Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образование как сфера-мишень метафорической экспансии в российских и британских СМИ

Работа №15955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы99 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. Концептуальная метафора и её функции 7
1.2. Классификация метафор 11
1.3. Метафорическая модель и её компоненты 16
1.4. Образовательный дискурс СМИ 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 25
2.1. Сопоставительный анализ антропоморфных метафор 26
2.2. Сопоставительный анализ социальных метафор 34
2.3. Сопоставительный анализ метафор природы 45
2.4. Сопоставительный анализ артефактных метафор. 52
2.5. Сопоставительный анализ метафор в российских и британских СМИ. .. 61
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение 1 78
Приложение 2 96


Темой настоящей выпускной квалификационной работы является «Образование как сфера-мишень метафорической экспансии в российских и британских СМИ».
Важнейшей тенденцией развития современного мира, обусловленной
переходом к информационному обществу, выступает повышение роли образования, выделение его в качестве одного из главных приоритетов.
Общая цель образовательного процесса заключается в создании условий для становления целостного человека во всем многообразии его психофизических, социальных и личностных характеристик.
Важнейшим условием эффективности образовательного процесса, показателем его гуманитарного качества выступает «переход от академического изложения содержания образования к построению в ходе профессионально-педагогической подготовки живого знания». [Гончарова, 2012, с. 24] А
«живое знание» невозможно без «живого общения», смыслового окрашенного языка.
Характерной чертой современного языка стало частое использование
эмоционально окрашенных и изобразительных средств, которые заметно выделяются на фоне простого изложения и придают речи добавочную убедительность.
Актуальность исследования. Особенно актуально использование образности в личностной сфере, педагогической сфере, сфере образования.
Одним из основных средств языка, применяемым для обогащения понимания человеческих отношений, знаний, образования является метафора.
Рост интереса к метафоре был обусловлен увеличением её присутствия в речи (политической, художественной, научной, образовательной). Р. Хофман
— автор ряда исследований о метафоре — писал: «Метафора исключительно
практична. Она может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в психотерапевтических беседах и в разговорах между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в
художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она
нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий,
знаний и языка». [Арутюнова, 1990, с. 5-6]
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме метафорической экспансии в образовании, отраженных в российских и британских
СМИ.
Цель данной выпускной квалификационной работы – провести
анализ метафор, используемых в российских и британских СМИ со сфероймишенью образование.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. изучить научную литературу по теме исследования;
2. дать понятие метафоры в различных лингвистических дисциплинах;
3. рассмотреть теорию классификации метафор;
4. изучить когнитивную природу метафоры и её функции;
5. рассмотреть различные метафорические модели и выбрать модель исследования для образовательного дискурса;
6. раскрыть понятие образовательного дискурса СМИ;
7. применить выбранную метафорическую модель и её компоненты
для классификации отобранных метафор на русском и английском языках;
8. проанализировать отобранный материал, выявить преобладающие модели метафор.
Объектом исследования являются метафорические словоупотребления в российских и британских СМИ.
Предметом является метафорическое словоупотребление со сфероймишенью образование в российских и британских СМИ.
Материалом исследования послужила выборка текстов газетных статей, опубликованных в периодических электронных изданиях на русском и
английском языках в период с 2016 по 2017 год. Методом сплошной выборки из прессы, сайтов и блогов было проанализировано порядка 200 метафор.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе
использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущим среди
которых стал когнитивно-дискурсивный анализ (Е. С. Кубрякова, В. А. Виноградов, Н. Н. Болдырев, Э. В. Будаев, В. З. Демьянков, В. И. Карасик, А. А.
Кибрик, И. М. Кобозева, А. П. Чудинов и др.). В качестве основного применяется сопоставительный метод. Также для достижения данной цели был использован метод сплошной выборки на этапе подбора газетных материалов, и
анализ метафоры в рамках когнитивного направления. Во второй главе был
применен метод построения фреймов, общенаучные методы классификации,
сопоставления, обобщения, что способствовало выявлению общего и национально-специфического в языковых картинах мира.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящей работы заключается в развитии теории когнитивной лингвистики в сфере образования
и в определении такого комплексного явления как метафорическая экспансия
со сферой-мишенью образование в российских и британских СМИ.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы
заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного
языкознания.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» дается определение метафоры, рассматривается ее связь с другими тропами, выделяются
метафорические группы, рассматривается метафора в образовании, дается
определение образовательного дискурса. Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафоры в российских и британских СМИ, а также проводится сопоставительный анализ метафор.
В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключении
работы приводятся основные выводы по теме исследования.
В списке используемой литературы указаны справочная, учебная,
научная, публицистическая литература, а также интернет-источники.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей квалификационной работе проведен анализ метафор, используемых в российских и британских СМИ со сферой-мишенью образование.
Метафоры играют значительную роль в организации образовательного
процесса. Использование метафор способствует формированию ключевых
компетентностей участников образовательного процесса, социализации личности в обществе и становлению самоценной личности. Общая цель использования метафор в российских и британских СМИ со сферой-мишенью образование сводится к образному восприятию образовательного процесса во
всем многообразии психофизических, социальных и личностных характеристик его участников. Анализ текстов, относящихся к образовательному процессу, позволил подтвердить информационные, семиотические, антропологические и культурологические истоки когнитивной теории метафоры
[Quinn, 1991, с.57].
Представленные в настоящей квалификационной работе материалы
свидетельствуют о том, что в российских и британских СМИ наиболее часто
используются метафоры, восходящие к следующим, выделенным А.П. Чудиновым, концептуальным сферам-источникам: социальная метафора (31% в
российских СМИ и 30% в британских СМИ), метафора природы (26% и
24%), артефактная метафора (26% и 21%) и антропоморфная метафора (17%
и 25%). Наиболее продуктивными оказались метафорические модели «Криминал» (23% и 20%), «Непрекращающаяся война» (26% и 20%) в социальной
сфере, «Больной организм» (59%, 56%) в антропоморфной сфере, «Мир неживой природы» (50% и 58%) в метафоре природы, «Механизм» (35% и 57%)
и «Строение/дом» (39% и 29%) в артефактной метафоре. Анализируя полученные результаты, мы приходим к выводу, что образование и есть социальная сфера. Метафоры образования входят непосредственным образом в сферу социума. Сама же развивающая деятельность, связанная с природой, с предметами, с человеком, относящимися к природной, артефактной и антропоморфной метафоре, отходит на второй план.
Мы пришли к выводу, что использование той или иной метафорической модели создает условия для акцентирования внимания на проблеме образования, наиважнейшей в данный момент для российского и британского
обществ. Общая картина образовательного дискурса все же выглядит неприглядно. В большинстве своем сравнение происходит с негативными нотками.
Так, в российских СМИ образование «погребено» под грудами никому не
нужных документов; это – «безумная» контора, в которой царит «бумажная
паранойя» и «канцелярская шизофрения»; российское образование давно и
тяжело болеет; для бюрократического аппарата оно является «нелюбимым
дитятей»; образовательный процесс питается «полунаукой» и мелочностью
намерений, «зубами» держась за ЕГЭ. А в британских СМИ образование –
это безрадостный монстр, корабль, который тонет. Дети представляются как
«политический футбол», а рабочая нагрузка учителей - как лавина. Но хотелось бы надеяться, что не все потеряно, что науку вполне можно «реанимировать», пока в педагоге видят «скульптора, ваятеля».
Использование метафоры – это мощное средство воздействия на участников образовательного процесса, способ преобразования системы образования, приведения её к тому виду, когда из школы или высшего учебного заведения будет выходить социально-активное, умное, думающее поколение молодых людей.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики. Работа по анализу
метафор, используемых в процессе образования, может быть продолжена, ее
развитие высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и
уточнить некоторые высказанные в данной квалификационной работе положения.


Алексеев, К.И. Эскиз теории метафоры. Сборник статей «Языковое сознание: формирование и функционирование». – М. – 1998.
2. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры. – М.,
1990.
3. Артюхова, И.С. Образовательный дискурс как система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса./ VII
Международная научно-практическая конференция «Развитие современного
образования: теория, методика, практика. Выпуск 1(7). – Чебоксары, 2016.
4. Баранов, А.Н. Дескрипторная теория метафоры. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 362 с.
5. Будаев, Э.В. Политическая лингвистика. - Выпуск (1)21. – Метафора в педагогическом дискурсе: современные зарубежные исследования /
Э.В. Будаев, А.П.Чудинов. – Екатеринбург, 2007. – 69-75 с.
6. Вершинина, Е.Н. Имиджеобразующая роль метафоры в образовательном дискурсе // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №377
7. Виноградов, С.И. Выразительные средства в парламентской речи.
Журнал «Русская речь», № 1. – 1994. – с. 43-48.
8. Володина, М.Н. Язык средств массовой информации, М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 760 с.
9. Ворошилова, М.Б. Баба ЕГЭ: креолизованная метафора как орудие дискредитации. / М.Б. Ворошилова, А.Д.Пашкова. – Электронная библиотека УрГПУ. – Екатеринбург, 2016. – с.91-95.
10. Гак, В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора
в языке и в тексте. – М., 1988. – С. 11-26.
11. Гончарова, Д.А. Образовательный дискурс и его системообразующие признаки // Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка в системе довузовской и вузовской подготовки: ма-67
териалы Второй науч.-метод. интернет-конф./ редкол.: Т.Н. Астафурова (отв.
ред.), О.В. Атьман (отв. ред.) [и др.]; оргком.: О.В. Иншаков [и др.]; Федер.
гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгогр. гос. унт", Ин-т филологии и межкультур. коммуникации, Каф. проф. инояз. коммуникации. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 160 с. – С. 23-27.
12. Губайдуллина, И.И. Типология метафоры: к вопросу об основаниях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки:
сб. ст. по мат. XLII международной студенческой научно-практической конференции. № 5(42).
13. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода.// Вопросы языкознания № 4. – 1994. – 17 с.
14. Кабаченко, Е.Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: диссертационная работа канд. филол.
наук: 10.02.01. – Екатеринбург, 2007. – 240 с.
15. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик //
Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. –
477 с.
16. Карасик, В.И. О типах дискурса. // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. научн. тр. – Волгоград: Перемена. –
2000
17. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.,
2004.
18. Карасик, В.И. Язык социального статуса / М.: Институт языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. – 330 с.
19. Константиновский, Д.Л. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации./Д.Л. Константиновский,
В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. – М.: ЦСП. – М. – 2013. – 224 с.
20. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Издательство: М.: Языки славянской культуры. 2004 – 560 с.68
21. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1978. –
326 с.
22. Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М.: Едиториал
УРСС, 2004. — 256 с.
23. Москвин, В.П. Русская метафора: параметры классификации//
Филологические науки. – 2000. - №2. – 66-74 с.
24. Москвин, В.П. Русская метафора. Семантическая, структурная,
функциональная классификация: учеб. пособие к спецкурсу по стилистике. –
Волгоград: Перемена, 1997. – 91 с.
25. Петров, В.В. Язык и логическая теория: в поисках новой парадигмы. — «Вопросы языкознания», 1988, № 2. - 41 с.
26. Празян, Н.О. Лингвокогнитивные и прагматические основы использования метафоры и иронии в английском политическом дискурсе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва. – 2011.
27. Реформатский, А.А. Введение в языковедение. Учебники и сборники упражнений по грамматике английского языка. – 536 с.
28. Ричардс, А.А. Философия риторики. Метафора. Теория метафоры: Сборник статей. «Прогресс» 1990. – 45 с.
29. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира // Языковое бытие человека
и этноса: Психолингвистический аспект. Барнаул, 2001.
30. Серио, П. Как читают тексты во Франции // Сборник «Квадратура
смысла. Французская школа анализа дискурса». М., 1999. С. 12-53.
31. Титкова, О.И. Рекуррентность в образовательном дискурсе. Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5(24), сентябрь-октябрь 2014
32. Цыбина, Ю.Ю. Метафора как средство решения образовательных
задач в педагогическом дискурсе учителя дошкольного иноязычного образования: методический аспект. Журнал Преподаватель XXI век. №2/том 1/201369
33. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное
исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург, 2001. - 238
с.
34. Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации, Екатеринбург, 2003. – 248 с.
35. Шейгал, Е.И. Власть и коммуникация./ Е.И. Шейгал, И.С. Черватюк // Известия РАН. – 2005. – т. 64. – № 5. – с. 38-45
Интернет-источники
36. Аргументы и факты. – URL: http://www.aif.ru/
37. Взгляд. – URL: https://www.vz.ru/
38. Газета.ru. – URL: https://www.gazeta.ru/
39. Кактус. – URL: https://kaktus.site/
40. МЕЛ. – URL: http://mel.fm/
41. Московский комсомолец. – URL: http://www.mk.ru/
42. Независимая газета. – URL: http://www.ng.ru/
43. Независимый мультимедийный портал Православие и мир. –
URL: http://www.pravmir.ru/
44. Песочня. – URL: http://pesochnya.com/blog/svetlanagrachyova/rossiyskoe-obrazovanie-davno-i-tyazhelo-boleet-32300
45. Практика инклюзивного образования в Самарском регионе. –
URL: http://csoso.ru/wp-content/uploads/2016/12/journal-8-16.pdf
46. Российская газета. – URL: https://rg.ru/
47. Сайт Министерства образования и науки РФ. – URL:
http://минобрнауки.рф/m/новости
48. Ударник. – URL: http://gordeevka-udarnik.ru/
49. Учительская газета. – URL: http://www.ug.ru/
50. Федеральный портал «Открытый урок. 1 сентября». – URL:
http://festival.1september.ru/articles/641461/
51. Федеральный портал «Российское образование». – URL:
http://www.edu.ru/70
52. Центр Сулакшина. – URL: http://rusrand.ru/
53. Balalaika24. – URL: http://balalaika24.ru/
54. BBC News. – URL: http://www.bbc.com/
55. East Anglian Daily Times. – URL: http://www.eadt.co.uk/
56. Education Business. – URL: http://www.educationbusinessuk.net/
57. Higher Eduction Discovery. – URL: http://www.akvobr.ru/
58. Independent Thinking Blog. – URL:
http://www.independentthinking.co.uk/blog
59. ITV News. – URL: http://www.itv.com/
60. LiveJournal. – URL: http://philologist.livejournal.com/9233361.html
61. Teacher Toolkit. – URL: https://www.teachertoolkit.co.uk/
62. Tes. – URL: https://www.tes.com/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ