Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №159546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Понятие учебной мотивации в науке 7
1.2 Исследования проблемы самооценки 14
1.3 Особенности учебной мотивации и самооценки в подростковом
возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .. 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи учебной мотивации
и самооценки в подростковом возрасте 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность проблемы. Проблема изучения взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте является одной из самых важных в организации педагогического процесса, так как без учебной мотивации не бывает и успешной учебной деятельности - ведь мотивация входит в структуру этой деятельности, а без самооценки не происходит развития личности.
Изучение взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте в теоретическом плане недостаточно разработано, так как в настоящее время во многих вопросах не достигнуто единого мнения о мотивации, и часто теоретические и практические исследования значительно отличаются друг от друга, или даже противоречат друг другу. При этом считается, что мотивация и самооценка является движущей силой человеческого поведения, личностного развития, и, следовательно, в организации учебной деятельности мотивация и самооценка являются очень важным элементом.
В практическом плане трудность изучения взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте заключаются, по крайней мере, в нескольких аспектах. Например, возрастные особенности развития личности, налагают свой отпечаток на организацию изучения мотивации и самооценки в подростковом возрасте, когда основная трудность заключается в том, что в это время происходят глубокие преобразования в мотивационно- потребностной сфере у детей, в личностной сфере, и получаемые результаты, могут очень быстро потерять свою актуальность в каждом конкретном случае из-за высокого темпа развития подростков.
Также большое влияние на взаимосвязь учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте подростков начинает оказывать постепенно изменяющаяся новая «социальная ситуация развития», где, по мнению Л.С. Выготского, исходным моментом для изменения выступает новая уникальная, характерная только для этого возраста, система отношений между ребенком и средой, которая также очень динамична. Именно в этом возрасте происходит превращение подростка в субъекта учебной деятельности, причем полностью самостоятельного.
Исследование основывается на работах, посвященных проблеме взаимосвязь учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте. Так, Л.И. Божович рассматривала развитие разных групп мотивов на протяжении старшего школьного возраста, Е.П. Ильин рассматривал мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. А.Н. Леонтьев, рассматривал сдвиг мотива на цель как основной механизм развития новых форм деятельности - в том числе и учебной, когда учение становится мотивом.
Самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей рассматривал Э.Г. Эриксон, как регулятор поведения личности рассматривал А.В. Петровский, как компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности,
особенностей, личностных качеств) рассматривала В. Сатир, как личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках,
свойственных индивиду рассматривал С. Куперсмит.
Таким образом, проблема изучения взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте, является в настоящее время актуальной, этой проблемой занимается множество ученых, и по множеству направлений идет поиск средств развития учебной мотивации, и в психологии и в педагогике. Именно поэтому мы поставили следующую цель нашего исследования.
Цель исследования - выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования - учебная мотивация и самооценка.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование проблемы взаимосвязи учебной мотивации и самооценки в подростковом возрасте, позволило определить, что мотивация - это совокупность мотивов, побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, процесс психической регуляции конкретной деятельности. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. Учебная мотивация влияет не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Мотивация учения складывается их ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Становление мотивации - это усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление, новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов взаимно ингрированы внешние и внутренние мотивы.
Самооценка - это компонент самосознания, включает знания о себе, оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков, места среди других людей. Самооценка - важный регулятор поведения личности, от нее зависит критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания о себе, второй - его отношение к себе. Различают общую и частную самооценку. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности, может разделяться на: устойчивую адекватную самооценку, неадекватную пониженную самооценку, неадекватную повышенную самооценку, неустойчивую самооценку.
В подростковом возрасте учебная мотивация характеризуется тем, что содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение, планы их будущей жизни. Механизмы действия мотивов действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого мотива. В мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.
Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована, так как на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Самооценка подростка складывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно суждений сверстников и оценок взрослых. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе.
Результаты проведенного исследования взаимосвязи учебной мотивации и самооценки подростков, показали, что у подростков с высоким уровнем самооценки наиболее преобладающими мотивами выступают учебные, игровые, и социальные мотивы.
Для среднего уровня самооценки у подростков характерно преобладание учебных и игровых мотивов.
У подростков с низким уровнем самооценки, преобладают два вида мотивов - учебные и позиционные.
Таким образом, предположение о существовании взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивацией, в частности, у подростков с высоким уровнем самооценки преобладают учебные, игровые, и социальные мотивы, для среднего уровня самооценки у подростков характерно преобладание учебных и игровых мотивов, у подростков с низким уровнем самооценки, преобладают учебные и позиционные мотивы, было подтверждено.


1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Прогресс, 2016. 267 с.
2. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 69-73.
3. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы
межличностных отношений подростков // Известия Саратовского
университета. 2017. №4. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-i-ya-kontseptsiya-kak-faktory- mezhlichnostnyh-otnosheniy-podrostkov (дата обращения: 23.05.2018).
4. Бернс Р. «Я» - концепция и воспитание. М.: Академия, 2011. 216 с.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и старших школьников. М.: АСТ-Пресс, 2002. 460 с.
6. Букчина Н.А. Теоретико-экспериментальное обоснование
возможностей образовательных технологий в развитии учебной мотивации учащихся основной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. №155. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-
eksperimentalnoe-obosnovanie-vozmozhnostey-obrazovatelnyh-tehnologiy-v- razvitii-uchebnoy-motivatsii-aschihsya-osnovnoy (дата обращения: 23.05.2018).
7. Бурамбаева Д.А. Формирование адекватной самооценки младших
подростков как фактор психологической безопасности личности // Концепт. 2015. №1. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adekvatnoy-samootsenki-mladshih- podrostkov-kak-faktor-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 23.05.2018).
8. Валявко С.М. Современные исследования проблемы самооценки в
зарубежной психологии. 2016. №20. [Электронный ресурс] URL:
http://www.systempsychology.ru/journal/2016_20/359-s-m-valyavko-p-a-zhokina- sovremennye-issledovaniya-problemy-samoocenki-v-zarubezhnoy-psihologii.html (дата обращения: 15.01.2018).
9. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: АСТ-Пресс, 2012. 101 с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2014. 346 с.
11. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности старших школьников/ Е.Б. Гончарова // Вопросы психологии. 2014. №6. С. 26-31.
12. Ермолаева Е.Л. Самооценка и её место в жизни человека // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82496 (дата обращения: 15.01.2018).
13. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Бахрах, 2011. 342 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 502 с.
15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: АСТ-Пресс, 2015. 213 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ