Е. Динамика физической подготовленности баскетболистов 14-15 лет при подготовке к первым официальным соревнованиям // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 72- 76.
43. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.И. Нестеровский. – Москва, 2008. – 159 с.
44. Нестеровский Д.И. Совершенствование скоростной техники баскетболистов студенческих команд / Д.И. Нестеровский , А.А. Евстратов // – 2017. – с.29- 31.
45. Осминкин А.С. Оценка технической подготовленности студенток, занимающихся баскетболом (на примере женской сборной команды ЧГУ по баскетболу) / А.С. Осминкин, В.В. Шабакова // – 2020. – с.475-477.
46. Петушинский Б.Б. Современные проблемы тактической подготовки баскетболистов высокой квалификации / Б.Б. Петушинский. – 2006. – с.128- 131.
47. Рожков Е.В. Решение по имеющимся проблемам сдачи норм ГТО (на примере муниципального образования) // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно- практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с. 116-128.
48. Саляхов Ф.Г. Индивидуальная тактическая подготовка баскетболистов 14-16 лет / Ф.Г.Саляхов. – 2019. – с.158-160.
49. Сонина Н.В. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15-16 лет с учетом игрового амплуа: дис…. канд.пед.наук: 13.00.04 / Сонина Наталья Валентиновна. – Москва, 2009. – 142 с.
50. Сорокина В.А. Взаимосвязь физической активности и психического здоровья человека // Наука 2020. – №6 (60), 2022. – с. 63-68.
51. Татарова С.Ю. Специальные упражнения для совершенствования технико- тактической подготовки баскетболистов: учебное пособие. – Москва: Финансовый университет, 2015. – 112 с.
52. Тинькова З.С. Совершенствование компонентов технико-тактической и психологической подготовки баскетболистов 3*3 студенческих сборных // Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с.29- 35.
53. Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.01 Физическая культура / С. С. Филиппов. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва: Советский спорт, 2015. – 239 с.
54. Фирсов М.Н. Развитие мотивации достижения в спортивной деятельности на примере баскетболистов: дис…. канд.псих.наук: 19.00.13 / Фирсов Михаил Николаевич. – Астрахань, 2006. – 131 с.
55. Черемных А.А. Инновационные технологии и их применение в профессиональном спорте // Наука 2020. – №6 (60), 2022. – с. 74-79.
56. Чернов С.В. Дифференцированный подход в подготовке юных баскетболистов // Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с.80-86.
57. Щеголева М.А. Чувство ритма как компонент технической подготовки в баскетболе // Баскетбол. Интеграционные процессы науки и практики: Сборник статей по материалам II научно-практической конференции, 19-20 апреля 2022 года / Под ред. д-ра пед. наук профессора В.С. Макеевой. – Москва: РГУФКСМиТ, 2022. – с.35-40.
58. Щекотихин М.П. Подготовка студентов-баскетболистов на основе учета оздоровительной эффективности тренировочных нагрузок: дис…. канд.пед.наук: 13.00.04 / Щекотихин Михаил Петрович. – Малаховка, 2002. – 166 с.